свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 32 | Суббота, 15 августа 2009 г. | |
На власть надейся, а сам не плошай Вемена не выбирают. Нам выпало жить сегодня и на себе прочувствовать всю симптоматику экономической болезни под названием «кризис». Для отдельно взятого человека болезненней всего — потеря работы. Несладко и тем, кто пока трудится, но постоянно ощущает над головой дамоклов меч увольнения. А для большой компании, которая в период кризиса не менее уязвима, чем любой наёмный работник, утрата возможности реализовать свой производственный потенциал в полном объёме равносильна (в соответствующих масштабах, разумеется) неутешительному диагнозу «частичная парализация с неясным прогнозом». И только комплекс реабилитационных мероприятий, то бишь антикризисных мер, желание устоять и выжить во что бы то ни стало способны вернуть «больному» утраченные функции. Именно этой «спасательной операцией» и занято сегодня «МЧС» «Группы ГАЗ» — её высший менеджмент. Об уже достигнутых и расчётных результатах наш корреспондент побеседовала с первым заместителем председателя правления управляющей компании — директором дивизиона «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» Вадимом СОРОКИНЫМ. Работаем без убытков — Вадим Николаевич, одна из целей антикризисной программы «Группы ГАЗ» достигнута: компания закрепилась на безубыточном уровне. Что это даёт нам уже сегодня? — Достижение уровня безубыточности производства (сегодня он составляет 5400-5600 автомобилей в месяц) означает, что компания прекратила генерировать убытки. Это было обязательным условием реструктуризации долгов Группы нашими финансовыми партнёрами под гарантии государства. В противном случае мы расписались бы в своём неумении действовать эффективно, и отодвигать сроки выполнения обязательств компании перед банками просто не имело бы смысла. Чо означают предоставленные нам гарантии государства в объёме 20 миллиардов рублей? Госгарантии, одобренные в июле на правительственной комиссии, возглавляемой первым вице-премьером Шуваловым, — это не «живые» деньги и не новые кредиты, это возможность продления под поручительство государства тех краткосрочных кредитов, которые были взяты прежде. Они не увеличат оборотный капитал предприятий и не повлияют на необходимость дальнейшего сокращения затрат. Далее выполнение финансовых обязательств по обслуживанию кредитного портфеля компания будет выполнять уже без поддержки государства. Мечтать не вредно — Чем ещё могло бы помочь государство отечественному автопрому, в частности, «Группе ГАЗ»? — Для нас сегодня не менее важны поддержка государством потенциальных клиентов Группы, стимулирование спроса на рынке коммерческой техники. В этом смысле позитивную роль могли бы сыграть субсидирование государством процентных ставок по автокредитам, предоставление льготных кредитов лизинговым компаниям, специализирующимся на коммерческой технике. Пока в этом направлении делаются лишь самые первые, не очень уверенные шаги. Коме того, как показывает опыт развитых стран, эффективной антикризисной мерой могло бы стать законодательное ограничение сроков эксплуатации коммерческой техники. Основное её предназначение — приносить доход владельцу, а значит, и работать она должна, что называется, на износ. За пять лет интенсивной эксплуатации машина изнашивается и физически, и морально. А у нас на дорогах можно увидеть и 10-летние, и даже 15-летние автомобили, давно исчерпавшие свой ресурс, но которые продолжают эксплуатироваться, видимо, благодаря регулярным реанимационным мероприятиям. Такие машины на дорогах просто опасны. Мы взаимодействуем в этом направлении с правительством, но такой рычаг воздействия на рынок вряд ли заработает в ближайшем будущем. — Наверное, лучшей поддержкой своего автопрома мог бы стать государственный заказ на его продукцию? — Если бы по госзаказам мы производили 500-1000 автомобилей в месяц — это было бы хорошо. Но этого пока не происходит. Бюджеты организаций — потребителей нашей автотехники сокращаются. Соответственно, уменьшаются и заказы, в частности на производство специализированной техники для силовых структур. А бюджетные деньги на поставку автомобилей «скорой помощи» вообще получил иностранный производитель. На мой взгляд, это чрезвычайно недальновидное решение. Мы опросили наших потребителей, которым в предыдущие годы поставляли автомобили «скорой помощи», и вот что выяснили. Да, примерно пять процентов этого парка требует полноценного