свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 46 (8810) Уральский автомобиль Четверг, 30 сентября 2010 г.

Удивительный Ай

   Корпоративный отпуск: рюкзаки за плечи и в путь

   Начало в № 41, 45

   Ищем фонтан

   Вше пещер находятся три огороженные обзорные площадки. С них открывается очень красивый вид на окрестности. С высоты птичьего полета мы любовались рекой, похожей на серебристую ленту, по которой плыли катамараны и плоты размером со спичечный коробок, обозревали горы и леса. Панорама завораживала, хотелось не отрываясь смотреть на бесконечные дали, но нас ждали новые приключения.

   Дльше нам предстояло найти фонтан на берегу Ая, о котором мы узнали от сплавщиков, и попытаться разгадать причину его возникновения. В поисках фонтана неоценимую помощь нам оказал современный помощник туриста – навигатор. Осторожно спустившись по крутому логу к реке, мы наконец увидели это чудо, творение, скорее всего, рук человеческих. Из земли вырывается мощный поток холодной чистейшей воды и хрустальными брызгами рассыпается вокруг. Самые смелые из нас не побоялись искупаться в нем и получили непередаваемые ощущения. Обедаем у фонтана и снова в путь. Но осталась загадка – кто, когда и для каких целей пробурил скважину на берегу реки?

   Что сотворили время и вода

   Оередной «подарок» мы намеревались искать в селе Лаклы. Здесь находится интересная пещера с одноименным названием, изученная и описанная еще академиком Палласом. После непродолжительных поисков нашли на склоне горы Лаклы-Тау характерный вход, состоящий из двух расположенных друг над другом отверстий. Юра, как самый опытный из нас турист, привязал веревку к ближней березе, при этом демонстрируя прекрасное знание узла булинь, и мы спустились по довольно крутому спуску в пещеру. Пещера встретила нас холодом, мраком и неизвестностью.

   Седуя рекомендациям нашего опытного спелеолога Василия, осматриваем пещеру против часовой стрелки. Пробираясь через нагромождения камней, с интересом разглядываем причудливые выступы, темные ниши и колодцы, впадины и трубообразные отверстия, уходящие далеко вверх. Надо сказать, что эта пещера — одна из самых больших на Южном Урале. Высота свода достигает 20 метров, и свет от наших мощных фонарей едва пробивал мрак, достигая стен и потолка.

   Т, что предстало перед нашими взорами, трудно описать словами — причудливые узоры на сводах пещеры, кальцитовые натеки, похожие на занавеси, округлые образования, напоминающие гроздья винограда, и большой сталагмит – кальцитовый столб высотой около одного метра. Луч фонаря каждую секунду открывал нам новые нереальные картины, трудно было поверить, что все это когда-то сотворили вода и время. Как бы ни было интересно и увлекательно находиться в пещере, в какой-то момент возникло желание снова увидеть голубое небо. И оказавшись на поверхности, мы долго стояли, наслаждаясь ароматами земли и любуясь окружающим пейзажем в лучах заходящего солнца.

   Зкончился первый день, пора подумать о ночлеге. Решили заночевать около деревни Сикияз-Тамак, что находится уже на левом берегу Ая.

   Увидеть свет в конце тоннеля

   Н следующий день планы нам предстояли не менее грандиозные. Двигаясь по левому берегу в направлении поселка Межевой, мы осмотрели несколько интересных мест – заброшенную шахту, где добывали бокситы, входной грот пещеры Кургозак... Наконец мы приблизились к главной цели второго дня – тоннелю.

   Каткий экскурс в историю. В конце 70-х годов в этом районе велась активная добыча бокситовой руды. И чтобы шахты не затапливались подземными водами, было решено отвести речку Каменку в специально построенный тоннель. Так возникло это гидротехническое сооружение, пробитое сквозь толщу горы, длиной почти 3,5 км. Идея пройти тоннель у нас возникла еще в прошлом году. Мы долго обсуждали, как ее осуществить.

   Вод искали с помощью навигатора. Внизу от дороги, в ущелье, закрытый от глаз густой растительностью, находится большой входной портал, за которым следует бетонированный наклонный участок, уводящий во мрак и неизвестность. Впечатление такое, что спускаешься в глубь земли, еще немного и увидишь преисподнюю. Спуск заканчивается, и мы идем по дну тоннеля, по воде, которая порой доходит до колен. На сводчатом потолке с интересом разглядываем вентиляцию, какие-то крючки и конструкции. На стенах ярко-красные натеки, как нам объяснили, возникшие в результате аварии на нефтепроводе. Рашид – участник нашего похода, бывший геолог, показывает пласты залегания горных пород и рассказывает об их образовании.

   П обе стороны встречаются ниши с песчаными отмелями. Несмотря на засушливое лето, воды в тоннеле предостаточно, а в одном месте грунтовые воды, просачиваясь сверху, образовали красивую водяную завесу. И вот, протопав более двух часов по мрачному подземелью, наконец-то мы увидели долгожданный «свет в конце тоннеля». Эта, ставшая расхожей, фраза обрела для всех нас реальный смысл. Ура! Да здравствует свет!

   «Юра, привет!», – это мы кричали уже на выходе, радуясь, что все прошли и одолели. Юра, который оставался с нашими рюкзаками, встречал нас котелком ухи и крепким чаем, что оказалось весьма кстати. Ужинаем под Парамоновскими притесами, напоследок любуемся рекой Ай и — домой! Спасибо, «Лунная» река, за «подарки», мы не забудем тебя и не раз еще вернемся.

   


Ирина СЕРЕГИНА, инженер службы сервиса.

   



назад


Яндекс.Метрика