свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 43 Уральский автомобиль Суббота, 31 октября 2009 г.

Промышленное производство в России. Свет в конце тоннеля?

   Сад в экономике России закончился. ВВП в июле вырос на 0,5 процента по сравнению с июнем. Оживление промышленности в Минэкономразвития наблюдают с конца весны. По расчётам зарубежных аналитиков, небольшой рост в российской экономике — на 2,4 процента наступит уже в 2010 году.

   З семь месяцев 2009 года промышленное производство в России снизилось на 14,2 процента по сравнению с прошлогодними показателями, индекс составил 78,3. В июле 2009 года по сравнению с июлем предыдущего года индекс промышленного производства снизился на 11,1 процента, но по сравнению с июнем 2009 года — увеличился на 9,4 процента. Согласно данным Росстата, сохраняются на стабильном уровне объёмы добычи нефти и выпуск бензина, рекордными темпами растёт производство гидравлических узлов, вагонов метро, тоннельных эскалаторов.

   Вцелом объём добычи полезных ископаемых за январь-июль 2009 года сократился на 3,1 процента, производство в обрабатывающих отраслях упало на 20,3 процента. Объём добычи газа сократился на 20,2 процента — до 315 млрд. куб. м, угля — на 14,1 процента — до 161 млн. тонн, железной руды — на 19,5 процента — до 50,7 млн. тонн.

   Првичная переработка нефти снизилась на 0,5 процента — до 136 млн. тонн. Производство дизельного топлива упало на 2,3 процента — до 38,7 млн. тонн, нефтяных смазочных масел — на 16,7 процента (до 1,4 млн. т). Металлургия по-прежнему переживает глубокий спад. Производство готового проката чёрных металлов сократилось на 25 процентов (до 27,6 млн. т), стальных труб на 29,5 процента (до 3,4 млн. т). Производство автомобильных шин сократилось на 40,9 процента (до 14,3 млн. шт.), производство металлорежущих станков — на 63,1 процента (до 1 тыс. шт.). На общем фоне заметен рост производства в отдельных отраслях: гидравлических турбин — на 30,5 процента, тоннельных эскалаторов — на 50 процентов, мотоблоков и мотокультиваторов — на 4,4 процента, генераторов к паровым, газовым и гидравлическим турбинам — на 24,4 процента, вагонов метрополитена — на 23,4 процента. Увеличились объёмы добычи нефти и газового конденсата на 0,3 процента (до 284 млн. т), производство автомобильного бензина (на 1,2 процента, до 20,6 млн. т) и топочного мазута (на 0,6 процента, до 37,2 млн. т).

   П оценке Минэкономразвития, в РФ продолжается спад строительства и потребительского спроса, однако наметился рост промышленного производства и грузооборота транспорта, приостановился спад инвестиций в основной капитал. Внешнеторговый оборот в январе-июле составил $249,3 млрд. и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 44,5 процента. Экспорт товаров составил 151 млрд, снизившись на 46,9 процента, в основном за счёт снижения средних цен. Импорт товаров составил $98,3 млрд., снизившись на 40,2 процента к соответствующему периоду 2008 года.

   Поизводство автотехники находится почти в самом низу «упаднического» рейтинга. Производство грузовых автомобилей сократилось на 71,2 процента (до 48,8 тысячи), автобусов — на 61 процента (до 16 тысяч). Тракторов на колёсном ходу изготовлено 3,8 тыс. (меньше на 48,8 процента), зато мотоблоки и мотокультиваторы со сменными орудиями в количестве 97 тысяч единиц превысили показатель предыдущего года на 4,4 процента. Комбайнов зерноуборочных построили 5200 единиц — на 400 меньше.

   Пдение производства грузовых автомобилей произошло почти на всех предприятиях за январь-июль 2009 года:

   — автомобильный завод «ГАЗ» выпустил 21,2 тыс. ед. (22,4 процента к январю-июлю 2008 г.);

   — ОАО «КамАЗ» — 13,1 тыс.ед. (39,2 процента);

   — ОАО «АЗ «УРАЛ» — 3,7 тыс. ед. (36,3 процента);

   — ОАО «УАЗ» — 4,1 тыс. ед. (31,4 процента);

   — АМО «ЗИЛ» — 1,1 тыс. ед. (35,3 процента);

   — ЗАО «АМУР» — 0,2 тыс. ед. (21,2 процента);

   — ООО «Ивеко-АМТ» — 0,1 тыс. ед. (41,7 процента).

   Виюле грузовые автомобили не выпускали ОАО «ИжАвто» и ЗАО «Бецема»; за январь-июль 2009 года производство грузовых автомобилей здесь составило 27,3 и 2,5 процента соответственно к январю-июлю предыдущего года.

   Гузовых автомобилей иностранных моделей за январь-июль 2009 года изготовлено 3,2 тысячи (43,5 процента к тому же периоду 2008 года).

