свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 32 (8867) | Суббота, 30 апреля 2011 г. | |
Нормы этики Окончание. Начало в № 31 — Особое место в кодексе уделено политике компании в отношении так называемого конфликта интересов. Что за этим стоит, и какую угрозу подобного рода конфликт представляет для компании? — Речь идет о возможном столкновении интересов руководителя или сотрудника, способных в силу своего служебного положения влиять на принятие выгодных лично им решений и в ущерб интересам самой компании. Кпримеру, сотрудник или его близкие родственники являются собственниками или акционерами другой фирмы, которая имеет или намеревается иметь деловые отношения с «Группой ГАЗ» (в качестве поставщика, клиента и так далее). Сама по себе такая ситуация не является нарушением кодекса, но потенциальный конфликт интересов в ней все-таки содержится. Поэтому она нуждается в управлении, и существует множество способов такого управления. Оптимальный вариант — отстранение данного сотрудника от любого взаимодействия с аффилированной компанией. Тогда возможность извлечения какой-то выгоды для него перестает существовать. Это должно быть нормой. Коме того, наличие родственных связей внутри компании может сказываться на карьерном росте кого-то из сотрудников, состоящем в родстве с более высоким по должности руководителем. Такое возможно, и решение этого конфликта интересов тоже есть. Для его урегулирования можно привлечь главного этического уполномоченного, который выступит в качестве «третейского судьи». Главное, чтобы человек сам заявил об этой ситуации, которая будет потом отслеживаться. Вероятность извлечения личной выгоды из этого конфликта интересов становится в этом случае минимальной. — Каким образом кодекс профессиональной этики «Группы ГАЗ» регламентирует работу с внешними партнерами и сторонними организациями? — Группа всегда должна выполнять свои обязательства и рассчитывать на такое же поведение своих партнеров. Группа работает строго в соответствии с законодательством и ожидает следования ему от контрагентов. Кмпания не принимает ни в какой форме незаконных выплат и не допускает неэтичных и несправедливых способов воздействия на организации, с которыми имеет деловые отношения. Поскольку любое нарушение этих принципов ведет к финансовым и репутационным рискам для Группы, кодекс обязывает сообщать о фактах такого рода по специально предусмотренным каналам. — Вы, надо полагать, имеете в виду «Горячую линию», которая уже больше месяца открыта в компании. Как согласуется с нормами этики возможность анонимно сообщать информацию о фактах отклонения от стандартов кодекса? — Я не вижу в этом никакого этического конфликта. Если мы сказали, что следуем нормам кодекса, определили принципы поведения, то этим принципам должны следовать все в компании и делать все возможное, чтобы не допускать отклонений от них. Люди, которые сообщают о нарушениях этих принципов, ведут себя вполне этично. Вопрос лишь в том, какие цели они преследуют. Если корыстные, то это естественно плохо, и мы не должны этого допускать, Но практика показывает, что в большинстве случаев люди делают это в интересах фирмы. Например, в Европе или Америке любой житель считает своим долгом сообщить, если видит за рулем пьяного водителя, который угрожает участникам дорожного движения. И это только приветствуется. Сэтим трудно поспорить. В данном случае перевешивает та чаша, на которой находятся жизни потенциальных жертв пьяного водителя. — Но ведь нельзя исключить того, что позвонивший не об интересах фирмы печется, а хочет досадить начальнику, отомстить за причиненную обиду, просто навредить кому-то… — Это само по себе нарушение норм этики. Я считаю, что таких людей, которые преследуют корыстные цели, можно и наказывать. Отличить одно от другого не так сложно. Действительно, во многих случаях предоставленная нам информация, полученная по «Горячей линии», не подтверждается. Но, не потому что позвонившие преследовали какие-то свои цели — просто они не обладали всей полнотой информации, не знали каких-то моментов. Мы даем человеку ответ, где разъясняем ситуацию, подтверждаем или опровергаем фактами предоставленную им информацию. Ответ обязателен в любом случае. — Каковы результаты работы «Горячей линии»? — За первый месяц работы «Горячей линии» мы получили около двадцати сообщений, затрагивающих различные темы: трудовое законодательство, конфликт интересов, признаки мошенничества, неэтичные отношения внутри Группы... Половина изложенных фактов подтвердилась, были приняты меры и предотвращены нежелательные для компании последствия. Благодарю сотрудников, которые вовремя проинформировали нас об этом. Но, например, нарушений трудового законодательства не было — люди просто чего-то не знали. И здесь уже задача руководителей — доводить необходимую информацию до каждого, это тоже очень важно для поддержания нормальной рабочей атмосферы. А случаи неэтичных взаимоотношений действительно были. С точки зрения ценностей нашей Группы, неэтическое отношение к коллегам не менее серьезное нарушение кодекса, чем воровство или скрытый конфликт интересов. — Предусмотрены ли наказания для нарушителей кодекса? — Все зависит от степени тяжести проступка. Если речь идет о пьянстве — дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения, о мошенничестве, воровстве — заводится уголовное дело. Если возникает конфликт интересов, можно человека перевести на другую работу, где даже при желании он не смог бы влиять на принятие решения. Если причинен серьезный ущерб — и последствия серьезные. Привлекается и комитет по этике, чтобы при определении степени виновности исключить субъективный фактор. Презумпция невиновности не отменяется — вину человека нужно доказать. Взаключение хочу сказать, что при решении любой этической дилеммы, нужно задать себе несколько вопросов: «Одобрили бы ли ваши действия люди, которых вы уважаете, если бы они знали об этом?», «Хотели ли бы вы, чтобы с вами так поступали, как поступаете вы?», «Если бы вы знали, что о ваших действиях станет известно всем, совершали бы вы эти действия?». Наш кодекс этики просто предлагает быть честными перед самими собой!
Лариса Смирнова
|
назад |