свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 4 (8768) | Суббота, 30 января 2010 г. | |
«Газелью» — по кризису! Когда поминают наш автопром, всегда почему-то сразу всплывает название «АвтоВАЗ». Хотя есть и другие предприятия, и у каждого свой путь выхода из кризиса. Кнологам на заметку Првое, что порадовало ещё до того, как я попал на заводскую территорию, — выезжающие из ворот новенькие «сайберы» без номеров. Значит, легковой конвейер работает. А ведь некоторые СМИ российско-американский проект уже похоронили! — К сожалению, выход новой модели практически совпал с началом кризиса, и конвейер задействован всего на пять процентов своих возможностей, — сокрушается исполнительный директор ГАЗа Леонид Долгов. — В месяц выпускаем ровно столько, сколько продаём: около 400 штук. Мало того, что в целом спрос на автомобили упал более чем вдвое, так ещё и покупатели не верили, что качество лицензионного продукта, собранного на российском предприятии под собственным брендом, будет на мировом уровне. Хотя статистика по ремонтам, которую обобщают наши дилеры, показывает: «сайберы» собраны добротно, претензий и специфических болячек нет. Модель-то проверенная! Тк что настоящей палочкой-выручалочкой для ГАЗа стала полуторка «Газель». Модель недавно отметила 15-летие, и казалось, что её жизненный цикл кончается. Перевозчики всё чаще выбирали микроавтобусы «Мерседес» и «Фольксваген», лёгкие грузовики «ИВЕКО» и «Хёндай». Понятно, они куда комфортабельнее и надёжней! — Кризис заставил всех считать деньги — и нас, и потребителей. Иномарки многим оказались не по карману. В результате за год доля ГАЗа в секторе лёгких коммерческих автомобилей (LCV) увеличилась с 48 до 54 процентов! — с воодушевлением рассказывает Долгов. Сначалом кризиса линейка «Газелей» сильно изменилась. Ушли не слишком востребованные модификации, зато сегодня завод готов предложить модели на любой вкус и кошелёк! Для фермеров и начинающих бизнесменов — «Газель-Эконом» за 260 тысяч рублей, для специалистов — самые разные машины: от молоковозов до подвижных кинологических лабораторий (такие заказали недавно пограничники). А в ближайшее время с конвейера пойдут две новые машины. Одна — привычная «Газель», но с уже установленным газобаллонным оборудованием (ГБО). Сейчас треть владельцев самостоятельно переводят полуторки на газ. Ещё бы, экономия на топливе составляет 30-40 процентов. С фирменным ГБО (его будет поставлять итальянская компания) у покупателей не возникнет проблем ни с постановкой машины на учёт (ГАЗ даёт сертификат), ни с заводской гарантией. Ворая модель, премьера которой намечена на февраль, условно называется «Газель-Плюс». Показать мне её пока отказались, но объяснили, что это совершенно иной по своим потребительским качествам коммерческий автомобиль. При этом не намного дороже стандартного грузовика или фургона… Что ж, посмотрим! Н самое главное — с начала 2009 года Горьковский автозавод активно занялся реструктуризацией и сокращением издержек и уже в июле добился безубыточности. Сегодняшнее положение предприятия можно оценить как стабильное. Дно кризиса, как считают на заводе, уже прошли — спрос на автомобильную технику хотя и медленно, но растёт. Всё это позволило компании достигнуть договорённости со всеми банками-кредиторами о реструктуризации долга (выплата основной его части начнётся только через два года, с отсрочкой процентов). Удалось избежать и сокращения кадров: по договорённости с правительством области на заводе действует программа «Учёба + работа». Те несколько тысяч работников ГАЗа, которых, должны были уволить (ведь производство сократилось почти в три раза), по-прежнему числятся на заводе, но заняты на общественных работах и одновременно получают вторую, более востребованную профессию. И соответственно зарплату 8-12 тысяч рублей в месяц (это 60 процентов средней зарплты в «прошлой жизни»). Не много, но всё же куда лучше, чем ничего... Пклон покупателю Мня долго водили по цехам: показывали, как удалось оптимизировать производство, избавиться от непозволительных складских запасов. Жаль, но кризис окончательно похоронил старую нашу «Волгу» — её производство стало