свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 103 | Вторник, 17 сентября 2002 г. | |
УМЕЛ ОСТАНОВИТЬ МГНОВЕНИЕ Отличный фотограф для любой редакции — это уже часть успеха издания. Журналисты лучше, чем кто-либо знают, что даже посредственно написанный материал, проиллюстрированный хорошими снимками, обязательно привлечет внимание читателя. За долгие годы моей работы в редакции наш творческий коллектив обновлялся многократно. Сегодня из памяти уже стерлись имена и фамилии некоторых «проходных» корреспондентов, но вот фамилии всех наших фотокоров помню до сих пор. Все они были рабочими фотокорреспондентами. Особое место среди них занимают Виктор Леонидович Сухинин (к сожалению, ныне покойный) и Алексей Николаевич Неустроев. Оа они фотографы-любители, сотрудничавшие с газетой не из корыстных целей (тем более, что заработать на фотографии в нашей газете было просто невозможно — мизерные гонорары, я думаю, не покрывали и половины затрат). Скорее всего, от своей работы оба получали моральное удовлетворение. Они не состояли в штате газеты, но это не мешало им оперативно и ответственно выполнять редакционные задания. К примеру, все воскресенье проторчать с фотоаппаратом на каком-нибудь спортивном или культурно-массовом мероприятии, а в понедельник с утра принести в редакцию готовые снимки. Вмою память врезался один случай. Отмечали очередной юбилей газеты, как и положено, с короткой торжественной частью и обильным застольем, почти до полуночи. На следующий день к восьми часам утра приходим на работу, а там нас уже ждет Виктор Сухинин с кипой фотографий со вчерашнего вечера. — Виктор, ты что, не спал? — с удивлением спрашиваем его. — Почему, вздремнул немного, — застенчиво улыбаясь, отвечает он. — Решил, что каждому будет приятно увидеть себя на снимках уже сегодня. Бескорыстный, внимательный к людям, удивительно спокойный человек — таким запомнился Виктор Леонидович Сухинин каждому, работающему в коллективе редакции в 60–70-е годы. Пчти сорок лет связывают с нашей газетой Алексея Николаевича Неустроева. В середине 60-х годов он впервые принес в газету свои снимки, сопроводив их небольшими подписями. Фотографии редактору и ответственному секретарю понравились и вскоре они были опубликованы. Дебют был удачным — снимки привлекли читателя необычностью ракурса, умением в простом, будничном увидеть «изюминку». Зниматься фотографией Алексей Николаевич стал в самом начале шестидесятых. Бывает, что к своему увлечению человек идет долгие годы, словно примеряет его к себе. А случается и по-другому — увидит, как кто-то с увлечением чем-то занимается, загорится сам, и уже, кажется, нет такой силы, которая остановила бы его, затушила разгоревшийся в душе пожар. Вот так и у Алексея Николаевича вышло. Увидел он, что друг занимается фотографией, и ему страстно захотелось фотографировать. Купил первый в своей жизни фотоаппарат «Зоркий-6». Самый простой и одновременно сложный, он не давал точной наводки, неудобен был для съемки портрета. До сих пор помнит Неустроев свои первые пять пленок, на которые он пытался снимать все, что видел вокруг, своих близких и друзей. Когда совершал таинство проявления пленки, надеялся, что обязательно всех одарит фотографиями. Но, увы, из пяти пленок удачно получились только три кадра. Хотя для начинающего фотографа — результат положительный. Этот случай научил его не механически выполнять обязанности фотографа, а подходить к делу творчески. Стал всю работу тщательно фиксировать: записывал при какой диафрагме, выдержке и других параметрах освещенности делал тот или иной кадр. Методом проб и ошибок доходил до нужного результата. Уе позже приобрел «Зенит», кстати, именно этими фотоаппаратами Алексей Николаевич сделал большинство своих фотографических находок. Он всегда был многожанровым фотографом. Ему удавались портреты, натюрморты, производственные снимки, темы спорта, пейзажи. С особой любовью он снимал именно пейзажи. Еще во время войны, окончив Ярославское ремесленное училище, Алексей вместе со своим выпуском по линии мобилизации трудовых резервов был направлен на строящийся автомобильный завод на Урале. Молодого парня просто очаровала и заворожила уральская природа. Уроженец равнинной местности, он не мог без умиления созерцать покрытые реликтовыми деревьями горы, многочисленные зеркала озер, на многие километры разбросанные в окрестностях Миасса. Поэтому, когда научился фотоделу, решил всю эту красоту запечатлеть на своих снимках. Глядя на его фото, почти телесно ощущаешь легкое дуновение ветерка, колышущего разнотравье, или сильные порывы ветра перед грозой, пригибающие к земле ветки деревьев. Если на его снимке запечатлены насекомые: пчелы, собирающие нектар, или бабочка, летящая к цветку, — они кажутся живыми, еще мгновение — и полетят дальше по своим делам. Сои первые производственные портреты Алексей Николаевич, конечно же, делал в своем родном инструментальном производстве, где он работал в отделении механика. Неустроев — человек увлеченный и творческий. Он всегда старался постигать что-то новое, малознакомое ему. Например, по специальности он был слесарем-лекальщиком, но когда на участке появилась потребность в газосварочных работах, Алексей Николаевич без лишних раздумий решил переквалифицироваться и с успехом сдал экзамены на новую специальность. Да так и работал до выхода на пенсию. Чо касается фотодела, то Алексей Николаевич тоже не хотел быть дилетантом. Он постоянно повышал свой профессиональный опыт. Много читал литературы по фотоделу. А когда известный в городе фотограф Владимир Николаевич Самоквасов создал фотоклуб, стал одним из его активных членов. Занятия в фотоклубе приносили не только удовлетворение. После них Алексей Николаевич чувствовал, что более уверенно начинает делать портретные или пейзажные снимки, появилось желание попробовать свои силы в фотографиях на спортивную тематику. В них очень важно не просто щелкнуть, чтобы получить снимок, а с особым упорством ждать момента, который отразит всю экспрессию мгновения. И надо сказать, что он мастерски овладел этим умением. Около 20 лет Алексей Николаевич посещал фотоклуб, который помог ему стать профессионалом. — Мне очень понравилось предложение руководителя клуба делать фотоокна о жизни нашего города и горожан, — вспоминает Алексей Николаевич. — Помню, когда в витрине фирменного хлебного магазина на проспекте Автозаводцев появилось первое фотоокно, какой это вызвало ажиотаж. Ни один человек, проходящий мимо, не оставался безучастным. Он обязательно останавливался, внимательно всматривался в лица, пытаясь отыскать знакомых. А мы гордились, что сделали доброе дело для города. Псле переезда Владимира Николаевича в другой город, долгие годы кружком руководили Владимир Подшивалов, я, Владимир Шатров, Попов (имени его, к сожалению, не помню), а затем на протяжении многих лет его возглавлял прекрасный фотолюбитель, мастер своего дела Михаил Иванович Башун. Неоднократно членами нашего фотокружка в городе организовывались фотовыставки: в кинозале «Урал», в Детском клубе, во Дворце культуры. А. Неустроев был непременным участником всех городских фотовыставок. Кроме этого, его работы имели успех на областных выставках, и даже на всесоюзной выставке «Страна моя»; были у него и четыре персональные выставки. Алексей Николаевич за свое творчество имеет многочисленные грамоты, поощрялся ценными подарками. Алексей Николаевич в течение многих лет занимался с юными фотолюбителями. Он умел увлечь ребят, заинтересовать их, с удовольствием вместе с ними совершал вылазки в окрестности Миасса, где учил юных фотографов видеть и понимать прекрасное, ловить момент, мгновения, которые невозможно будет повторить уже через секунду. Наш бывший фото- корреспондент — человек широкого диапазона увлечений. Он заядлый рыбак, охотник, грибник, ягодник, садовод. Правда, к сожалению, судьба сыграла с Алексеем Николаевичем злую шутку, она отняла у него главное его увлечение и большую любовь — возможность фотографировать. Он перенес несколько операций на глазах. И, конечно, сожалеет, что не может больше взять в руки фотоаппарат и запечатлеть прекрасные мгновения. Но в жизни Алексея Николаевича их было много, и он дарил их людям. Вот какие отзывы они давали ему и его творчеству: «Большое спасибо за выставку! Мы просто поражены обилием добрых, искренних, подлинно человеческих лиц. Очень, очень понравилось». Учащиеся педучилища; «Уважаемый Алексей Николаевич, спасибо вам за фотовыставку, за встречу с красотой! Считаю, что особенно удаются вам портреты. Очень понравились ваши работы: «Болельщик» и «Защитник Родины». Из таких моментов и складывается наша жизнь. Интересно увидеть нас (людей) со стороны такими, какие мы есть на самом деле…». Сергей Чурин, фотограф-любитель; «Благодарим организаторов выставки, а также ее создателя — простого рабочего. Выставка доставила истинное удовольствие. Хороши женские портреты, снимки о природе». Ахмадеева и Чернова, работницы МЭА. Вквартире Алексея Николаевича на стене одной из комнат размещены фотографии, в которых раз и навсегда остановилось мгновение. А жизнь продолжается, и может быть кто-то из учеников мастера сегодня также пытается поймать в кадр солнечный зайчик, полет шмеля, дуновение ветерка…
Татьяна ИЛЬИНКОВА.
|
назад |