свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 29 (8793) Уральский автомобиль Четверг, 22 июля 2010 г.

И были годы молодые…

   Вслед за войной они ушли

   Крпоративная газета «Уральский автомобиль» продолжает сотрудничество с музеем истории и трудовой славы ОАО «АЗ «УРАЛ». 10 июня 2010 года на страницах «УА» была размещена публикация «Танки с Урала дошли до Берлина», в которой мы рассказали об автозаводцах, воевавших в частях Особого Уральского добровольческого танкового корпуса. Это прославленное воинское соединение было сформировано в 1943 году на территории трех уральских областей — Челябинской, Свердловской, Пермской. В фондах заводского музея хранятся и другие частички того времени, войной опаленного, — письма, фотографии, благодарности, грамоты… Тысячи миасцев уходили на фронт. Многие из тех, кому посчастливилось вернуться живыми, стали затем работать на Уральском автомобильном заводе.

   Прою мне кажется, что война никуда не ушла. Просто затаилась, умолкла. И нападает при случае через много лет на тех, кто когда-то вырвался из лап ее смрадных. Уходят в даль запредельную седые ветераны. И не пули, не осколки ставят сегодня последние точки. Старые раны и хвори работают на руку отгремевшей войне. И ничего тут не поделаешь. Остается память…

   С1946 по 1990 год на автозаводе «УРАЛ» работал Александр Михайлович Шестаков. И калильщиком был, и сварщиком, и бригадиром, и кладовщиком. Великая Отечественная война мимо судьбыА. М. Шестакова тоже не прошла. На фронте — с первого и до последнего дня. О боевом пути ветерана можно судить по медалям, которые были приколоты к его выходному пиджаку: «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». А еще — медаль «За отвагу», ордена Красной Звезды и Отечественной войны второй степени…

   Вфондах музея АЗ «УРАЛ» хранится подробное описание боевого пути, сделанное им самим. Вслушайтесь в эти исповедальные строки: в них истинная, не придуманная, правда о боях отгремевших:

   «…Призвали в 1940 году. Попал в Белоруссию. Выучился на шофера. Полоцк, Лида, Витебск, Белосток. В этих городах довелось служить. Дали мне машину — «ГАЗ-2А». Утро 22 июня встретил в Голышанах, на самой границе. Мы рвались в бой. Но поступил приказ — отходить к Минску. Трое суток без отдыха. У меня руль уже вылетал из рук. Нам дали пулемет, заправились горючим. Со мной — старшина. Едем. Вдруг — сплошной огонь по нам. Разворачиваемся — стреляем. Вскоре пулеметчик получает ранения. Перевязал его рубахой. Ясное дело — попали в кольцо. Прорвались. Поехали в сторону города Красный. Еды нет, воды тоже. Наконец попадается хутор с колодцем. Подходит лейтенант. «Возьми, — говорю, — себе шофера». Попал в автороту. Первое задание — возить боеприпасы на передовую, в Дорогобуж и Могилев…

   …Отступаем. После Дорогобужа лейтенант Гусев объявляет, что меня переводят в другую часть. Перебрасывают в г. Калинин, где шло формирование дивизии. Из шоферов попал в зенитчики, стал наводчиком орудия. До самого конца войны. Наш полк продвигается в сторону фронта. Сентябрь 1941 года. Дороги узкие, размытые. «Пробки» по 3-4 километра, техника не проходит. На моем счету уже три сбитых самолета. Они летают по небу черными тучами…

   …Появился самолет-разведчик «Хейнкель-111». Летит высоко. Команда — «По местам». Огонь. Не достали, ушел… Дело идет к обеду. Только выдали нам сухой паек, как нарисовались бомбардировщики — Ю-87. Прямо на нас идут. Подпускаем поближе. Стреляем. Два «юнкерса» горят. После боя узнаем, что погиб взводный, старший лейтенант Литвинов…

   …Февраль 1942 года. Бои под Ленинградом. Охраняем КП дивизии. Отбиваем вылеты немецких самолетов. И нет им конца и края…

   …Представили к награде, сбил одномоторный пикирующий «юнкерс». Снарядов мало. Совсем нет фугасных и осколочных. Лупим бронебойными. Небо черно от самолетов. Сбили еще двоих «фрицев», троих — подранили. Приказ — беречь снаряды. Взводный пообещал «к стенке поставить»…

   …От Ленинграда нас перебрасывают к Сталинграду. Июль 1942 года. Опять «пробки» на дороге, теперь на железной. Эшелоны с техникой и войсками подтягиваются к Волге. Стоим на перегоне. Видим, самолеты фашистов летят. Ловим их в цель прямо на железнодорожной платформе. Лупим от души. И надо же — один из снарядов попадает в авиабомбу. Два самолета задымили, начали падать. Пехота бросилась нас целовать. Железная дорога цела, ни одна бомба не упала на нее.

   …Ноябрь 1942 года. 25-я годовщина Октября. Выдали по 100 граммов водки и еще меньше хлеба. Одно желание — скорее бы где поесть да помыться…

   …Весна 1945 года. Подходим к Берлину. Зенитчикам теперь намного легче стало. В небе наши летчики верховодят. Нами командует генерал-лейтенант Берзарин, комендант Берлина. Выдали новые сапоги, приоделись. Чувствуем, скоро войне придет конец. С 5 мая из зениток почти не стреляем, самолеты врага не летают. В Берлине бои были жестокие и потери большие. 7 мая меня посылают в штаб дивизии с донесением. Иду по указателям. Берлин сильно разбит. Много пленных, среди них встречались и женщины, взявшие в руки оружие, чтобы мстить за мужей. Отдал пакет. Вижу, бежит связист, кричит во все горло: «Война кончилась! Война кончилась!..» Светлый был день, разве такое забывается. Утром 8 мая — построение части. Командир полка зачитал приказ. Еще до конца не дослушав, мы бросились его на руках качать…»

   …А после войны опять попал в шоферы. Видел маршала Жукова очень близко. Участвовал в Берлинском параде. Наши войска прошли очень красиво, гораздо лучше, чем англичане и американцы. Немцы нам кричали: «Зер гуд!» До 1946 года водил машину по Берлину. Конечно, и к рейхстагу подъезжал. Расписался на нем. За себя и всех ребят, что головы свои сложили. Далеко от Полоцка до Берлина. И все-таки дошел всем смертям назло…

   


Владимир Зубков



назад


Яндекс.Метрика