нерентабельным. Хотя и сейчас можно заказать партию хоть «ноль-вторых», хоть «сто пятых» — машины соберут в заводском ателье вручную (кстати, такие заказы поступают). Премены произошли даже не в системе производства, а в организации сбыта продукции. Ведь наше машиностроение наконец-то оказалось в нормальной ситуации, когда цель — выпустить не какой-нибудь товар, а именно тот, что нужен покупателю. Но прежде убедить его в том, что именно этот товар ему необходим и что не возникнет никаких проблем с обслуживанием... — Какие нам сегодня нужны продавцы? Активные, инициативные; чтобы не сидели в автосалоне в ожидании клиента, а сами искали его «в ноле», — излагает свой антикризисный план директор по продажам и маркетингу ГАЗа Олег Марков. — Причём «поле» — это конкретная территория, где можно пересечься с возможным клиентом, установить с ним контакт, убедить в выгодности покупки нашего автомобиля... Тт, кстати, у ГАЗа свои интересные находки. Например, дилеры теперь организуют мобильные офисы продаж на разных региональных ярмарках, выставках и т. п. Вроде бы ничего особенного: ну, поставили несколько машин, рядом прохаживаются продавцы, которые предлагают изучить технику и рекламную продукцию, если надо — организуют тут же небольшой тест-драйв... А ведь продажи оживились! Или ещё одна идея, над которой скептики посмеивались, — региональная сеть коммерческих агентов. Сейчас их у завода около полутысячи (в основном из числа работников сервисных центров и магазинов запчастей). В свободное время они рекламируют автомобили марки «ГАЗ» и занимаются поиском потенциальных покупателей. Привёл клиента в дилерский центр — получи вознаграждение! Пока, по словам Олега Маркова, все вместе они приводят лишь около 70 новых покупателей в месяц, но это ведь только начало, а для увеличения продаж все способы (законные) хороши! Её одна задача, которая стояла перед ГАЗом и его дилерами, — увеличить кредитные продажи. Если в 2008 году на их долю приходилось до 40 процентов всей реализации, то в январе 2009-го они составили каких-то восемь процентов... Для производителей коммерческой техники — катастрофа. — С целью привлечения покупателей мы совместно с рядом ведущих российских банков предложили несколько выгодных кредитных программ, — рассказывает Олег Марков. — С конца лета начала действовать государственная программа субсидирования кредитных ставок на покупку коммерческих машин. Но к тому времени у нас в области уже работала такая же региональная программа. В результате по итогам года удалось увеличить долю кредитных продаж до 20-30 процентов! Ктати, в области с августа 2009 года выплачивают денежную компенсацию (до 50 тысяч рублей) тем, кто сдаёт свой автомобиль старше семи лет в обмен на новый, выпущенный на ГАЗе. По всей стране такую программу только предстоит запустить (и то в виде эксперимента), а в Нижегородской области — уже действует! — Система эта новая, но, уже можно сказать, достаточно эффективная для увеличения продаж, — осторожно комментирует инициативу министр промышленности и инноваций области Николай Сатаев. — Пока многие проблемы только решаем. Наладили приёмку старых авто, разборку, сейчас проводим тендер среди предприятий, которые займутся утилизацией конкретных компонентов — металла, стекла, резины, пластмассы и так далее. Одно могу сказать — желающих заняться таким бизнесом в области много. УГорьковского автозавода осталось немало нерешённых проблем. Однако он работает, выпускает машины, которые продаются! ГАЗ не стал индустриальным партнёром «Опеля», как ещё недавно предполагалось, но вздыхать по этому поводу в Нижнем Новгороде, кажется, никто не собирается. — Есть для нас и несомненный плюс в этой несостоявшейся сделке по покупке «Опеля», — сказал на прощание исполнительный директор ГАЗа Леонид Долгов. — Сюда регулярно приезжали разные заграничные делегации, знакомились с производством. И все пришли к выводу: в Нижнем Новгороде можно собирать современные качественные автомобили, для этого есть и оборудование, и кадры, и система логистики. Так что переговоры с ведущими мировыми производителями продолжаются.
Игорь МОРЖАРЕТТО. Журнал «За рулём», № 1, 2010 год.
|
назад |