свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль Уральский автомобиль Уральский автомобиль
Вторник,
30 октября
2001 г.
№ 123
Уральский автомобиль

МЫ ОХОТНО ПОДЕЛИЛИСЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

Вот так молодежь проводила свободное время

   Н Уральский моторный завод в инструментальный цех я поступил 5 марта 1942 года. Правда, как такового цеха еще и не было, только начинали копать траншеи под фундамент здания, а оборудование временно размещалось в бывшем модельном цехе. Не было и отопления, цех обогревался несколькими буржуйками. Здание же инструментального цеха было построено за 21 день и в апреле в нем начался монтаж оборудования, которое с площадки разгрузки доставлялось в цех живой силой. Станки устанавливали на металлические листы и бригадой в 20-30 человек тянули в инструментальный цех. Одновременно осуществлялся их монтаж и пусковые работы. Станки вводились в строй и на них приступали к изготовлению инструмента. С первого мая меня определили учеником слесаря к высококвалифицированному специалисту Александру Ермакову. С этого времени началась моя биография — члена трудового коллектива инструментальщиков (а было мне в то время всего 16 лет).

   Большой приток молодежи в цех потребовал организации технического обучения. Были организованы курсы. Молодежь успешно на них обучалась, а по окончании получала квалификационный разряд.

   Кконцу 1943 года мне уже присвоили 5 разряд слесаря и перевели из бригады Ермакова на самостоятельную работу в отделение механизированного и подсобного инструмента. Я выполнял работу по изготовлению высадочных и обрезных штампов, волочильных фильеров и другого подсобного инструмента. В то время в цехе работало много молодежи, которая не отставала в производстве инструмента от кадровиков. Это В. Кравченко, Н. Орлов, С. Вдовин, И. Симонов, И. Макаренко, Б. Пермяков, Г. Барон, А. Кротков, Ф. Нестеров и многие другие.

   Ои активно участвовали в рационализаторской работе. Так бригада кузнецов предложила в свободной ковке применять подкладные штампы, что улучшило качество ковки, особенно круглых поковок, и позволило уменьшить припуски на механическую обработку. Слесарь В. Я. Кравченко внес предложение заходную фаску фильеров перевести со слесарной обработки на фрезерный станок, это сократило время обработки и улучшило качество.

   Ме тоже удалось внести свою лепту в усовершенствование условий работы.

   Всентябре 1944 года я поступил на вечернее отделение автомеханического техникума. Еще до окончания техникума руководство цеха перевело меня на работу в конструкторское бюро приспособлений в качестве конструктора по проектированию приспособлений для основных цехов завода. Молодежь вовлеклась в общественную жизнь коллектива. В 1951 году я был избран секретарем комсомольской организации цеха.

   Вмои обязанности стало входить: организация политучебы, физкультурной работы и художественной самодеятельности. Большую помощь в этом оказывали партийная организация и руководство цеха, товарищи по комсомольской работе и групкомсорги на участках. Много внимания мы уделяли росту рядов ВЛКСМ. К концу 1952 года в комсомол входило 190 человек. Это была самая большая комсомольская организация на заводе.

   Дльнейшее развитие предприятия выводит его в передовые заводы страны. Начинается подготовка к выпуску большегрузных автомобилей. Большое внимание руководством цехов, профсоюзной организации и ведущими специалистами цеховых служб уделяется воспитанию технических кадров, особенно тех, кто повышал свои знания, учась на вечерних факультетах техникума или института. Этот контингент переводили на работу в техчасть цеха на инженерные должности. Так были переведены на работу в техчасть такие учащиеся как В. Р. Иванов, Е. И. Попель, П. М. Мережников, А. И. Балдина и многие другие. В то время завод успешно развивался и в 1961 году из его ворот выходят первые большегрузные трехосные автомобили высокой проходимости «Урал-375».

   З эти годы молодые мальчики, которым в 1942 году было по 15-16 лет, повзрослели и стали классными специалистами. Многие из них награждены орденами и медалями.

   Тк, М. М. Шабалин — орденом Ленина, Н. В. Орлов, В. А. Курапов — орденами Трудового Красного Знамени, В. Г. Сапрыкин — орденом Знак почета, фрезеровщику Д. С. Стрелкину присвоено звание Героя Социалистического Труда. Они могли изготавливать самые сложные приспособления, пресс-формы и штампы. Недаром, когда одного из руководителей цеха спросили: «Можете ли вы выполнить сложные конструкции для оснащения основного производства», он ответил: «Хоть черта сделаем, были бы чертежи». В продолжение этого приведу пример. В инструментальном цехе широко использовались пневматические тиски прямого действия давления воздуха, но эти тиски работали не всегда надежно.

   Нчальник цеха Н. П. Шибанов вместе с начальником техчасти П. Г. Носовым после долгих поисков пришли к выводу, что можно применить не прямое давление воздуха, а усиленное через клин. Расчеты показали, что усилие зажима через клин увеличивалось в 10-14 раз. Кроме того, работа эта проделывалась практически мгновенно. Начальник конструкторского бюро техчасти Ф. М. Кригер совместно с конструктором Е. И. Попель выполнили задумку авторов в чертежах. Был изготовлен опытный образец, и изобретение признали удачным. Более того, работы по внедрению пневматики на нашем заводе считались лучшими по министерству автомобилестроения. Для обработки червячной пары лебедки автомобиля «Урал-375» необходимо было сделать специальные фрезы. Большое беспокойство вызывала операция затыловки профиля зуба фрезы. Обычным способом при помощи кулачка выполнить это было нельзя, а предложенный техчастью цеха метод затыловки путем настройки станка на отставание и опережение нарезания зубьев был неясен. В процессе работы оказалось, что предложение было правильным. Решено было модернизировать затыловочный станок. Для решения этой задачи организовали творческую бригаду в составе Н. Я. Ильичева, Ф. М. Кригера и меня.

   Ме было поручено разработать чертежи. Бригада справилась с задачей. Выполненная работа была признана изобретением и члены бригады получили авторские свидетельства, а также денежные премии от руководства завода.

   Ноценимую помощь станочникам оказали новаторы производства инструментального цеха Н. П. Козлов и В. В. Якиманский. Они разработали и внедрили в производство конструкцию сборных червячных фрез. Корпус фрез они сделали из обычной стали, в пазы корпуса вставили режущие рейки из быстрорежущей стали. Внедрение этой новинки обеспечило заводу четырехкратную экономию быстрорежущей стали. Только при изготовлении одной фрезы экономия стали составляла 9 килограмм. Это предложение дало заводу 560 тысяч рублей годовой экономии. Заслуга новаторов оказалась настолько очевидной, что руководство завода премировало авторов двухмесячной премией.

   Н разных этапах творческой работы новаторам помогли Юрасов, Камышев, Маслин, Иванушкин и другие. Весть о новшестве быстро разнеслась среди станочников. Новинка стала известна и на других предприятиях страны, и посыпались заявки с просьбами поделиться технической документацией. Мы с удовольствием откликались на эти просьбы.

   Зканчивая свои воспоминания, я хочу сказать: мне очень повезло, что я работал рядом с замечательными людьми, товарищами, которые бескорыстно оказывали мне помощь. Хочу выразить благодарность Н. П. Шибанову, А. И. Дубиничеву, П. Г. Носову, Е. И. Попель, Ф. М. Кригеру, М. П. Семенову и многим, многим другим инструментальщикам.

   Кк все-таки много сделано за прошедшие 60 лет. Ветераны должны быть уверены, что их трудовой подвиг не будет забыт.

   


Г. Ветлугин, бывший начальник конструкторского бюро инструментального производства, ветеран труда.



назад


Яндекс.Метрика