свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 52 (8816) Уральский автомобиль Четверг, 21 октября 2010 г.

То, что на сердце легло

   18 октября бывшему генеральному директору Уральского автомобильного завода Михаилу Рязанову исполнилось 80 лет

   Пть лет назад, поздравляя Михаила Осиповича Рязанова с очередной круглой датой, генеральный директор АЗ «УРАЛ» Виктор Корман назвал его человеком-легендой, живой историей Уральского автомобильного завода. Он стал героем документальных книг, его имя запечатлено в трех энциклопедиях – областной, городской и заводской, не счесть о нем и публикаций в печати.

    Мимо его портрета на аллее главных руководителей градообразующего предприятия автозаводцы ежедневно идут на работу. Он лично участвовал в церемонии открытия этой аллеи. Был одиннадцатым по счету руководителем завода. Стаж его работы на автомобильном заводе – около шестидесяти лет.

   Пичем, восхождение по карьерной лестнице М. Рязанов совершил сам, без каких либо ходатайств со стороны влиятельных родственников или высокопоставленных друзей. Да и не было у него, паренька из башкирского села, никаких покровителей. За токарный станок в моторном цехе № 2 он впервые встал за неделю до своего восемнадцатилетия. И не ведал тогда, каких вершин достигнет. Привычка трудиться, себя не жалея, не экономя силы и время, штудировать учебники, без права на отдых, – вот составляющие его успеха на производственном поприще.

   Звод Михаилу Осиповичу поручили возглавить в 1983 году. А до этого был технологом, старшим инженером-технологом, начальником сектора подготовки производства, заместителем начальника проектно-технологического отдела, главным технологом, главным инженером завода.

   Мжду тем газогенераторным раритетом «ЗИС-21А», который выпускался, когда юный Миша в 1948 году впервые включил свой токарный станок, и тем модельным рядом новейших уральских грузовиков, что рождались в бытность Михаила Осиповича директором нашего завода, — дистанция огромного размера. Да и тот объем дел, которые нес на своих плечах в то время генеральный директор, не каждому под силу.

   Дже передав впоследствии главный штурвал своему преемнику, М. Рязанов продолжал оставаться нужным заводу специалистом. Когда в стране уже вовсю веяли ветры перемен, работал заместителем генерального директора ПО «УралАЗ» по внешнеэкономическим связям, более десяти лет представлял интересы предприятия в Египте. А с 2004 по 2006 год работал главным специалистом проектно-технологического управления дирекции по развитию. А еще он избирался депутатом областного и городского советов.

   Пречень наград, которых за весь свой трудовой путь был удостоен один из самых известных на заводе людей, на любого произведет впечатление. И с каждой из них связана страница его биографии.

   Вэти дни юбиляру приходит немало поздравлений от бывших коллег, от друзей и знакомых, от многочисленных родственников. И каждая весточка от тех, кто его ценит и любит, греет душу. Однако почивать на лаврах, отдыхая в кресле и предаваясь воспоминаниям о былом, Михаил Осипович и сейчас не намерен. Теперь сфера его забот – семья. Жена, дочери, внуки. Восемь месяцев недавно исполнилось дедушкиному любимцу – правнуку Станиславу. Младшее поколение навещает родителей каждые выходные.

   Свсем вот недавно закончился садово-огородный сезон. На дачу они с Галиной Кузьминичной добираются на легковушке, глава семьи сам за рулем.

   — В этом году, — сообщил корреспонденту газеты в телефонном разговоре Михаил Осипович, — картофель у нас, как и у многих, не уродился, а вот урожай яблок хороший собрали, на зиму заготовки сделали. У нашего дома в Комарово мы с женой разбили клумбы. Правда, за цветами ухаживает жена, а я у нее в помощниках. Цветы очень любим.

   Ее он страстный футбольный и хоккейный болельщик. Ни одного телерепортажа о матчах российских сборных не пропускает. Вот где источник эмоций! И про жизнь завода всегда в курсе. А как же иначе, ведь это то, что навечно с сердцем срослось. Правду говорят, что бывших автозводцев не бывает.

   Юрий ЖУКОВ, заместитель главного инженера с 1984 по 2001 год:

    — Я очень рад, что мне довелось работать с Михаилом Осиповичем Рязановым. Когда он был генеральным директором автозавода, я работал заместителем технического директора. Он удивительный человек, умевший сконцентрировать внимание на главном деле, при принятии решения выслушать и обязательно учесть мнения своих коллег. Заслуги его настолько велики, а вклад в развитие завода так значим, что его трудно переоценить. Об этом знают все, кто работал под руководством Михаила Осиповича Рязанова, кто видел, с какой отдачей, не считаясь со временем, трудился он на благо завода, насколько весомы результаты его труда.

   Ве, что было сделано в те годы, стало основой для последующих достижений завода «УРАЛ».

   

   Валентин КОГАН, начальник проектно-технологического отдела с 1962 по 1987 год, лауреат Государственной премии СССР, почетный гражданин Миасса:

   — Мы с Михаилом Осиповичем много лет вместе трудились. Познакомились в начале пятидесятых годов, когда он работал технологом в моторном цехе. Шесть лет за одним столом слушали лекции на машиностроительном факультете ЧПИ. Потом работали в проектно-технологическом отделе, где я был начальником, а он моим заместителем. Он занимался проектированием цехов механосборочного производства. Специалистом был высококвалифицированным, удивительно работоспособным, целеустремленным, к делу всегда относился ответственно и творчески.

   Чрез десять лет сотрудничества наши пути разошлись. Он пошел наверх. Но впечатления о нашей совместной работе у меня сохранились самые лучшие.

   Пздравляю его с юбилеем, желаю здоровья и энергии еще на долгие годы.

   

   Алексей ЛАХТАЧЕВ, заместитель генерального директора по экономическим вопросамс 1980 по 1988 год:

   — Михаил Осипович – не просто человек, с которым мне посчастливилось вместе работать, он мой друг. С давнего времени дружим семьями. Мы с ним и сблизились на почве сотрудничества. Когда он возглавил завод, я был его заместителем по экономическим вопросам. Меня всегда поражала его способность из множества вариантов находить единственно правильное и точное решение. Под его началом как генерального директора ПО «УралАЗ» находилось пять заводов, около сорок тысяч работников.

   Хчу добавить, что у Михаила Осиповича отличная дружная семья, которая всегда его поддерживает. Пусть так будет и дальше. Сейчас для нас нет ничего дороже любви и заботы наших родных и близких. Было бы еще и здоровье.

   


Ольга Белякова

   



назад


Яндекс.Метрика