свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 5 (8769) | Суббота, 6 февраля 2010 г. | |
И лента двинулась вперёд Автосборочное производство, цех главный конвейер. Вот самый бойкий перекрёсток, где сходятся все пути-дороги. И не только заводские. Из Ярославля сюда поступают двигатели, из Омска — шины, из Шадринска — радиаторы… Образно говоря, именно на главной сборочной ленте и бьётся сердце градообразующего предприятия Миасса. И бьётся оно в наступившем году также ритмично, в нормальном рабочем темпе. В этом убедился корреспондент «Уральского автомобиля», в один из первых дней февраля побывавший в цехе главный конвейер. Тпло, уютно, чисто. Сразу захотелось тщательно сбить с обуви налипший снег, чтобы не оставлять следов на свежевыкрашенном бетонном полу. Главный конвейер продолжает удивлять. Вот и цветам нашлось место вблизи ленты. Давно прижились и стали нормой такие мудрёные понятия, как «эталонный участок», «канбан», «стандартизация рабочих мест», «инструмент 5S». Но главное всё-таки не в том, чтобы вычистить и вымыть до блеска пространство на производственной площадке. Гораздо важнее другое. Создать систему, позволяющую сделать эти самые рабочие места удобнее и чище, совершенствовать условия выполнения операций, экономить время и ресурсы, повышать производительность и безопасность труда. И такая система в цехе главный конвейер есть. Это сразу бросается в глаза даже тому, кто лишь едва знаком с «бережливым производством». З пять рабочих смен января, сразу после выхода автозаводцев из корпоративного отпуска, на главном конвейере было собрано 175 «УРАЛов». В феврале со сборочной ленты сойдут ещё 692 автомобиля. Эти цифры легли в блокнот в самом начале крутящейся ленты, там, где оператор кантователя Константин Моисеев осторожно, можно даже сказать, бережно укладывал очередную раму на стойки. А дальше, известное дело, стрекотание гайковёртов, проворные движения рук, и вот пустая рама прямо на глазах начинает обрастать трубопроводами, кронштейнами, штангами, мостами и прочей машинной сутью. Движется лента ходко, как бы плывёт, подчиняясь заданному людьми ритму. В тот день шла сборка 36 «УРАЛов», больше половины из которых предназначены для Министерства обороны России. Машины для военных видны издали. И кабины, и платформы цвета хаки. А лента, несущая на себе более двух десятков стоек с оживающими на глазах «УРАЛами», весьма длинная, чуть-чуть до километра не дотягивает. Пока дойдёшь до того места, где она оканчивается, много чего интересного увидишь. А если пропустишь что-то, то специалисты, оказавшиеся рядом, подскажут. Технолог цеха главный конвейер Евгений Колесников и главный специалист по сопровождению оригинальных автомобилей Сергей Желтышев, отложив ненадолго свои дела, показали мне главный сборочный конвейер во всём его величии и красоте. В одном такте с главной лентой двигались и другие, поменьше размерами — линии по подсборке двигателей, сборке кабин и платформ. 4 февраля цифра 36 и для этих линий имела определяющее значение. Один из основополагающих канонов «бережливого производства» гласит так: «Никогда и ничего не делать впрок». Сколько «УРАЛов» собирается, столько и должно быть к нему комплектующих. А лента тем временем всё так же ходко идёт. А вот ещё одно заметное место, где «УРАЛы», уже «обутые», опускаются со стоек на пластинчатый конвейер. Здесь уже не услышишь песню стрекочущих гайковёртов, приглушённо рокочут двигатели, ожившие «УРАЛы» перемигиваются фарами. Водитель-испытатель Дмитрий Нестеров проверяет работу гидросистемы, электрооборудования, осматривает внимательно двигатель, делает отметки в контрольном журнале: «Всё хорошо, существенных замечаний нет». Ивот «УРАЛ», негромко взревев двигателем, покатил на стенд обкатки участка испытания и сдачи автомобилей. И я, глядя вслед светящимся сигналам, пожелал только что родившейся машине счастливой доли и заботливого хозяина. Ведь автомобилям, как и людям, выпадают разные судьбы. Пусть же этому новорождённому вездеходу как раз и повезёт, и жизнь его пребудет долгой. «Сильные люди — делают сильные автомобили». Точно сказано. Какие бы слякотные дни не обрушивались на Россию, какие бы затяжные кризисы не заруливали в экономику, «УРАЛ» был, есть и будет. И сам везде пройдёт, и другие, застрявшие машины, вытянет. В тот февральский день, во время десятиминутного технологического перерыва, мне удалось накоротке поговорить с десятком операторов. И никто не жаловался, не сетовал на унылые дни и затянувшийся холод. Наоборот, люди всё больше улыбались, отмечая при этом, вот отпуск был длинный, соскучились по работе, наконец-то она продолжается. Цех главный конвейер славится надёжными людьми и трудовыми династиями. На участке сборки пневмосистем и трансмиссий рядом с оператором Алимом Мухамедьяровым работает его сын Ренат. По много лет трудятся на главном конвейере Мират Зулькарнаев, Александр Карюгин, семейные пары Владимир и Ольга Андреевы, Фёдор и Вера Балашовы. В марте исполнится тридцать лет, как впервые прошёл через заводскую проходную Альфред Бикмухаметов. Не меньше надёжных людей трудится и на втором сборочном участке. Вот работающий на доводке автомобилей оператор Александр Накоряков. Его трудовой стаж на главной сборочной ленте пошёл отсчитывать четвёртый десяток лет. Александр Павлович участвовал в сборке миллионного «УРАЛа», в совершенстве может выполнять двенадцать сборочных операций. Мастером своего дела стал и бригадир Альфрит Мухаметьяров, ровно четверть века отработавший на главном конвейере: — Всё у нас на виду. Смотрите, кругом порядок, чистота. Второй дом это наш, не иначе. Ис ним было трудно не согласиться. Процесс рождения «УРАЛов» притягивает. Поэтому редкий день здесь обходится без гостей. Есть, на что посмотреть и чему поучиться. Однако подходила пора уходить. У операторов свой конвейер, у репортёров — свой. И тут, в пору обеденного перерыва, когда взяла на сорок минут передышку лента, в цехе погас основной свет. Вот оно – «бережливое производство» в действии! А после обеда лампы снова ярко вспыхнули. Снова ожила лента, несущая на себе «УРАЛы». Снова трели гайковёртов, перемигивание фар, пробный рокот моторов, звуковых сигналов перекличка… Зкончив работу над этим газетным репортажем, я посмотрел на часы. Они показывали — 16.10. А это значит вот что. На главном конвейере завершилась очередная смена. И все 36 запланированных к сборке «УРАЛов» съехали с ленты.
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |