свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 29 | Суббота, 25 июля 2009 г. | |
Болезненная терапия — условие выздоровления Внужденное высвобождение персонала на предприятиях «Группы ГАЗ» порождает множество слухов и домыслов о перспективах самой компании. Недоброжелатели поспешили поставить крест на её будущем. Тем же, кто несмотря ни на что верит в способность отечественного автопрома, в том числе «Группы ГАЗ», выстоять даже в условиях разрушительного кризиса, для укрепления этой веры нужна достоверная информация. О том, что в действительности происходит на предприятиях «Группы ГАЗ», какие меры предпринимаются высшим менеджментом холдинга для сохранения «плавучести» вверенного ему корабля, насколько необходимым является сокращение людей, того самого ценного актива компании, без которого всё остальное лишено смысла. Лчше уж горькая правда, чем сладкая ложь Волне понятна и крайняя заинтересованность в честном и открытом разговоре с руководителями Группы о дне сегодняшнем и грядущем профсоюзного актива компании — именно он принимает на себя волну эмоций со стороны высвобождаемых работников, которых призван защищать всеми средствами, предоставленными ему трудовым законодательством. И такой разговор состоялся в профкоме ОАО «ГАЗ» на минувшей неделе. Н встречу с профсоюзными лидерами подразделений компании на нижегородской площадке приехали председатель правления «Группы ГАЗ» С. Г. Занозин, директор по персоналу Группы Я. Я. Коп, председатель нижегородского областного комитета профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Б. Б. Охлучин, депутат Государственной думы В. А. Корнилов, представители администрации Нижнего Новгорода, председатель профкома ОАО «ГАЗ» депутат Законодательного собрания Нижегородской области Е. И. Морозов. Првым перед собравшимися выступил С. Г. Занозин. Отекущем моменте Т, что происходило в отечественном автопроме в первом полугодии, Сергей Георгиевич назвал бедствием, масштабы которого громадны. Если в июне прошлого года выручка компании составила 17 миллиардов рублей, то в соответствующем периоде нынешнего — чуть более 5 миллиардов. По разным дивизионам Группы этот показатель уменьшился в 3-5 раз. И только решительные меры, направленные на противодействие сценарию, который навязывает кризис, смогли, наконец, переломить ситуацию и начать переход к безубыточному производству. Антикризисные программы реализуются и на других предприятиях автомобильной отрасли. Получается, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Продекларированная поддержка родному автопрому со стороны федерального правительства (в денежном выражении она должна была составить более 150 миллиардов рублей) покуда так и остаётся обещанием — в отношении «Группы ГАЗ» она реализована только на 8 процентов. Рассчитывать приходится на собственные силы, констатировал председатель правления Группы. Так нужные сегодня механизмы по льготному лизингу, стимулирующим процентным ставкам по кредитам, которые предполагалось запустить Правительством, до сих пор в полную силу так и не заработали. Ппытки преодолеть кризисную ситуацию по наиболее щадящему варианту, по словам Сергея Георгиевича, оказались недостаточными. В планах менеджмента не было сокращения персонала предприятий. Решено было ограничиться сокращённым режимом работы. Увы, первые месяцы начавшегося года не продемонстрировали никаких позитивных изменений на рынке. Оживление так и не началось. В апреле ситуация на рынке оказалась на 20 процентов хуже, чем в марте, а в мае — хуже, чем в апреле. Для активизации рынка была запущена программа стимулирования продаж. Но она не могла обеспечить ожидаемого эффекта без активной поддержки банков. Только в июне из двухсот обращений в Сбербанк за кредитом на приобретение коммерческого автомобиля 185 оказались в «отказных». Тем не менее руководство компании не оставляет надежды договориться с банкирами. Сергей Георгиевич рассказал о личных встречах с первыми лицами Сбербанка. Да, кредитование в условиях кризиса сопряжено с большими рисками. «Группа ГАЗ» готова разделить эти риски со своим партнёром применительно к кредитованию своих потенциальных покупателей. И, похоже, это предложение не осталось без внимания. Пкет антикризисных мер Пан антикризисных мер корректировался по ходу развития рыночной ситуации. Увы, в сторону ужесточения. Программа противостояния кризису предусматривает целый ряд проектов по разным направлениям, которые в настоящее время успешно реализуются. Один из них — проект реструктуризации долгов банкам (их сумма превышает 40 миллиардов рублей), который ведёт генеральный директор «Русских машин» (материнская компания «Группы ГАЗ») В. Г. Лукин. Наконец-то принято решение о выделении «Группе ГАЗ» 20 миллиардов рублей государственных гарантий. Это не «живые» деньги, пояснил Сергей Георгиевич. Это возможность продлить кредитный портфель ГАЗа ещё на пять лет с погашением основной массы кредита через два года и отсрочкой выплаты процентов. Финансовые обязательства по выплате долга и обслуживанию кредитного портфеля компания будет выполнять без финансовой поддержки государства. Вего Группу кредитовало 18 банков. Договориться с ними о реструктуризации задолженности было довольно сложно, поскольку каждый преследует свои интересы. Но по большому счёту эта проблема уже решена. Аналогичная работа ведётся с поставщиками Группы. С главными поставщиками металла договориться об отсрочке погашения задолженности удалось. Поэтому все разговоры о неизбежном банкротстве ГАЗа не имеют под собой никакой почвы. Подолжается реализация проекта по снижению затрат. Уже достигнуты неплохие результаты, но источников и ресурсов для экономии остается ещё много. Её одно направление — сокращение оборотного капитала, за счёт чего мы и продержались в первом полугодии. Речь идёт об уменьшении дебиторской задолженности, остатков готового продукта, незавершенки, товарно-материальных запасов. Седующий комплекс антикризисных мер — реструктуризация предприятий компании. Ведь производственные мощности предприятий рассчитаны на гораздо большие объёмы продукции, чем мы можем позволить себе производить в кризис. Если эти мощности не используются в полном объёме, то они неоправданно отягощают структуру себестоимости выпускаемого продукта. Так, в нормальных условиях постоянные затраты (на содержание зданий, сооружений, инфраструктуры) составляют 12-15 процентов и ниже. В кризисный период, например, на ГАЗе в январе они достигли 50(!) процентов. Конечно же, их необходимо уменьшать. И эта работа активно ведётся: на это нацелены проекты по сжатию площадок, «перетаскиванию» отдельных технологических переделов на другие площади. Опыт использования таких мер показывает, что они очень эффективны. С. Г. Занозин привёл пример с Курганским автобусным заводом, реструктуризация которого позволила снизить постоянные затраты на 40 процентов. Скращение фонда оплаты труда — не самоцель для руководства компании. Если предприятие изыскивает возможность повышения доходной части, сокращение ФОТ может быть остановлено. Как это происходит, к примеру, в дивизионе «Автокомпоненты» нижегородской площадки. Даже при крайне низкой активности рынка доля продукции, продаваемой им на сторону, становится всё более значимой в общем объёме. Сегодня на конвейер отсюда отправляется 60 процентов всей продукции, а 40 процентов — составляют запчасти и другие переделы для нужд сторонних заказчиков. Проведена работа по переориентации незагруженных производственных площадей под производство непрофильной продукции на Тверском экскаваторном заводе. Загрузка мощностей способствует и снижению затрат. Ве эти меры, предпринимаемые компанией, позволят ей выйти на безубыточную работу. При том минимальном спросе, который существует сегодня на рынке, необходимо кардинально снижать точку безубыточности — то есть объём выпускаемой продукции, при котором предприятие не аккумулирует убытки. Надо продвигаться дальше, как бы трудно это ни было, подчеркнул С. Г. Занозин. Скращение управленческих расходов, коммерческих остатков готовой продукции, дебиторской задолженности, незавершенного производства позволило Группе завершить первое полугодие без задолженностей по заработной плате, энергетике и налогам. Исключение — отдельные предприятия. По словам председателя правления Группы, оттягивание с сокращением персонала привело к тому, что на 1 июня на отдельных предприятиях образовалась задолженность, которую компенсировали за счёт работы других дивизионов компании. Но возникшие проблемы лишний раз показывают, к чему приводит половинчатость решений. Принимать непопулярные меры всё равно пришлось. На нижегородской площадке предстоит сократить восемь тысяч человек. Сергей Георгиевич подчеркнул, что это вполне осознанное решение, отметив, что будет сделано всё возможное, чтобы сократить персонал не на 8000, а на 6500 человек. В противном случае неизбежны задолженности по заработной плате, сначала — на месяц, а потом — на два и на три. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. За ситуацией по своевременности перечисления заработной платы пристально следит прокуратура. А самое главное, все эти меры необходимы для того, чтобы завод не останавливался, продолжал работать, выпускать продукцию и развиваться даже в таких неблагоприятных условиях. О одном с сошкой… Тперь о персонале. Жизнь заставила управленцев с пристрастием всмотреться в кадровую структуру с позиций того, в каких пропорциях находится численность работников, создающих добавленную стоимость, и всех прочих. В прошлом году на одного «кормильца» (с сошкой) приходилось два «едока» (с ложкой). В условиях кризиса такое соотношение неправомерно. Поставлена задача — достичь пропорции 1:1. Именно поэтому, подчеркнул С. Г. Занозин, сокращения меньше всего коснутся производственного персонала, в большей степени — РСС (руководители, специалисты, служащие). Это очень болезненная мера, но именно она позволит компании обеспечить безубыточное производство на всех площадках и нормальную зарплату для тех, кто останется. Рководство компании принимает все возможные меры, чтобы расшевелить рынок, стучится в двери Правительства, чтобы наконец были приняты необходимые и уже обещанные решения. Так, буквально недавно С. Г. Занозин вместе с губернатором Нижегородской области В. П. Шанцевым встречались в Москве с министром здравоохранения и социального развития Т. А. Голиковой. Разговор шёл о необходимости расширения программы по переобучению работников для сохранения рабочих мест. Это должно смягчить ситуацию на рынке труда в регионе. Будем надеяться на положительное решение. Сргей Георгиевич обратился к присутствующим в зале управляющим производств с просьбой встретиться с каждым человеком, которому предстоит сокращение, поблагодарить его за работу в компании, чтобы он не ушёл обиженным или даже озлобленным. К людям нужно отнестись по-человечески. Компания сможет пригласить их на работу снова, когда кризис наконец закончится. И, разумеется, надо подумать о людях, которые остаются. Их гораздо больше. И им нужно обеспечить достойную заработную плату. На это нацелены программы по упорядочению затрат на персонал. Они позволят для производственных рабочих увеличить средний уровень заработной платы до уровня прошлого года. Вот такие меры, болезненные, но необходимые. Другого выхода просто нет, резюмировал Сергей Георгиевич. А что завтра? Педполагаемый сценарий развития событий выглядит достаточно оптимистично. Вот-вот начнётся реализация антикризисной программы Минрегионразвития, на которую выделяется порядка 30 миллиардов рублей бюджетных средств. Программа в большей степени затрагивает предприятия Группы, производящие автобусы и строительно-дорожную технику, в меньшей — нижегородскую промышленную площадку. Ти миллиарда Группа рассчитывает получить в результате сотрудничества с государственной транспортной лизинговой компанией. Соответствующее соглашение уже подписано. Коме того, хорошие перспективы просматриваются и в сфере кредитования покупателей автотехники. Банки начали потихоньку приходить в себя и выдавать кредиты без дополнительных залогов, как делали это ещё совсем недавно. К тому же, дают свой эффект собственные программы «Группы ГАЗ», которые внедряются совместно с банками-партнёрами, по кредитованию населения для покупки автомобильной техники наших предприятий. Здача на ближайшее будущее — активно заниматься продажами. Это и сможет обеспечить успех компании. И кризиса — с новым продуктом Ели сегодня главное — сохранить жизнеспособность предприятия, и для этого есть все предпосылки, то на ближайшую перспективу приоритетной становится задача вывести на рынок новый продукт. Без него посткризисное развитие компании невозможно! В этом не должно быть никаких сомнений, заявил председатель правления Группы. В настоящее время в компании запущена программа по подготовке производства «ГАЗели» с улучшенными потребительскими свойствами. В первом квартале 2010 года эта машина появится на рынке. В это же время будут собраны первые образцы нового поколения коммерческих автомобилей «ГАЗель-3», работа в этом направлении продолжается. Коме того, ведутся активные поиски партнёров для организации сборки легковых автомобилей других марок на мощностях ГАЗа. Переговоры ведутся с целым рядом партнёров — иностранных автопроизводителей. Не останавливается работа по созданию новых продуктов и на других предприятиях компании. Вт такая работа ведётся, и её предварительные результаты вселяют уверенность в том, что компания преодолеет все трудности и выйдет из кризиса обновленной и готовой к борьбе за своё место под солнцем на автомобильном рынке. Псле обзора и анализа ситуации, в которой находится компания, Сергей Георгиевич ответил на вопросы её профсоюзных лидеров. Последних больше всего волновало предстоящее увольнение работников, чей опыт, знания, квалификация не один год были востребованными компанией и которые наверняка пригодились бы ей и в будущем. — Я понимаю, насколько это болезненный процесс,— ещё раз вернулся к проблеме сокращения персонала председатель правления.