свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 6 (8770) Уральский автомобиль Суббота, 13 февраля 2010 г.

Проявление жизни

   Прошло много лет с тех пор, как легендарный француз Анри Картье-Брессон вписал своё звучное имя в историю современного искусства, как одного из основоположников современной фотографии. В те далёкие 50-, 60- и 70-е годы, годы его творческого расцвета, он и предположить не мог, что спустя тридцать лет мы окажемся в окружении легкомысленной цифровой фотографии, заполонившей страницы интернета, дисплеи сотовых телефонов и персональных компьютеров. Снимки обывательского летнего отдыха, бесчисленное количество аватарок в интернете, безликие пейзажи и прочие «фотоматериалы» бомбардируют и засоряют человеческое сознание. Понимая это, приходишь к мысли, что такие фотографы, как Артур Ялолитдинов, — это, по сути, бойцы невидимого фронта. Бойцы за форму и содержание, сходящиеся в одном снимке.

   «Линии судьбы» — первая персональная выставка этого молодого фотографа — открылась на днях в Миасском филиале Южно-Уральского госуниверситета.

   Вкадре — лирика. За кадром — физика

   «Основой всего является поэзия. Многие фотографы носятся с какими-то странными и нелепыми изображениями, думая, что это и есть поэзия. Ничуть не бывало. Поэзия включает в себя обычно два элемента, вступающие в противоречие, и между ними вспыхивает искра. Но она появляется лишь изредка, и её трудно подстеречь», — так говорил Анри Картье-Брессон в середине двадцатого века. И под его словами может подписаться Артур Ялолитдинов в начале века двадцать первого. Что он и сделал, подготовив выставку своих работ, накопленных за последние два с половиной года.

   А уж противоречий за это время ему довелось увидеть немало. Спонтанные и порой легкомысленные поступки нередко заставляли его бежать, как говорится, по лезвию ножа.

   — Достаточно рискованно, — рассказывает Артур, — оказаться в совершенно незнакомом городе, таком как Питер или Казань, без знакомых, не имея никакого представления о том, как там живут люди. Понимаешь рискованность таких авантюр только, когда возвращаешься домой.

   Пдобные истории и стали основой первой выставки Артура Ялолитдинова. Здесь и незнакомцы, и друзья, и взрослые, и дети, и падшие, и возвышенные, и любовь, и ненависть…

   — Я думаю, что каждый человек должен философски мыслить о жизни. Грубо говоря, каждый должен думать о добре и зле. Именно из этих крайностей и рождаются идеи. Именно этими категориями люди определяют всё вокруг, но я хочу, чтобы это не было так бездумно, как сейчас. Разобраться в этом мне и помогает чёрно-белая плёнка.

    Удивительно, какие бы передряги не пытались согнуть этого доброго малого, ничто не сбило его с толку и не лишило поэтического взгляда на мир. Поэтическими приёмами Артур пользуется самыми что ни на есть классическими: чёрно-белая плёнка и механический фотоаппарат.

   — Механический фотоаппарат— это особая романтика и особые ощущения. Это же та самая фотография, которая была изначально! По большей части сложность механического процесса и определила мой выбор в пользу плёнки. Каждый раз, нажимая кнопку спуска, я понимаю, как это происходит с точки зрения физики.

   Смь частей жизни

   Ве фотографии разбиты на семь частей. Перечислять их не имеет смысла. Стоит прийти и самому во всём разобраться. Но будьте уверены, будет на что посмотреть!

   Оним словом, не просто так носился Артур по острию ножа с фотоаппаратом наперевес. Каждый его снимок имеет историю. И свою настоящую силу эти истории обрели именно в рамках. В рамках фотовыставки.

   А появлялись на свет, а точнее — проявлялись, почти все снимки Артура в фотоклубе ЮУрГУ «Метенки». По мнению руководителя клуба Михаила Михайловича Тереньтева, эта выставка — самое серьёзное, что представляли «Метенки» на суд зрителей за последние лет пять. «Цельность и индивидуальность видения — это те самые отличительные черты, на которые должна обратить внимание понимающая публика», — отметил на открытии выставки корифей миасской фотографии.

   А по словам самого автора, зачастую им руководило не только стремление открыть что-то и понять, но и просто спонтанное чувство того, что перед ним происходит нечто. Это невероятное чувство погружения на глубину, глубину жизни и глубину резкости, и есть та самая сила притяжения, которой так не хватает многим молодым ребятам, рискнувшим взять в руки фотоаппарат. Иной раз возникает ощущение, что тебя просто хватают за шиворот и берут с собой. И, чёрт возьми, это безумно приятно!

   


Иван ТЮТЕВ



назад


Яндекс.Метрика