свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 30 (8865) Уральский автомобиль Суббота, 23 апреля 2011 г.

Дивиденды грамотной экологической политики

   «Экология — такая же составная часть производства, как логистика или экономика», — эту мысль в различных интерпретациях директор департамента экологической, пожарной, промышленной безопасности и развития энергоэффективности «Группы ГАЗ» Александр Лукичев повторяет во время нашего интервью несколько раз.

   Рбота, построенная по такому принципу, вывела «Группу ГАЗ» на лидирующие строчки рейтинга «Независимого экологического рейтингового агентства». По оценкам экспертов, «Группа ГАЗ» занимает одиннадцатое место место среди 300 крупнейших предприятий России. ПАЗ и ГАЗ — второе и третье места в аналогичном областном рейтинге, ЯМЗ и ЯЗДТА делят второе и третье места в своем регионе, «Урал» — третий в Челябинской области (по данным последнего рейтинга 2009 года). Самым экологичным предприятием Московской области признан ЛиАЗ, ненамного отстает от него и ГолАЗ. Успех подразделениями «Группы ГАЗ» воспринимается как руководство к дальнейшему действию.

   Оптимальные производственные решения

   — Большой плюс нашей компании сегодня в том, что экологи в «Группе ГАЗ» привлекаются к работе не после того, как новое оборудование будет закуплено и смонтировано, а в процессе обсуждения планов по его приобретению, — говорит Александр Юрьевич, — внутренняя экспертиза гораздо более необходима до подписания контракта, чем после него. Раньше это было реальной проблемой: сначала покупали оборудование, потом оценивали, как оно воздействует на работников и окружающую среду.

    В итоге прогнозы экономической эффективности нового проекта оказывались неточными, поскольку к новой линии необходимо было докупать, например системы очистки: мы не имеем права выйти за рамки экологических стандартов и стандартов безопасности здоровья, а такая политика закреплена, в том числе и в Кодексе корпоративной этики «Группы ГАЗ». Иногда под закупку очистных систем приходилось создавать дополнительные инвестиционные проекты. Но не проще ли изначально сделать комплексную оценку нового оборудования?

   — Вопрос, я полагаю, риторический.

   — Конечно. Например, в процессе реализации инвестпроекта по созданию нового завода дизельных двигателей в Ярославле, модернизацию очистных сооружений заложили в общую смету расходов — образно говоря, это сделало более прозрачной и экологию, и экономику предприятия. Именно так поступили на ПАЗе: в 2008-м году здесь закупили новую окрасочную камеру в комплексе с системой очистки — при этом у ПАЗа практически ликвидировалась проблема с выбросами от окрасочного производства.

   — Все логично. Странно было бы не увидеть в проекте строчки «экологических» затрат, которые предприятию в любом случае придется понести.

   — Да, сегодня это выглядит совершенно логичным. Но еще несколько лет назад подобный подход казался, по меньшей мере, странным. Нам необходимо было донести до производственников, чтобы они, выбирая новое оборудование, думали о том, как оно будет воздействовать на окружающую среду — и каким образом снизить данное воздействие или исключить совсем.

   — По имеющийся у меня информации на Нижегородской площадке внедряется система экологического менеджмента и систем менеджмента безопасности здоровья на основе международных стандартов. В чем суть проекта?

   — Его экономическую выгоду на первом этапе подсчитать очень сложно. А вот выгоду управленческую мы увидим весьма наглядно. Постараюсь объяснить максимально понятно: мы берем отдельный цех. Рассматриваем его с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду и безопасности здоровья. Разрабатываем на основе полученных данных мероприятия по снижению рисков и устанавливаем «точки» контроля, по которым мы будем отслеживать динамику изменений. В результате во всех производственных показателях цеха будет отражаться и его производственно-социальные аспекты. Я уверен: первые результаты проект даст через полгода. Еще через год его успешность можно будет оценить, что называется, невооруженным взглядом, когда система будет работать не в режиме On-Line. Тогда мы сможем готовиться к сертификации на международном уровне.

   — Эту успешность, как вы сказали, сложно будет измерить экономическими категориями. Какую тогда применим «систему мер и весов»?

   — Не только «экологическую». Для нас главное: чтобы операторы, наладчики, бригадиры относились к природоохранной составляющей своей работы осознанно. Сегодня рабочий получил приказ: «Бросай отходы туда». Он бросает. Но у нас не армия, где приказы не раздумывая принимаются к исполнению.

    Оператор должен понимать, почему именно эти отходы нужно бросать «туда», осознавать, как именно его действия отразятся в конечном итоге на общих результатах работы его подразделения и эффективности работы компании в целом.

   Оончание интервью в следующем номере.



назад


Яндекс.Метрика