— И мы долго не могли на это решиться, тем более, что речь идёт о высоко квалифицированных кадрах. Но найдите доходы для своего подразделения, которые позволили бы сохранить этих людей. Ведь нашёл же Эпштейн (директор дивизиона «Автокомпоненты») заказы для своего дивизиона на стороне, что позволило ему дозагрузить мощности и свести к минимуму сокращение персонала. Я понимаю, что большинство подразделений компании к этому сегодня не готово. Тем более в условиях кризиса. Рынок не может обеспечить тот объём производства, который обеспечил бы работой всех. Неужели лучше будет, если все люди останутся без заработной платы? Наверное, всё-таки логичнее дать им возможность попытать счастья на стороне. — Не совершил ли ГАЗ ошибку, отказавшись от комплектации «ГАЗелей» двигателями ЗМЗ? — Перед принятием столь ответственного решения была проведена большая аналитическая работа. Сегодня этот маркетинговый ход обеспечил нам снижение себестоимости каждой «ГАЗели» на 20 тысяч рублей. — Что ждёт завод легковых автомобилей и его персонал? — Если Сбербанку и «Магне» удастся решить вопрос с «Опелем», то мощности завода легковых автомобилей будут загружены. Не удастся с «Опелем» — будем работать с другими мировыми брэндами. Это однозначно. Эти мощности нам слишком дорого достались, чтобы простаивать без дела. — Приказом № 167 предусмотрена приостановка выплат премий и других стимулирующих надбавок. Что следует понимать под выражением «приостановить выплаты»? — «Приостановить» не означает не платить. Это означает «пересмотреть». Надо разобраться в этих выплатах. Многие существующие положения о различного рода надбавках сегодня не могут работать в принципе. Требуется ревизия структуры заработной платы с учётом вклада работника в создаваемую добавленную стоимость продукта, о чём я уже говорил. В этом суть приказа. Сргей Георгиевич поблагодарил профсоюзных активистов за терпеливую работу с людьми в сложившихся условиях, за понимание необходимости предпринимаемых компанией жёстких мер, без которых выйти из кризиса и продолжать жить и работать дальше не представляется возможным. Н автомобильном рынке осень — пора надежд П большому счёту, именно продажи делают сегодня погоду в компании. Они обеспечивают выручку, от которой зависит возможность не только держаться на плаву, но и развиваться дальше. Сумеем активизировать продажи — самые смелые планы станут реальностью. Отом, какие меры принимаются сегодня для стимулирования покупательского спроса на продукцию «Группы ГАЗ», участникам встречи рассказал директор по маркетингу и коммуникациям дирекции по продажам и маркетингу ООО «Коммерческие автомобили — Группа ГАЗ» М. Бахтарин. Чобы воздействовать на рынок, нужно иметь прогноз его состояния хотя бы на ближайшую перспективу. Увы, прогнозы подтверждаются не всегда. Скажем, в начале года эксперты предполагали, что кризис будет развиваться по классическому сценарию: опустится до своего дна (самой низкой точки в показателях продаж), а потом начнёт постепенно подниматься до исходного уровня и, возможно, выше. Первое полугодие показало, что преодоления критических отметок не получилось. Рынок как бы замер в ожидании. Не добавило ему бодрости и снижение валового внутреннего продукта страны, что, впрочем, вполне закономерно. Иенно поэтому в компании велась работа над пакетом эффективных инструментов продаж, которые могли бы склонить колеблющегося покупателя автотехники сделать выбор в пользу продукции предприятий «Группы ГАЗ». Эти инструменты уже работают. Результаты продаж в июле продемонстрировали, что их применение достаточно эффективно. Втрудной ситуации оказалась не только «Группа ГАЗ». Иностранные участники рынка также испытывают значительное падение спроса на свою продукцию по сравнению с осенью прошлого года и началом нынешнего. Ситуация остаётся крайне нестабильной. Мханизмы продаж через сервисную сеть у них аналогичны нашим. Все участники рынка имеют значительные остатки нереализованной продукции. По оценкам специалистов дирекции по продажам и маркетингу, китайских автомобилей хватит ещё и на следующий год, европейские автопроизводители закроют остатки четвёртым кварталом. Т позитивные решения по увеличению таможенных пошлин на новые и подержанные автомобили иностранного производства, которые приняты Правительством РФ, пока ощутимо на рынке не сказываются. Остатки автомобилей выпуска 2008 года позволяют производителям сохранять прошлогодние цены. «Группе ГАЗ» удалось снизить свои