свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 40 | Суббота, 10 октября 2009 г. | |
КОММЕНТАРИИ в связи с ситуацией, связанной с гособоронзаказом на автомобили «УРАЛ» Елена МАТВЕЕВА, заместитель председателя правления «Группы ГАЗ» Автомобильный завод «УРАЛ» был уведомлен о том, что Минобороны планирует расторгнуть контракт с «УРАЛом» на 2010 год. Мы опасаемся, что это начало процесса вытеснения «УРАЛов» из армии, что идёт вразрез с заявленным ранее Минобороны принципом паритетного снабжения Вооружённых сил РФ автомобилями различных отечественных производителей на конкурентной основе. Если АЗ «УРАЛ» лишится гособоронзаказа, который составляет до 50 процентов объёмов производства предприятия, это может повлечь социальную катастрофу для г. Миасса, в котором «УРАЛ» является градообразующим предприятием и крупнейшим налогоплательщиком, а также поставит под угрозу выживание четырёхсот поставщиков предприятия и нескольких десятков производителей спецтехники на базе автомобилей «УРАЛ». Существенная часть поставщиков предприятия сосредоточена в Челябинской области, поэтому лишение предприятия гособоронзаказа создаёт риски социальной напряжённости в регионе. Сдьба Уральского автозавода неразрывно связана с Вооруженными силами. Первые уральские автомобили — легендарные «ЗиС-5» — начинали свою службу на фронтах Великой Отечественной войны. Преимущества «УРАЛов» для армии очевидны: это и возможность безгаражного хранения, и простота технического обслуживания. Кроме того, высокая проходимость позволяет им преодолевать любые препятствия, а капотное исполнение обеспечивает большую защищённость экипажа в условиях боевого применения (по сравнению с автомобилями других отечественных производителей в бескапотном исполнении). При этом АЗ «УРАЛ» (в том числе и благодаря внедрению современных инструментов новой производственной системы) удерживает цену на свою продукцию армейского назначения на 300-400 тысяч ниже аналогичных моделей продукции других отечественных производителей (КамАЗа). Впериод кризиса и кардинального падения рынка грузовых автомобилей именно государственный оборонный заказ стал поддержкой для самого крупного предприятия Миасса. Государственный оборонный заказ по трёхлетнему контракту для коллектива автомобильного завода «УРАЛ» стал фундаментальным, обеспечивающим оптимальную загрузку производственных мощностей в кризисный период. В свою очередь автозавод обеспечивает изготовление и поставку автомобилей «УРАЛ» строго по согласованным графикам: без задержек и с высоким качеством. Кроме того, ведётся активная работа по созданию новых моделей автомобильных базовых шасси для российской армии. На протяжении последних лет предприятие активно совершенствует конструкции армейских грузовиков, регулярно проводит глубокую модернизацию автомобилей армейского семейства и постоянные научно-технические разработки. В эти проекты АЗ «УРАЛ» инвестирует собственные средства. З последние годы по техническим заданиям специалистов ГАБТУ разработаны и внедрены узлы и агрегаты, позволяющие значительно поднять технический уровень «УРАЛов», улучшить их параметры. В настоящий момент завод участвует во всех программах ГАБТУ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию новых перспективных моделей армейских автомобилей многоцелевого назначения.
Виктор КОРМАН, генеральный директор АЗ «УРАЛ» Мнистерство обороны России уведомило автомобильный завод «УРАЛ» о намерении разорвать контракт на поставку автотехники в 2010 году. Насколько мне известно, аналогичное уведомление имеет и КамАЗ. Для нас такой поворот — неожиданный, поскольку при формировании своих бизнес-планов мы всегда делаем ставку на гособоронзаказ. Это тем более удивительно на фоне того, что в течение предыдущих двух лет по этому же контракту мы выполнили все свои обязательства в полном объёме и точно в срок. Не было никаких предпосылок для подобного поворота событий и во время визита на АЗ «УРАЛ» министра обороны России Анатолия Сердюкова, от которого мы тогда получили специальное задание, которое также выполнили своевременно. Оевидно, что в России стартовала военная реформа, и мы принимаем в этом процессе непосредственное участие. Автозаводом «УРАЛ» получены технические задания на автомобили для нужд армии нового поколения, у нас в этом вопросе — равные стартовые возможности с КамАЗом. И когда в Минобороны принимаются решения по переориентации на базу КамАЗа, а доля «УРАЛов» в армии падает, это вызывает наше искреннее недоумение. Автомобильный завод «УРАЛ» специализируется на выпуске полноприводных автомобилей, это — наша компетенция. Мы умеем производить грузовики высокого качества и с низкой стоимостью. Конкурентные преимущества «УРАЛов» совершенно очевидны. Педыдущие решения государственного характера предусматривали паритетное распределение гособоронзаказа между «УРАЛом» и КамАЗом. Нарушать эту пропорцию — безусловное право военного ведомства. Такое решение, если оно будет принято, станет большой ошибкой, потому что нет никаких оснований ориентироваться только на одну «камазовскую» базу — не самую современную и не лучшую, чем база «УРАЛа». Нм непонятно, почему государственная поддержка с таким перекосом оказывается одному предприятию и не оказывается другому. Дополнительный заказ в полном объёме также ушёл на КамАЗ. Собственно, мы и не просим никакой дополнительной помощи от государства, кроме как выполнения обязательств по ранее заключенному трёхлетнему контракту. Хочу напомнить, что автомобильный завод «УРАЛ» является предприятием, входящим в список системообразующих. За нашими плечами — 400 компаний-смежников, поэтому вопрос распределения гособоронзаказа должен учитывать и социальный фактор проблемы. Ели чётко следовать указанию Президента РФ Дмитрия Медведева, то государственная помощь должна оказываться только эффективным предприятиям, к которым АЗ «УРАЛ», безусловно, относится. Несмотря на кризис, нам удалось в рамках собственной антикризисной программы существенно снизить затраты (управленческие — на 50 процентов, коммерческие и общепроизводственные расходы — на 30 процентов), добиться безубыточности работы в нынешних сложных условиях. Считаю, что наш пример достоин подражания. Полномочный представитель Президента РФ в УрФО Николай Винниченко и губернатор Челябинской области Пётр Сумин уже высказали свою озабоченность возникшей проблемой. Уверен, что с их помощью удастся найти приемлемое решение данного вопроса. |
назад |