свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 24 (8788) Уральский автомобиль Четверг, 17 июня 2010 г.

«Чудеса разными бывают»

   Продолжение беседы с настоятелем храма Богоявления Господня протоиереем Игорем

   Начало бесед в предыдущем номере.

   — Отец Игорь, по моим ощущениям, время словно сжимается, как пружина. И все то плохое, что может происходить в жизни, сегодня стало происходить чаще. Я имею в виду катастрофы, стихийные бедствия… Одним словом — несчастья. На ваш взгляд, эти ощущения могут быть вызваны развитием информационных технологий, благодаря чему люди просто лучше осведомлены о различных бедствиях? Или вы больше склонны видеть в этом исполнение библейских пророчеств?

   — Причин множество. Сегодня рушится и выходит из строя то, что произведено и построено в прошлом веке. Элементарный износ техники и сооружений. При этом часто страдают люди. Большой ущерб наносится экологии. Психика некоторых людей порой не выдерживает современного ритма жизни и напряженной деятельности. Это лишь часть причин. Но самое плохое, конечно же, в том, что происходит нарушение заповедей. Раньше люди чаще молились. Сейчас все меньше и меньше. И даже во время богослужения человек может стоять и думать о каких-то своих делах мирских. Если люди, особенно молодые, не задумаются сегодня над этим, то окружающий мир будет и дальше ухудшаться. Нужно браться за ум, ходить в храм, молиться и делать добрые дела. А дальше, как говорится, спасись сам и остальные вокруг тебя тысячи спасутся. Человек должен начать с себя, со спасения  души. Понуждать себя к исправлению, и это автоматически будет сказываться положительно на окружающих его.

   — Люди молятся в церкви не только за себя. Я всегда считал, что в молитве нужно вспомнить обо всех своих близких и чем больше запишешь имен за здравие, тем лучше. И что просить у Бога исцеления кому-то, это значит сделать доброе дело. Прав ли я в этом?

   — Когда мы за другого человека молимся, мы принимаем на себя груз ответственности за его грехи. То, что должно было с ним случиться за эти грехи, в какой-то мере перейдет на нас. Насколько мы готовы за этого человека потерпеть — это уже другой вопрос. Поэтому и говорят святые — молись за самых ближних. Потому что молиться за весь мир — это удел святых.

   — А когда мы ставим в храме свечу за здравие другого человека, мы тем самым тоже берем на себя часть его недуга?

   — Со свечой человек не столько берет на себя, сколько отдает в руки Божии. Когда человек молится за кого-то, он отдает частичку себя, своей души. А когда свечу ставит и милостыню подает, он жертвует своими средствами, свой достаток отдает. Это тоже жертва Богу. Но опять же, когда человек самоубийством жизнь закончил, за него нельзя ни молиться, ни свечу ставить. Не просто из-за того, что он таким образом жизнь закончил, а потому что мы сами не вынесем тяжести ответственности за его грех. На нас такое свалится, что можем не вынести и сломаться. Это неподъемная ноша.

   — Я знаю случаи, когда церковь разрешала отпеть самоубийцу…

   — Бывает такое. Но часто разрешают только для того, чтобы успокоить родных. Не потому, что ему это поможет, а для того, чтобы живых успокоить. Чтобы, например, та же жена не отчаялась. А вообще-то для совершившего суицид только в одном случае может быть оправдание: если он был безумный и не понимал последствий. Тогда можно его отпевать.

   Црковь имеет разные ступени священства. Простой священник может окрестить, отпеть, обвенчать. А есть архиерей, который наделен Божией властью, принять решение об отпевании самоубийцы. Простой священник — нет.

   — Отец Игорь, а приходилось ли вам самому быть свидетелем какого-нибудь чудесного исцеления или явления?

   — Случаи бывают, но не надо стремиться это увидеть. Один святой, Антоний Великий, говорил, «не стремись видеть чудеса и явления, чтобы с ума не сойти». Чудеса бывают с тем, с кем они бывают. И даны тому человеку, чтобы именно его спасти. Другой человек может совсем не так понять это чудо. Стремиться к чуду только потому, что оно необычное, очень опасно. Бесы такие чудеса могут подстроить, что человек сразу им поверит. А в итоге придет к погибели.

