свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 101 Уральский автомобиль Четверг, 12 сентября 2002 г.

«ВСЕ ВОКРУГ ДЫШАЛО РАДОСТЬЮ»

   Время, чуть поработав над лицом этой 75-летней женщины, опустило руки и отступилось. Глаза остались молодыми. Может оттого, что жила всегда в мире творчества и музыки, — с вечностью на ты. В свой юбилейный год Валентина Дмитриевна Рослая спешит набросать странички своей жизни, ставшей незаметно для нее частью истории города. Ведь она, как и ее муж Иван Андреевич Рослый, была в горстке тех людей, с которых начиналась музыкальная жизнь послевоенного Миасса, точнее, новостройки, как тогда называли бурно растущую центральную часть города.

   Вто время тяга к музыке у людей была настолько сильной, что молодым профессиональным музыкантам пришлось стать стахановцами от культуры и не щадя себя трудиться на ниве музыкального просвещения. Силы питал энтузиазм, а им наделила Валентину Дмитриевну сама эпоха.

   Втридцатые годы, как и всех детей, ее учили быть выносливой — например, плавать с завязанными руками на тот случай, если враг схватит, метать гранату, прыгать с парашютом. Да и вообще, бездельничать не было времени, — говорит она с улыбкой, — поскольку партия требовала растить из нас культурных людей. Тогда даже взрослые жители деревни недалеко от их военного городка ходили не только в школу ликбеза, но и на уроки танцев, осваивая вальс и танго. Школьникам вменялось в обязанность посещать кружки. Сама-то Валентина с удовольствием бегала и в хор, и в модельный кружок, и в драмкружок, и в другие, даже ездила с балетной группой в Москву. Казалось, все вокруг дышало радостью. Всегда что-то тихонько напевал отец, пела и Валентина, перенявшая его привычку; люди вокруг пели песни Дунаевского из кинофильмов.

   П счастью, также радостно продолжилась Валина жизнь после войны: судьба берегла всех пятерых членов ее семьи. Окончив школу в местечке под Магнитогорском, Валя вместе со всем классом, а это одиннадцать девчонок, поехала поступать в пединститут. Заодно сдала экзамены в музучилище: пригласил на улице кто-то из музыкантов, случайно услышав ее пение. И еще отнесла документы в театральное училище, потому что оно было рядышком с музыкальным, а стать актрисой тоже хотелось. Приняли везде, но в итоге она осталась на дирижерском отделении музучилища. С этим учебным заведением у миасской музыкальной интеллигенции сложатся особые отношения. Его директор Семен Эйдинов, выпускник московской консерватории, эрудит и талантливый человек, будет обеспечивать кадрами наш город, а потом с удовольствием принимать к себе «внучатых» воспитанников.

   Плучив диплом в 1949 году, Валентина Дмитриевна приехала преподавать в Миасскую музыкальную школу N№ 1, что в старом городе. Совсем не было у нее учебников для учащихся, питание — скудное, одежда — скромная, обувь — грубая, но после войны все это казалось таким малозначительным. Музыкальная школа переполнялась по вечерам, народ спешил в старый город на «кукушке» (так прозвали мотовоз) после тяжелого рабочего дня.

   Ипосле открытия второй музыкальной школы на «новостройке» классы не стали менее многолюдными. Кстати, возглавил эту школу муж Валентины Дмитриевны — Иван Рослый. Здесь по вечерам собирались врачи, учителя, инженеры, прибывшие на завод по направлению со всех уголков страны — из Тбилиси, Ташкента, Москвы, из средней полосы, все молодые, жадные до жизни и до знаний.

   Атмосфера была удивительной: смешение культур, фейерверк талантов, а сама школа стала тогда средоточием общественной жизни. Некоторые взрослые осваивали азы музыкальной грамоты вместе со своими детьми. Кстати, среди школьников долгое время сохранялся конкурсный отбор.

   Массу не хватало музыкальных педагогов, даже при том, что магнитогорское училище каждый год присылало своих учеников.

   Влентине Дмитриевне, как и ее коллегам, приходилось еще и выезжать в окрестные деревни: там тоже люди хотели петь в хоре. Жили у них по неделе, старались успеть дать хоть какие-то знания и навыки. Несколько позже Иван Рослый организует специальные курсы при музыкальной школе для жителей окрестностей Миасса.

   Кгда школа переехала в здание на территории нынешнего парка отдыха, семья Рослых, состоящая уже из четырех человек, поселилась там же. Дверь квартиры всегда была открыта для учеников и преподавателей, они забегали и чаю попить, и поговорить, и сетку под продукты взять. Супруги продолжали трудиться с утра до вечера. Их старшая дочь Людмила Ивановна вспоминает, что засыпали они с сестрой, когда родители еще работали, и просыпались уже после их ухода. Девочек будила уборщица, певуче зазывая «заплетать коски» и провожала в школу.

   Вчудесные музыкальные вечера превращались праздники в квартире Рослых, а отчетные концерты становились праздниками для семьи. О званиях и наградах Валентина Дмитриевна тогда не помышляла, судьба и так была щедра: рядом — Иван Андреевич, дочери, есть благодарность учеников, признание коллег. Ей нет дела до того, что осталась без званий и регалий. Главное — ее выпускники поступали в высшие музыкальные учебные заведения; многие из них сами преподают сегодня в Миассе.

   Вйдя на пенсию, она продолжала преподавать уже в школе N№ 26, в эстетической студии. И была по-прежнему рада жизни и работе. И сейчас Валентина Дмитриевна с благодарностью принимает любые знаки внимания вместе с другими ветеранами.

   


Любовь Яржемская



назад


Яндекс.Метрика