ремонта. Спрашивается, почему? Оказалось, что у медицинских учреждений, которым переданы эти машины, нет средств даже для замены масла, фильтров и вообще на элементарное техническое обслуживание автомобилей при всей их неприхотливости. А что ждёт машины «Фиат Дукато» при такой же интенсивной эксплуатации? Нетрудно представить. К тому же эти автомобили гораздо дороже наших, а запасные части к ним многократно дороже. Где логика такого выбора? На мой взгляд, это деньги, выброшенные на ветер, причём большие деньги. — Насколько мы близки к заключению контракта с Государственной транспортной лизинговой компанией, предварительное соглашение с которой о сотрудничестве в области поставок строительной и дорожной автотехники производства «Группы ГАЗ» было подписано ещё в июле? — В настоящее время детально обсуждаются условия поставок, уточняется номенклатура, то есть идёт рабочий процесс, который должен привести к подписанию контракта. На злобу дня — В общем, на власть надейся, а сам не плошай. Вся надежда на собственную антикризисную программу. Какие надежды в этом смысле возлагаются на автомобиль «ГАЗель-эконом», реализация которого уже началась? — Это антикризисный проект социальной направленности. «ГАЗель-эконом» — практически готовое рабочее место. В условиях безработицы это очень актуально. ГАЗ всегда производил то, что нужно стране на том или ином этапе её развития. Каждая историческая веха, начиная с 30-х годов, ассоциируется в нашем сознании с той или иной моделью автомобилей марки «ГАЗ». Вот и «ГАЗель-эконом» — дань не самому простому периоду становления рыночной экономики в России. Этот автомобиль — социальный проект «Группы ГАЗ», направленный на обеспечение доступной автомобильной техникой частных предпринимателей, представителей малого бизнеса и агропромышленного комплекса — наиболее уязвимых потребителей в период кризиса. — Отслеживать ситуацию на рынке призваны и представители нашей компании, направленные в разные российские регионы. От них уже поступает какая-то информация? — Да, и она служит новым импульсом к действию для менеджмента Группы. Компанией разработана специальная программа, которая призвана помочь её дилерам даже в условиях кризиса успешно продавать автотехнику марки «ГАЗ». Это и льготные ставки по кредитам для покупателей, и реклама за счёт производителя, и обучение персонала, и так далее. К примеру, льготные кредиты — это результат договорённостей компании и её финансовых партнёров. Но чем дальше регион от центра, тем хуже обстоят дела у дилеров с реализацией этой программы по внедрению эффективных инструментов продаж ГАЗовских автомобилей. По сообщениям наших представителей, в филиалах банков на местах программы, принятые головными офисами, во многих случаях не работают. Информация о них либо не доходит вообще, либо поступает с большим опозданием. Ясно, что необходимо вмешательство. Тогда мы выходим на руководство проблемных банков, лизинговых компаний и стараемся эти вопросы решить. Оптимальный баланс — Самой болезненной остаётся проблема высвобождения персонала компании. На встрече с профсоюзным активом Сергей Георгиевич Занозин сформулировал конечную цель оптимизации численности работников: на одного работника, создающего добавленную стоимость, должно приходиться не более одного из категории РСС... — Процесс высвобождения людей действительно очень сложный и болезненный. Чтобы его в определённой мере смягчить, мы постоянно работаем с государственными структурами. Рост числа безработных не должен быть для них неожиданностью, ведь эти люди законно рассчитывают на получение пособия от государства, а значит, финансирование соответствующего фонда должно быть спланировано заранее. Компания выполняет перед обществом свои обязательства в полном объёме, перечисляя в госбюджеты крупные суммы налоговых выплат. Хочу подчеркнуть, что предстоящее высвобождение практически не коснётся рабочих. — Вадим Николаевич, и всё-таки многим не совсем понятно, почему нельзя обойтись без дальнейшего сокращения персонала, ведь безубыточность производства — это уже реальность? — Безубыточный объём производства в 5600 автомобилей в месяц обеспечивается меньшей численностью, чем та, которая имеется сегодня. К тому же наша задача — восстановить докризисный средний уровень заработной платы (17000 рублей). Кроме того, надо иметь в виду, что не исключён очередной обвал рынка. Ведь никто не может предсказать дальнейшее развитие событий. Тогда с 5600 единиц мы можем сократить выпуск до 3500, с пятидневной