свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 14 (8849) Уральский автомобиль Суббота, 26 февраля 2011 г.

Наше место в большой лодке

   17 февраля 2010 года Челябинское региональное отделение Союза машиностроителей России провело в конференц-зале Законодательного собрания области круглый стол на тему готовности предприятий машиностроительной отрасли Южного Урала к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

   Вдискуссии на важную для промышленности Южного Урала тему приняли участие руководители и специалисты ведущих машиностроительных предприятий Челябинской области, представители исполнительной власти, научного сообщества, средств массовой информации из Челябинска и Миасса — ведущих промышленных центров региона.

   Иак, Россия стремится вступить в ВТО. Вспомним, разговоры по поводу этого пока еще не свершившегося события ведутся давно, не менее десятка лет. Рано, поздно ли, наступит день, когда наша страна пополнит ряды ВТО. Иного пути просто нет. Мировая рыночная экономика — это большая лодка, которая плывет в одном направлении, и места в ней хватит всем.

   Педположим, Россия стала членом ВТО. Большая ли польза от этого пребудет россиянам, ведь, нас никто не ждет с распростертыми объятиями, все ниши мирового рынка давно заняты? Какие появятся проблемы и откроются ли новые перспективы? Что больше будет встречаться машиностроителям Южного Урала на пути: плюсы или минусы? Кто успел подготовиться к работе в новых условиях, а кто нет? Вот об этом и предложил поразмышлять участникам дискуссии ведущий круглого стола — пресс-атташе Челябинского регионального отделения Союза машиностроителей России Андрей Трушников.

   ВЧелябинской области действуют 119 предприятий машиностроительной отрасли, на которых трудятся около 100 тысяч человек, средняя зарплата в отрасли — 18 340 рублей. Самые крупные предприятия — ОАО «АЗ «УРАЛ», «ЧТЗ-УРАЛТРАК», «ЧКПЗ», «ЧЭРЗ».

   Пд занавес круглого стола его участники ответили на многочисленные вопросы представителей СМИ. Руководитель аппарата Челябинского регионального отделения Союза машиностроителей России Анатолий Хашковский вручил Ольге Айзенберг, журналисту «Челябинского рабочего», диплом первой степени и памятный знак Союзмаша России за победу во Всероссийком конкурсе публикаций на машиностроительную тематику в номинации «Очерк и художественная публицистика» (книга «Эпоха Гурушкина: от «Захара» до «УРАЛа»).

   Виталий Евгеньев, советник генерального директора ОАО «АЗ «УРАЛ»:

   — Пока идут разговоры о вступлении в ВТО, автозавод «УРАЛ» ведет целенаправленную работу. Уже практически внедрен стандарт системы менеджмента качества ИСО/ТУ 16949. Вот уже седьмой год на предприятии действуют инструменты «бережливого производства». Производится замена оборудования. Автозавод переходит на установку двигателей Е-4, что позволит нашим грузовикам успешно работать за границей. Предприятие значительно обновило продуктовую линейку выпускаемых «УРАЛов». Помимо вездеходов, автозавод выпускает и грузовики дорожной гаммы.

   Анатолий Хашковский, руководитель аппарата Челябинского регионального отделения Союза машиностроителей России:

   — Челябинское региональное отделение Союзмаша довольно-таки молодое — ему еще нет и трех лет. Сегодня мы объединяем более 20 предприятий машиностроительного комплекса области. Союзмаш как общественная организация был создан для того, чтобы координировать, объединять усилия при решении проблем машиностроителей.

   Кнечно, вступление России в ВТО затронет машиностроение. Об этом уже говорили на круглом столе. Качество продукции, ее конкурентоспособность, техническое перевооружение предприятий… Не секрет, что большинство наших предприятий, такие как ЧТЗ, автозавод «УРАЛ», были построены в 30- 40-е годы прошлого столетия, их структура была создана по классической схеме, которая в современных условиях уже не совсем устраивает. Сегодня важное значение приобретает внутрирегиональная кооперация.

   Автозавод «УРАЛ» вот уже много десятилетий возит карданные валы из Белоруссии. Наверное, есть смысл организовать выпуск этих валов на Южном Урале, в области насчитывается большое количество машиностроительных предприятий. Вместе, объединившись, мы многое можем сделать. Например, настойчиво отстаивать свои интересы на региональном и федеральном уровнях.

   Пиведу такой пример. В 2009 Министерство обороны предприняло попытку прервать работу с автозаводом «УРАЛ» по государственному оборонному заказу. Союзмаш оказал поддержку АЗ «УРАЛ». Автозавод выполнил все условия трехлетнего контракта и сегодня продолжает выпускать технику для военных.

   Валерий Прудской, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области:

   — В министерстве имеют свои взгляды на проблематику, связанную с вступлением в ВТО, о них мы докладываем в федеральные структуры. Переписка идет, думаю, что наши мнения будут учитываться. Конечно, Россия вступит в ВТО. И чем лучше мы подготовимся, тем больше у нас будет шансов достойно войти в эту организацию. Осталось уже не так много времени. На предприятиях должны понять, что надо совершенствоваться по многим направлениям. Будет тяжело. Конечно, хотелось бы отодвинуть этот процесс на некоторое время. Но делать этого не надо, иначе мы долго будем пребывать в том состоянии, как есть сегодня. Рынок в нашей области, считаю, очень емкий. Это преимущество надо в полной мере использовать.

   Борис Токарев, заместитель президента Южно-Уральской торгово-промышленной палаты:

   — Все будет зависеть от уровня конкурентоспособности продукции. Если он высокий, то и спрос на нее будет. Если мы вступим в ВТО, то все пошлины возрастут, как минимум, в три раза. Конечно, надо и деньги в продвижение продукции вкладывать. Но прежде чем заняться этим делом, надо обратить самое пристальное внимание на такой фактор. Это патентно-правовая защита. Если своевременно не производится защита продукции охранными документами, то она неизменно будет тиражироваться за рубежом. Особенно успешно это делает наш великий сосед на востоке. Ситуация в этом направлении не очень выгодная. Челябинская область занимает 19 место среди регионов России по заявкам на изобретения. Наше патентование за рубежом вообще исчисляется единицами. Получается, что иностранцы лучше подготавливаются к вступлению России в ВТО, чем это делаем мы сами. Об этом говорит следующий факт. По сравнению с 2008 годом, в 2009 году российские изобретатели на 82 процента увеличили количество поданных заявок, а зарубежные — на 280 процентов. Это говорит о том, что они заранее блокируют патентами рынок, защищают значимые технические решения.

   Александр Андриянов, начальник отдела министерства промышленности и природных ресурсов области:

   — Вопросы, связанные с вступлением в ВТО, давно находятся в поле зрения властных структур, обсуждались на заседаниях регионального отделения работодателей ПромАсс. Следует отметить, что большинство предприятий выстроили у себя систему менеджмента качества. Сегодня в области насчитывается порядка десяти сертифицированных организаций, которые занимаются постановкой этой работы, проводят аудиты.

   Эо очень важно, потому что нельзя выйти на внешний рынок без учета международных стандартов. Предстоит еще много сделать и в области модернизации оборудования, на некоторых предприятиях его износ составляет до 80 процентов. От нового, более совершенного оборудования зависит и качество, и конкурентоспособность продукции.

   Александр Гордеев, заместитель генерального директора «ЧТЗ-УРАЛТРАК»:

   — На мой взгляд, вступление России в ВТО имеет и плюсы, и минусы. Из положительных аспектов отметил бы следующее. Ожидание снижения пошлин на ввоз импортного оборудования и комплектующих. Считаю, что вступление в ВТО никакого обвала для предприятий области не вызовет.

   Дмаю, что улучшится работа с банками, с иностранным капиталом. ЧТЗ старается более качественно подготовиться к работе в новых условиях. Выполняем программы по энергосбережению, экономии металла, сокращаем производственные площади, проводим замену оборудования, занимаемся сертификацией производимой продукции.

   Еть у меня одно предложение к Союзу машиностроителей России. Мы пока плохо защищаем свой рынок теми способами, которые не противоречат правилам ВТО. Известно, что в странах Европы за бюджетные деньги должна приобретаться только продукция Евросоюза. У нас же очень часто бывает так, что муниципальные образования покупают за деньги налогоплательщиков технику какого угодно производства, но только не российского.

   Еть еще один негативный пример. Из-за высоких железнодорожных тарифов наша техника не доходит до регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, рынок там отдан производителям из Китая. Выходит так, что перевозка нашей продукции занимает от 12 до 15 процентов ее стоимости. И кто захочет тратить просто так деньги? Давно пора федеральной власти обратить внимание и начать жесткую борьбу с контрафактной продукцией.

   Сергей Гордеев, руководитель научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем, кандидат экономических наук:

   — В стране сложилась не самая худшая ситуация для вхождения в ВТО. Мое мнение таково: 51 процент — за ВТО, 49 — против. Качество, конкурентоспособность продукции… Да, это важно. Не менее важно и другое. Емкость внутреннего и внешнего рынков, которые будут меняться. Сейчас емкость внутреннего рынка растет. Чего не скажешь о внешнем, к тому же, там очень острая конкуренция.

   


Владимир Зубков



назад


Яндекс.Метрика