   Врочем, можно отметить и положительные моменты. Так, КамАЗ увеличил свою долю на рынке тяжёлых грузовиков до 58,5 процента (в конце 2008 года — 28 процентов). Это вполне объяснимо резким падением поставок иномарок, увеличением госзаказа и смещением спроса в сторону недорогой отечественной техники. Стоит отметить, что в июле по сравнению с июнем выпуск грузовых автомобилей вырос на 24,1 процента.

   Пезидиум Правительства РФ в июле одобрил разработанный Минэкономразвития социально-экономический прогноз на 2010-2012 годы. В качестве базового сценария на следующие три года принят умеренно оптимистичный вариант с постепенным ростом ВВП: в 2010 году — на один процент, в 2011-м — на 2,6 процента, в 2012-м — на 3,8 процента. Ранее в качестве основного сценария для экономики России рассматривался более консервативный вариант, предусматривающий фактическую стагнацию в течение следующих трёх лет после ожидаемого в этом году провала на 8-8,5 процента. Консервативный сценарий оставили как вариант, но основную ставку российское правительство сейчас сделало на умеренно оптимистичный сценарий. Однако август несколько умерил оптимизм чиновников.

   Рзультаты опроса ИЭПП руководителей 720 предприятий показали падение спроса на промышленную продукцию в августе на три пункта после незначительного подъёма в июле на 12 пунктов. Сокращение складских запасов (1 июня запасы на 50 процентов превышали норму, соответствующую предкризисному уровню, 1 августа — на 25 процентов) даёт возможность предприятиям нарастить производство в сентябре-октябре. Однако эти планы под вопросом: падение доходов населения ускоряется (сократились на 5,4 процента к июлю 2008 года, зарплата с учётом инфляции уменьшилась на 5,8 процента), а снижение рентабельности предприятий препятствует их кредитованию. Снижается и инвестиционная активность. Если тенденция на снижение спроса закрепится, предприятиям опять придётся сокращать норму запасов, и промышленный рост будет отложен.

   Погноз на ближайшее будущее автопрома достаточно негативен: спрос на новые автомобили, которые не являются предметом первой необходимости, будет падать. С каждым месяцем аналитики корректируют прогнозы в меньшую сторону в отличие от общего экономического развития. На данный момент озвучены следующие перспективы: в 2009 году российские автозаводы выпустят 700 тысяч автомобилей, из которых 600 тысяч приходится на легковые машины, 75 тысяч — на грузовики и 25 тысяч — на автобусы. Это на 61 процент меньше, чем в прошлом году (1 795 257 шт.).

   Ктому же основные программы господдержки, на которые власти возлагают большие надежды, не оправдывают себя. Например, прямые финансовые вложения в предприятия оказались неэффективными. Видимый результат (увеличение доли машин российской сборки с 40 до 52 процентов за полгода) принесли повышение таможенных пошлин на иномарки, снижение пошлин на комплектующие для сборочных производств внутри страны и льготное кредитование автомобилей российской сборки. По новым условиям государственных субсидий на покупку отечественных автомобилей, максимальная стоимость авто увеличена с 350 тысяч рублей до 600 тысяч, что расширяет льготы до сегмента малых грузовиков, а также первоначальный взнос снижен в два раза, до 15 процентов.

   Н обнаружив реальных улучшений, Минпромторг намерен сократить вдвое, до одного млрд. рублей, объём финансирования госпрограммы льготного автокредитования граждан в 2009 году. На начало августа банки выдали физлицам 23,4 тысячи субсидированных автокредитов. Минпромторг исходя из этих данных должен был выдать субсидий банкам по автокредитам на 350-400 тысяч рублей. Если учесть, что в ноябре-декабре на авторынке традиционный спад, до конца года и уменьшенной вдвое суммы может быть много.

   Ворая кардинальная мера — экопремия, которую планируют ввести с 2010 года. Напомним: государство будет доплачивать собственнику 10-летней машины около 50 тысяч рублей, если тот согласится сдать её в утиль и приобрести новый автомобиль, собранный в России. Однако это временная мера, которая может лишь отсрочить ещё большее снижение спроса. Уже есть наглядный пример в лице Германии, которая одной из первых применила экопремию в размере 2,5 тыс. евро. Срок государственной поддержки закончился, и в ближайшее время эксперты предрекают банкротство половине германского автопрома, включая дилеров и производителей автокомпонентов. Потребительский ресурс исчерпан за первую половину года, на 27 процентов увеличив регистрацию новых автомобилей.

   Ели проанализировать все прогнозы развития экономической ситуации на ближайшие годы, то более 80 процентов этих прогнозов говорят о скором выходе мира из финансового кризиса. Остаётся надеяться, что так и будет. По крайней мере, в этом заинтересованы все, начиная от олигархов и чиновников, заканчивая рабочими и пенсионерами.

   


Журнал «Основные средства», № 10, 2009 год.



назад


Яндекс.Метрика