свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 21 (8856) Уральский автомобиль Четверг, 24 марта 2011 г.

Менеджеры младшего звена

   Мастер участка сборочных линий цеха нормалей Алексей Мухин, у которого мы побывали на днях, достал из ящика стола многостраничный перечень прав и обязанностей. Это на автозаводе как «Отче наш» для менеджера данной категории.

   Сисок того, что мастеру положено выполнять, включает 50 пунктов. А есть в этом документе не менее внушительные по размеру разделы «Показатели оценки деятельности», «Взаимодействия по работе», «Квалификационные требования», «Ответственность». И самый лаконичный, всего из семи пунктов, раздел «Права». Непреложное требование — сегодня мастер должен иметь либо высшее, как у Алексея, образование, либо среднее специальное.

   Универсальный человек

   Алексей приходит в цех чуть свет, когда тишина в цехе прерывается лишь звуком шагов. И вовсе не потому, что таков его душевный порыв. Появиться на участке раньше всех — его должностная обязанность. Тщательный осмотр участка. Каждая неполадка фиксируется в специальном журнале. Рабочая смена начинается с проведения пятиминутки. Короткий необходимый инструктаж, расстановка людей по рабочим зонам. В подчинении Алексея Мухина 31 человек. Рабочий, как правило, обслуживает за смену два-три станка.

   Зтем аналогичное совещание у начальника цеха, который информирует мастеров, какая продукция необходима смежникам внутри завода. Сведения еще раз уточняются в разговоре с логистами, с использованием системы заявок. Задание бригадирам. Все возникающие в процессе производства проблемы мастер и бригадир решают совместно.

    Это схема. Ибо роль мастера в каждом конк-ретном подразделении обусловлена еще и специ-фикой труда. Но одно незыблемо. Мастер должен досконально знать всю производственную цепочку своего участка, оборудование, детали, их технологический маршрут. В то же время, владеть навыками психоанализа. Это по науке. А если по-человечески, то сходу примечать, с каким настроением пришел подчиненный на работу. Со стороны, говорит Алексей, видно — вот человек нос повесил, сел и за дело взяться не может. Значит, надо поговорить по душам. За пять минут рабочий выговорился, и ему легче. Алексей считает, что это один из самых важных моментов в работе мастера.

   П сути, мастер — это универсал. И специалист (как правило, эти люди начинали на участке с азов), и организатор, и руководитель, и материально ответственное лицо, да и в целом как отец родной.

   Тк было испокон веков. Если полистать подшивки заводской газеты разных лет, то вывод будет однозначным — у мастера и в прежние времена проблем хватало. На круглых столах и в дискуссиях на ежегодных встречах мастеров и бригадиров страсти кипели нешуточные. Младшие командиры производства сетовали на штурмовщину в конце месяца, на необходимость буквально «выбивать» детали у поставщиков внутри завода, дублируя диспетчеров и снабженцев, а порой и к станку вставать, если станочника некем было заменить. К тому же, на мастере зачастую лежали обязанности мобилизовать коллектив на полевые работы, на какой-нибудь очередной забег, на выпуск стенгазеты и так далее. Юмореска одного из наших коллег, пришедшего в корпоративную журналистику из мастеров, о такой вот беличьей беготне в колесе оканчивалась так: подходит к мастеру участка буфетчица и с обидой выговаривает — что это, мол, ваши рабочие беляши не покупают. Смех смехом, а крутиться действительно приходилось.

   Передовая автозавода

   Сйчас многое из прежней практики осталось в прошлом. Настоящую революцию в организации работы на участке произвела производственная система, внедрение которой позволило и блеск навести на производственных площадках, и комнаты отдыха оформить, и простои оборудования снизить, и затраты времени оптимизировать. Теперь, рассказывает Алексей, мастер не должен тратить время на то, чтобы самому вставать к станку — все рабочие, пройдя обучение, могут выполнять любую операцию. Здесь 16 единиц оборудования на участке обслуживают всего три женщины. А былые диспетчерские функции мастера исключило внедрение карточной системы «канбан».

   Сгодня мастер имеет четкий план действий и понимает, как много от него зависит, чтобы предприятие во всем опережало конкурентов и не оставляло им шансов в борьбе за потребителя. Как сказала в разговоре с корреспондентом мастер участка стальных угольников и рычагов цеха автокомпонентов одноименного производства, почетный машиностроитель Наталья Козицына, сейчас идет поиск резервов в связи с поставленной перед заводчанами задачей — повысить производительность труда на 15 процентов. Мастер приняла решение на небольшом участке рычагов более оптимально расставить оборудование, чтобы сократить передвижения оператора. Здесь теперь и лишней тары не увидишь. Рабочие берут деталей ровно столько, сколько требуется на смену. На участке, как и в целом в цехе, чисто, как в офисе. Земляной пол бывшего моторного цеха остался лишь в воспоминаниях ветеранов. Каждое рабочее место снабжено табличкой с именем и фамилией станочника. И много цветов. Когда-то именно о таком участке Наталья Козицына, которая работает мастером с 1986 года, только мечтала.

   Владимир Фрей, начальник модельного цеха литейного производства:

   — Мастер должен многое знать и уметь, оперативно реагировать на любые возникающие ситуации, даже неожиданные, брать на себя ответственность за принятые решения. Здесь важен и уровень образования. Не случайно у нас на автозаводе многие мастера имеют дипломы вузов. Необходимо находить контакт с людьми и в то же время быть принципиальным и взыскательным руководителем, не доводя дело до конфликта. Наверное, правильно, что мастеров обычно назначают из толковых рабочих, которые имеют какой-то производственный опыт, стремятся учиться. Человека в коллективе всегда видно.

   Алексей Мухин, мастер участка сборочных линий цеха нормалей заготовительного производства:

   — Моя позиция, мастер — это ключевая фигура на производстве. Он дает задание рабочим, отвечает за выполнение производственного задания, за качество деталей, решает организационные вопросы. При отсутствии мастера его замещает бригадир. Бригадиры у нас на пятьдесят процентов освобожденные, и профессионализма им хватает, чтобы справиться и с этими обязанностями.

   Наталья Козицына, мастер участка стальных угольников и рычагов цеха автокомпонентов производства автокомпонентов:

   — Я считаю, главное для мастера — не потерять свой авторитет в глазах рабочих. А для этого надо и во всех производственных вопросах хорошо разбираться, и инструменты и принципы производственной системы досконально знать, чтобы доходчиво объяснить рабочим. В этом помогает нам действующая на заводе система обучения. Важно и самому показывать пример добросовестного отношения к труду и самодисциплины. Надеюсь, что мне это удается.

   


Ольга Белякова



назад


Яндекс.Метрика