свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 23 (8787) Уральский автомобиль Четверг, 10 июня 2010 г.

Танки с Урала дошли до Берлина

   И стали памятниками в городах Европы

   Виюле 1969 года по инициативе директора Уральского автомобильного завода Виктора Алексеевича Гурушкина был открыт Музей истории и трудовой славы градообразующего предприятия Миасса. Ровно 40лет он размещался в ДК автомобилестроителей, а в 2009 году переехал в фойе инженерного корпуса АЗ «УРАЛ». Среди экспонатов музея — знамена, кубки, модели автомобилей, личные вещи первостроителей южноуральского автогиганта. Конечно же, есть в фондах заводского музея подлинные документы и фотографии, связанные с Великой Отечественной войной. А почему бы частички заводской истории, что хранятся на стендах и в запасниках, не опубликовать на страницах «Уральского автомобиля»? Наше предложение поддержала заведующая музеем ОАО «АЗ «УРАЛ», заслуженный работник культуры РФ Татьяна Ильинкова. И вот на редакционном столе появилась первая музейная папка.

   Рвно 67 лет назад, 5 июня 1943 года, в Миассе произошло событие, вошедшее в историю города времен Великой Отечественной войны. После торжественного митинга, на котором бойцы с командирами приняли клятву, получили наказы и подарки от миасцев, на фронт отправились два подразделения только что сформированного Особого Уральского добровольческого танкового корпуса — артдивизион и отдельный разведывательный бронеавтобатальон.

   Еть в Миассе улица Уральских добровольцев, в средней школе № 16 действует музей боевой славы, посвященный подвигам этого геройского соединения, ставшего к маю 1945 года 10-м Гвардейским Уральско-Львовским добровольческим орденов Красного Знамени, Суворова II степени и Кутузова II степени танковым корпусом. За два года военных действий корпус под командованием генерала Г. С. Родина в непрерывных боях разбил почти шесть тысяч танков и самоходных орудий, уничтожил свыше ста тысяч солдат и офицеров вермахта. Героями Советского Союза стали 39 танкистов корпуса.

   24 июля 1943 года Особый Уральский добровольческий корпус принял боевое крещение на Орловско-Курской дуге. Воины прославленного соединения выбивали фашистов из Брянска, Киева, Каменец-Подольского, Львова; участвовали в таких кровопролитных наступательных операциях, как Проскурово-Черновицкая, Львовско-Сандомирская, Висло-Одерская, Верхнее-Силезская. Последние выстрелы по врагу уральские танки Т-34, ИС и КВ сделали в Берлине и Праге.

   Уальский добровольческий танковый корпус с февраля по май 1943 года формировался на территории трех уральских областей — Челябинской, Свердловской, Пермской. И вся боевая техника добровольцев, все имущество, от пуговиц на гимнастерках до походных котелков, были приобретены на личные сбережения и произведены во внеурочное время сверх плановых заданий на заводах и фабриках Урала. В одном только Миассе на формирование корпуса было собрано около десяти килограммов золота и более пяти миллионов рублей. За короткий срок миасцами было подано почти 800 заявлений с просьбой зачислить в добровольческий корпус. Вот что писал в своем обращении конструктор автозавода Василий Горюнов: «Хочу бить фашистских мерзавцев за гибель двух моих братьев, за смерть матери, умершей от голода во время блокады Ленинграда».

   Обор добровольцев в корпус был очень строгим. Призывали только лучших из лучших. Из Миасса в состав соединения зачислили лишь 67 человек, из которых живыми вернулись только 17. Эвакуированный из Москвы автозавод становился в Миассе на ноги, в тяжелейших условиях налаживая производство моторов и грузовиков. Тем не менее, автозаводцы не могли остаться в стороне от патриотического движения. Автозавод сверх плана поставил формирующемуся корпусу 15 моторов к автомобилям. Восемь автозаводцев надели военную форму, пятеро из них стали в строй отдельного бронеавтобатальона, которым командовал майор Нил Беклемешев. Автозавод еще в период формирования частей добровольческого соединения взял шефство над этим батальоном. И потом, когда он начал свой ратный путь по дорогам войны, не забывал, постоянно отправляя на фронт продуктовые посылки и теплые вещи. А воевало сформированное в Миассе подразделение без страха и жалости к врагу. Об этом говорит его полное наименование, с которым он встретил Победу: 7-й Отдельный Гвардейский мототанкетный Пражский орденов Александра Невского, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды батальон.

   Вфондах Музея истории и трудовой славы АЗ «УРАЛ» хранятся письма и фотографии, присланные в 1969 году из Москвы Александром Васильевичем Ченчиковым. Он прибыл в Миасс в декабре 1941 года вместе с эвакуированным заводом, работал старшим мастером в литейном цехе № 3. В марте 1943 года А. В. Ченчиков решил добровольно идти на фронт, чтобы мстить за гибель троих родных братьев. Прошел через сито заводской отборочной комиссии, которую возглавлял парторг ЦК ВКП(б) на УралЗиСе Иван Федорович, выучился на командира бронетранспортера и начал воевать. Вот что в октябре 1944 года писал автозаводцам в Миасс гвардии старший сержант, кавалер ордена Славы третьей степени, награжденный медалью «За отвагу» Александр Ченчиков в «Отчете добровольца-уральца о выполнении наказа трудящихся родного края»:

   «...жив-здоров, выполняю ваш наказ: бить фашистов и днем, и ночью. Недавно я прочитал в газете радостную весть. С главного конвейера сошел первый автомобиль нашего завода. Моя просьба к вам, дорогие уральцы, собирайте еще больше автомашин и запчастей для фронта».

   Всвоих письмах Александр Васильевич Ченчиков назвал имена еще четверых добровольцев-автозаводцев, воевавших в составе бронеавтобатальона Уральского добровольческого танкового корпуса. Это Иван Воробьев (моторный цех), Михаил Арутюнян (литейный цех № 3), Иван Пахомов (цех нормалей) и Петр Агафонов (строительное управление). Ещё трое автозаводцев воевали в составе отдельного артдивизиона. Кто они? Как сложилась их судьба? Живы ли они сегодня? Обращаемся с просьбой к читателям. Если что-то знаете, сообщите нам, в редакцию «Уральского автомобиля».

   Иеще одна строчка из письма Александра Васильевича Ченчикова запала мне в душу: «Крепко помнили танкисты наказ трудового Урала: стоять насмерть. Иногда дело доходило до рукопашной, и тогда мы в ход пускали кортики, которые специально для нашего корпуса сделали мастера Златоуста».

   Рзве могли фашисты победить таких людей?

   


Владимир Зубков



назад


Яндекс.Метрика