свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 50 Уральский автомобиль Суббота, 19 декабря 2009 г.

Валентин Коган: «Всё созданное в эпоху Гурушкина живо и сегодня»

   Вктор Алексеевич Гурушкин — человек необычайной воли, жёсткости, требовательности, необыкновенной самодисциплины. На его долю выпало серьёзное испытание. Сначала пришлось ставить на производство знаменитую «эмку» — «УРАЛ-355М», а потом осваивать выпуск большегрузных трёхосных автомобилей «УРАЛ-375» и проводить полную реконструкцию предприятия. В этот период выдающиеся способности Виктора Алексеевича как инженера, организатора и руководителя завода проявились наиболее ярко. Он лично возглавлял коллектив специалистов, разработавших метод безостановочного перехода на выпуск трёхосников. Осуществлял оперативное руководство реконструкцией главного конвейера, технологическим перевооружением действующих и строительством новых цехов.

   Хчется подчеркнуть особое внимание Виктора Алексеевича к техническим службам завода, их состоянию и развитию. По его инициативе были созданы проектно-технологические отделы (ПТО) механосборочного и металлургического производств, отдел автоматизации и механизации с цехом станкостроения, получил развитие отдел главного технолога, численность которого превышала 400 человек.

   Ме довелось более 25 лет возглавлять ПТО механосборочного производства. С помощью Виктора Алексеевича в отделе были собраны лучшие заводские технологи. Это во многом предопределило успех реконструкции действующих цехов и строительства новых.

   П технологическим проектам ПТО была проведена реконструкция главного конвейера, цехов шасси и моторного, что позволило превратить их в современные высокомеханизированные производства. В них впервые на заводе были созданы комплексно механизированные системы уборки стружки, централизованные системы подачи охлаждающих жидкостей и их удаления после отработки, установлено свыше 700 единиц нового оборудования, изготовлены и смонтированы два с лишним километра межоперационных, транспортных и сборочных конвейеров разных типов и многое другое.

   Ве наши проекты многократно рассматривались техническим советом завода, который возглавлял В. Гурушкин. Благодаря Виктору Алексеевичу техсовет стал действительно научным и рабочим органом: его решения либо оформлялись приказами директора, либо ложились в основу дальнейшей работы заводских служб.

   П инициативе директора был создан и совет старейшин. В него входили руководители завода, начальники ведущих цехов, руководители основных служб. Это был неофициальный, так сказать, неуставный орган. Но решения совета, в силу авторитетности его членов, воспринимались в коллективе как наиболее грамотные и квалифицированные.

   16 октября 1965 года был собран последний автомобиль «УРАЛ-355М» и начался демонтаж старого главного конвейера.

   Вктор Алексеевич долго пытался получить во всех инстанциях разрешение на этот шаг. Хотя снятие с производства двухосных машин предусматривалось постановлениями правительства, никто из столичных чиновников не решался дать команду на прекращение их выпуска. Вечером 17 октября меня вызвал к себе Виктор Алексеевич и продиктовал текст телеграммы начальнику автомобильного отдела Госплана СССР, министру автомобильной промышленности, в Челябинский обком КПСС. Текст телеграммы гласил: «16 октября 1965 года выпуск автомобилей «УРАЛ-355М» прекращён. Главный конвейер демонтирован. Начаты работы по монтажу конвейера для сборки автомобилей «УРАЛ-375».

   Могим сегодня трудно оценить мужество В. А. Гурушкина, который в то время, в условиях жесточайшей плановой дисциплины и административной системы, принял решение, на которое не осмелился ни один государственный чиновник. Не нужно говорить, какому риску он подвергал себя и свою карьеру. А уже через два месяца после выполнения колоссального объёма работ, 21 декабря 1965 года, на главном конвейере принципиально новой конструкции была начата серийная сборка трёхосных автомобилей.

   Вктор Алексеевич отличался чрезвычайной, может быть, иногда и излишней, требовательностью и жёсткостью ко всем без исключения работникам, будь то его заместитель или руководители подразделений.

   Онако требование безоговорочной исполнительской дисциплины никогда не становилось догмой. Он всегда был готов выслушать и обсудить новые предложения. Хотя в ряде случаев это требовало от него определённого мужества, поскольку приходилось пересматривать ранее принятые им решения. Но Виктор Алексеевич всегда во главу угла ставил не личное самолюбие, а техническую и организационную целесообразность. В связи с этим хочу привести пример творческого и уважительного подхода Гурушкина к предложениям специалистов.

   Дя подачи на главный конвейер из нового прессово-кузовного корпуса (имеется в виду бывший главный конвейер, размещавшийся в автомобильном корпусе вместе с цехом шасси) кабин, рам, деталей оперения, были спроектированы две галереи над центральным заводским проездом. Рабочий проект галерей разработал проектный отдел завода, которым в то время руководил Григорий Леонидович Смирнов. Рассмотрение проекта состоялось у Виктора Алексеевича в присутствии ряда специалистов и руководителей отдела капитального строительства (ОКСа), а также заместителя директора по снабжению Ивана Дмитриевича Архарова. Выяснилось, что для строительства галерей нужны балки особо большого размера. Серийно они не выпускались. Следовательно, чтобы их раздобыть, нужно было добиться получения фондов, специально зайти на металлургический завод, который должен переналадить уникальный прокатный стан ради нескольких десятков метров нужной нам балки.