остатки за счёт того, что были сокращены объёмы производства и продавалось больше, чем выпускалось. Сгодня продавцам нашей автотехники приходится иметь дело с целым блоком проблем. Первая и основная — резко упал спрос на коммерческие автомобили. Причины понятны: кризис затронул все отрасли экономики, что в свою очередь привело к уменьшению объёма перевозок. Кроме того, приобретение машины в условиях финансовой нестабильности сопряжено для потенциальных клиентов-покупателей с определёнными рисками, и они предпочитают отложить покупку до лучших времен. Наконец, и конкуренты не дремлют, предлагая покупателям выгодные условия покупки. Кк же должны вести себя продавцы автотехники «Группы ГАЗ»? М Бахтарин изложил программу действий, реализацией которой сегодня занята вся сервисно-сбытовая сеть компании. В-первых, необходимо активнее использовать те преимущества по продукту, которыми он отличается. Это, прежде всего минимальная цена в данном сегменте рынка, низкая стоимость владения, что для экономного потребителя тоже очень важно. Продукт становится всё лучше по качеству. Покупатель должен знать об этих преимуществах — о чём обязан позаботиться продавец. Покупателя необходимо информировать и о ситуации на предприятии-производителе, о принимаемых мерах для выхода из кризиса, об обнадёживающих результатах этих действий. Симулировать покупательский спрос способны и всевозможные акции, делающие приобретение более выгодным, чем в обычных условиях. В этом ряду и предложение продуктов со сниженной стоимостью без ущерба для функциональности машины. Вусловиях резкого падения продаж с осени прошлого года необходимо также активнее внедрять уже упомянутые эффективные инструменты, которые позволят покупателям за счёт дотаций компании-производителя снизить расходы на приобретение автомобиля. Чсть партнёров Группы по сервисно-сбытовой сети либо пребывает в плачевном финансовом положении, либо уже столкнулась с неизбежностью банкротства. Многие из дилеров вынуждены экономить на самом процессе продаж — сокращать продавцов, больше заниматься решением своих финансовых проблем с банками, нежели поиском потенциальных покупателей. Поэтому в повестке дня компании появилась ещё одна задача — расширение сети за счёт новых дилеров, готовых работать по стандартам производителя. Дя уменьшения остатков на дилерских складах «Группа ГАЗ» создала более двадцати региональных складов. Благодаря этому дилеры по заказу своих клиентов могут быстро получать нужные автомобили. Её одна задача скорректированной тактики продаж — расширение контактов с потенциальными покупателями. Ждать их прихода в дилерские центры — понапрасну терять время. Изменить ситуацию, по мнению разработчиков программы эффективных инструментов продаж, способна агентская схема контактов с возможными клиентами, когда обученные люди в частном порядке занимаются продвижением продукта на рынке, общаются с потенциальными покупателями, аргументируют преимущества приобретения автомобиля марки «ГАЗ», распространяют листовки, прочий раздаточный материал. Пкупателя надо искать, заранее определив места, где такая встреча наиболее вероятна. Там должен работать мобильный офис продаж — ещё один из новых инструментов, призванных активизировать покупательский спрос. П-прежнему двигателем торговли остаётся реклама. Проведённая в первом полугодии рекламная кампания продукции марки «ГАЗ» имела неплохие результаты. В июне число заинтересованных звонков в дилерские центры увеличилось в десять раз. Виюне же запущены и основные финансовые программы с партнёрами «Группы ГАЗ» в этой сфере — Сбербанком и Русьфинансбанком. В отличие от конкурентов, у компании сегодня в распоряжении набор предложений с самыми разными условиями кредитования покупки автомобиля, способными привлечь клиента. Для одних важна небольшая сумма первоначального вложения, для других — величина процента по кредиту, для третьих — минимальный перечень необходимых для оформления кредита документов. Всё это теперь доступно для покупателя. Ипользование этих финансовых инструментов уже принесло свои плоды: ежемесячный объём продаж нашей автотехники по сравнению с началом годы вырос. Н обеспечивает пока ожидаемых результатов введение услуги по зачёту старого автомобиля при покупке нового. Это связано с необходимостью затрат самого дилера, что сегодня достаточно проблематично. Тем не менее в 25 дилерских центрах ГАЗа эта услуга предлагается. Программа будет развиваться и дальше. Ве принимаемые для активизации продаж меры позволят компании уверенно противостоять негативным кризисным тенденциям и в конечном итоге выйти на новые рубежи развития. |
назад |