рабочей недели придётся вернуться к трёхдневной и к заработной плате, не превышающей 11000 рублей. А вот если оставить всё, как есть, то при неблагоприятном сценарии развития событий зарплата у людей будет настолько низкой, что они просто не в состоянии будут прокормить свои семьи. — А если, наконец, спрос на нашу автотехнику начнёт расти? — Замечательно, тогда мы начнём ускорять конвейер, возвращать людей и восстанавливать рабочие места. — Даже при хорошем раскладе вернуть всё на докризисный уровень удастся, видимо, не скоро. Что ждёт тех, кто сегодня оказался не у дел? Смогут ли они переобучиться и занять вакантные места? Что думают об этом в ведомстве министра здравоохранения и социального развития Голиковой, куда уже неоднократно стучались представители руководства компании? — Да, мы первыми обратились в правительство с предложением совместно реализовывать программу переобучения высвобождаемых работников. Это было ещё в декабре прошлого года. Тогда мы услышали категоричное «нет». И только сейчас на правительственном уровне началось осознание перспективности этой программы и необходимости вернуться к её рассмотрению. Теперь уже никто не сомневается, что кризис — это всерьёз и надолго, а значит, нужно думать о трудоустройстве незанятых людей и переобучать их, если иначе у государства обеспечить их работой не получается. В качестве индустриального партнёра — Большие надежды возлагались на использование производственных мощностей ГАЗа для сборки автомобилей марки «Опель»... — У нас есть мощности для производства современных легковых автомобилей, и мы вполне могли бы выступить в этом проекте в роли индустриального партнера. Ещё один мотив — возможность дозагрузки дивизиона «Автокомпоненты» и дополнительного привлечения наших людей. Активно прорабатываются и другие варианты использования данных мощностей. До конца года вопрос будет решён. Новый продукт для выхода из кризиса — Из кризиса можно выйти только с новым продуктом — это аксиома. «Группа ГАЗ» — не исключение. Что мы можем предложить потребителям совсем скоро и, скажем, в следующем году? — Если говорить о ближайших планах, то мы готовы представить рынку существенно обновлённый продукт — автомобиль «ГАЗель-плюс». У него будет несколько изменённый дизайн, более надёжным, лёгким и удобным станет управление. Мы устраним, наконец, причины, вызывающие коррозию кузова автомобиля. С этой целью кардинально меняется технологический процесс его изготовления. Мы отвели на реализацию этого проекта самые сжатые сроки, затраты при этом потребовались минимальные. Главное здесь — идея: что можно изменить в конструкции, чтобы устранить дефект, из-за которого в адрес нашего коммерческого автомобиля было немало нареканий. Я надеюсь, что теперь они останутся в прошлом. А к концу года мы сможем показать первые образцы автомобиля, который позволит компании в течение ещё нескольких лет оставаться лидером на рынке коммерческой автотехники, — «ГАЗель-3». Над ним активно работают наши ведущие специалисты. — Кризис заставляет всех искать сторонних заказчиков. Что в этом смысле предпринимается нашей компанией? — Первым делом мы более активно осваиваем производство спецтехники на базе шасси коммерческих автомобилей. Если раньше просто отдавали шасси доработчикам, то сегодня занимаемся различными видами надстроек самостоятельно — это заметный плюс к основному бизнесу. План этого года — выпустить две тысячи единиц спецтехники (изотермических автофургонов для перевозки пищевых продуктов, автоцистерн и так далее). В прошлом году потребителям было отправлено всего 218 машин. В 2010-м можем довести объём производства в ПСТ до 15 тысяч — были бы заказы. Большую работу по привлечению сторонних заказчиков проводит дивизион «Автокомпоненты». До конца года объём заказов, полученных им за пределами «Группы ГАЗ», должен составить порядка 30 процентов от общей массы. Это отличный показатель, позволяющий коллективу дополнительно неплохо зарабатывать. Прекрасный пример для подражания. — Вадим Николаевич, как бы вы сформулировали основную задачу, стоящую сегодня перед трудовым коллективом компании? — На тех, кто остаётся, лежит огромная ответственность. Мы вместе должны не просто сохранить наш бизнес, но и развить его, чтобы через определённое время (хотелось бы побыстрее) восстановить производство в полном объёме, утраченные рабочие места и принять обратно людей, с которыми вынуждены были расстаться сегодня.
Лариса СМИРНОВА.
«Автозаводец», 07.08.2009. |
назад |