   Эо предложение вызвало резкое возражение ОКСа и большинства специалистов, особенно Ивана Дмитриевича Архарова. Возражал и Виктор Алексеевич. Проектанты обосновывали свои выводы расчётами. Но Виктор Алексеевич потребовал ещё раз перепроверить все проектные данные и найти другое решение.

   — Виктор Алексеевич, но ведь это теорема Ферма! — привёл последний довод, обосновывавший его проект, начальник строительного бюро проектного отдела Алексей Алексеевич Белоног.

   Грушкин хлопнул ладонью по чертежам.

   — На стол мне теорему Ферма! Завтра к десяти часам утра всем быть у меня с новыми предложениями!

   Оескураженные, проектанты вышли из директорского кабинета и остановились в приёмной. Они молчали, а кто-то злорадствовал.

   — А что, если он на самом деле помнит теорему Ферма?! — то ли спросил, то ли удивленно воскликнул Алексей Алексеевич Белоног.

   Поектанты всю ночь работали над расчётами, всё по многу раз перепроверили, во всех цветах изобразили эпюры в разных сечениях балок. На следующий день в 10 часов утра вновь зашли в кабинет директора.

   — Ну что, какие новые решения нашли? — спросил он.

   Алексей Алексеевич попытался разложить перед директором чертежи, но Виктор Алексеевич отодвинул их.

   — Я спрашиваю, какие новые решения?

   — Виктор Алексеевич, — ответил ему Белоног, интеллигентнейший и очень корректный человек, — сопромат — это наука, основанная на математических расчётах. Мы подтверждаем наши расчёты. Как это ни печально и трудно, но балки придётся доставать.

   ИАлексей Алексеевич опять попытался разложить чертежи. Повисла долгая пауза. И вдруг Виктор Алексеевич обратился к своему заместителю Архарову с такими словами:

   — Иван Дмитриевич, с техникой надо быть на «вы». Мы с тобой люди подневольные. Раз инженеры говорят «надо», наше дело исполнять.

   Иан Дмитриевич попробовал робко возразить.

   — Ничего, вместе будем добывать балки, — сказал Гурушкин.

   Дбыли, построили, железной рукой директор заставил всех подчиниться решению специалистов. И в результате многие десятилетия по этим галереям шли транспортные потоки кабин и рам на главный конвейер.

   Уе несколько десятилетий (а точнее — 39 лет) Виктор Алексеевич Гурушкин не работает на нашем автозаводе. Но след, оставленный им в истории предприятия, навсегда сохранится в памяти людей, знавших его и трудившихся с ним.

   Вё созданное в «эпоху Гурушкина» живо и сегодня. Автозаводцы продолжают трудиться в построенных при нём корпусах — агрегатном, прессово-кузовном, вспомогательных цехов, экспериментально-сдаточном, в подвергшихся коренной реконструкции цехах: главном конвейере, моторном и других. Впоследствии некоторые из них были перепрофилированы. На смену одним производствам пришли другие, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Но всё сделанное в тот период позволило превратить недостроенный завод военного времени в передовое предприятие автомобильной промышленности.

   Вктор Алексеевич уделял внимание не только производству, но также условиям труда и жизни заводчан. При проведении реконструкции старых, «военных» цехов первостепенное значение уделялось обустройству бытовых и санитарных помещений, поскольку ничего этого в цехах, построенных в военные годы, не было. За годы директорства Гурушкина снесли практически все бараки, в которых жило большинство работников автозавода, достроили Дворец культуры, возвели пансионат на берегу Тургояка и много других социальных объектов. Они по сей день служат жителям Миасса.

   Н самой большой заслугой Виктора Алексеевича перед заводом и городом является организация производства новых трёхосных большегрузных автомобилей семейства «УРАЛ». «УРАЛ-355М» пользовался успехом в народном хозяйстве, в том числе на целине. Но это машина прошлого. Ничего принципиально нового в портфеле заводского КБ не было.

   Сгодня трудно представить, какая судьба ждала завод и, следовательно, город, если бы не удалось добиться права на производство вездеходов. Заказ Министерства обороны, под который давались огромные по тем временам деньги, был лакомым куском для автомобильных заводов. За него боролись и Московский ЗиЛ, и другие предприятия. К счастью, миасцам удалось отстоять заказ, преобразивший завод и давший мощный импульс развитию города. Огромная заслуга принадлежит в этом Виктору Алексеевичу Гурушкину и его предшественнику на посту директора, Александру Александровичу Андерсу.

   Рководство страны высоко оценило усилия заводчан по разработке конструкции новых машин семейства «УРАЛ» и организации их серийного выпуска на базе полной реконструкции завода. В 1972 году группа работников УралАЗа была удостоена Государственной премии СССР. Список лауреатов Госпремии возглавлял Виктор Алексеевич Гурушкин.



назад


Яндекс.Метрика