   Ндо жить тем, чтобы в первую очередь в себе что-то исправить, а такая жизнь может показаться скучной или не очень яркой. Никаких знамений или чудес. Но такая жизнь правильная.

   — На телевидении очень популярной стала тема необычных явлений, сверхчеловеческих возможностей, экстрасенсорных способностей. Экстрасенсы очень часто используют церковные свечи, молитвы, говорят, что общаются с душами умерших. Преподносят себя верующими людьми.

   — Штирлиц тоже наряжался в немецкую форму, а был советским офицером. Также и тут. Бесы в кого угодно могут нарядиться. Могут и Божией Матерью представиться, и самим Христом, чтобы человека к себе заманить.

   ВВеликом Новгороде есть святые мощи Никиты Новгородского. Он был монахом Киево-Печерской лавры. Еще будучи молодым, он решил стать затворником, чтобы в одиночестве молиться и поститься безмерно. Ему сказали — нет. Тебе рано и ты еще не готов к этому. Он  все равно ушел, затворился и стал молиться. К нему явился, как он думал, ангел. Несколько дней с ним молился, а потом сказал: «Ты больше не молись, читай книги, а я буду молиться за тебя». Так и вышло. А Никита чудеса стал творить. Грамотным стал, Библию на память пересказывал. Мог указать, где корову пропавшую найти, дождь остановить, пожар и тому подобное.

   Птом святые заподозрили, что не ангел к нему явился, а бес. Потому что он цитировал Библию наизусть, но только Ветхий Завет. Из Нового Завета ничего не произносил. Другие монахи пришли, помолились и изгнали этого беса. Тут же Никита чудеса творить перестал и грамоту позабыл. Даже вспомнить не смог, что читал книги. И оказался в еще более худшем состоянии, чем был. Но потом предался «воздержанию и послушанию и чистому и смиренному житию, так что всех превзошел в добродетели» и в последствии стал епископом Новгородским, а в конце концов — святым. Вывод такой, что не нужно раньше времени браться за непомерные подвиги. А чудеса разными бывают.

   — А как относиться к тому, что кого-то начинают превозносить и называть святым, без канонизации? Порой появляются некоторые личности, которых либо при жизни, либо после смерти называют святыми и начинают им поклоняться.

   — Нужно вникать только в то, что явно святое. Потому что очень часто к святым примазываются лжепророки и лжепочитатели. А на деле это оказывается чьим-то прибыльным бизнесом. Если есть сомнения и нет единого мнения с церковью, то лучше вообще не вникать в это и отложить в сторону.

   Унас есть столько книг, явно от святых, не прочитанных, ... Пока все книги Иоанна Златоуста, например, не перечитаны и не поняты, зачем вникать в непонятное что-то.

   Вт представьте себе, что вы сидите за столом и перед вами множество всякой доброй пищи. И тут вам предлагают попробовать какие-то грибочки. Они очень похожи на съедобные. Но гарантии, что это так – нет. Может быть, вы отравитесь, а может, нет. Станете вы их кушать? Нет. Вам незачем есть эти грибы, когда рядом много достоверно качественной пищи. Так и тут.

   — Часто встречаются люди, которые просят подаяние. Если им не подать – это грех?

   — Если вы видите на человеке печать явной страсти, например, к алкоголю, то подавать не нужно. Греха не будет. Наоборот, если человек не желает работать, то я считаю, что грех будет ему подавать. А если человек калека, то можно подать.

   — Когда состоятельный человек хочет проявить благотворительность, выступить в роли мецената, то ему ведь не обязательно закладывать новый храм. Он вполне может пожертвовать свои средства на развитие уже строящегося или действующего храма?

   — Может. Тут человек сам волен решать. Исходя из того, сколько средств он готов пожертвовать. Если он может вложить миллион долларов, то почему бы ему не построить новую церковь, например, на поселке Строителей.

   Лчно я хотел бы выразить благодарность автомобильному заводу «УРАЛ», Виктору Христофоровичу Корману за большое участие в строительстве нашего храма. Многие люди помогали и жертвовали, всем им большое спасибо. Но если бы не автозавод, то очень многого из того, что мы сделали, сегодня бы не было. Потому что основная масса строительных работ была выполнена на пожертвования завода.

   


Александр Бовыкин



назад


Яндекс.Метрика