свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 14 | Суббота, 11 апреля 2009 г. | |
Олег ДЕРИПАСКА: «Тот потенциал, который создали «Русские машины» и «Группа ГАЗ», позволит преодолеть кризис» 2 апреля Генеральный директор компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска провёл пресс-брифинг для российских и ино-странных СМИ. Олег Владимирович рассказал о том, как ситуация на мировых финансовых рынках отразилась на автомобильной отрасли, и о том, какие меры предпринимает руководство «Русских машин» и «Группы ГАЗ» для стабилизации ситуации. Оег Дерипаска исключил возможность банкротства компании, подведя черту под предположениями, звучавшими в СМИ, о таком развитии ситуации. «Надо набраться терпения. Реструктуризация — сложный процесс. Мы сейчас занимаемся реструктуризацией с банками. Я думаю, к концу апреля получим более или менее согласованную позицию. Затем займёмся вопросом реструктуризации с основными поставщиками», — отметил он. Оег Владимирович напомнил о том потенциале, который был создан в компании со времени объединения автомобилестроительных предприятий, находящихся в разном экономическом состоянии, в разном состоянии с точки зрения производственной культуры, в единую компанию. Наиболее тяжелая ситуация была у Горьковского автозавода: «Когда мы консолидировали пакет ГАЗа, я помню, что объём реализации был чуть меньше 16 млрд. рублей. 2007 год мы закончили с 152 млрд. рублей». «Теперь «Группа ГАЗ» — это единый организм, который работает как часы», отметил он. За эти годы «ГАЗ» стал кузницей кадров для различных отраслей промышленности: «Группу ГАЗ» создавали много людей, которые переросли и ушли в другие сектора. Я считаю, это наше основное достижение — воспитаны люди, которые применяют знания не только в машиностроении, но в различных секторах экономики». И это касается не только управленческих кадров: «У нас любой рабочий может прочитать технологическую карту. Бригадир в нашей системе — организатор производства. Мы очень многого добились, чтобы и менеджеры, и бригадиры смотрели по-другому на производственный процесс. Я очень надеюсь, что инструменты производственной системы, навыки, полученные в процессе изучения Toyota production system, смогут обеспечить изменения. Никто не знает, сколько продлится восстановление на внутреннем рынке. «ГАЗ» — часть мирового автопрома. Я помню, что в 2001 году одна компания приехала на завод и осталась многим недовольна в сборочном производстве. Эта же компания приезжает сейчас и просит, чтобы собирали для неё определённый продукт, который она не может собрать с той же эффективностью у себя для третьих рынков. Это большой прогресс». Гнеральный директор «Базэла» обрисовал ситуацию, которая стала причиной снижения темпов производства в автомобилестроительной отрасли: «Мы столкнулись с системным кризисом, он связан с проблемами на финансовых рынках. Наша экономика с точки зрения ресурса развития сильно завязана на экспорт сырья и на доходы, которые перераспределялись внутри страны, на достаточно дешёвые западные деньги. В отсутствие ликвидности она начала очень быстро сжиматься. Потребитель сменил инвестиционную модель на бережливое производство, приостановил инвестиции. Я помню, в сентябре мы рассматривали с менеджментом «Группы ГАЗ» производственную программу на четвёртый квартал 2008 года, я убеждал, что придётся сократить программу на 50 процентов. Ситуация оказалась ещё хуже — падение произошло на 70 процентов в сегменте коммерческих автомобилей. Но с другой стороны, тот потенциал, который создали «Русские машины» и «Группа ГАЗ», позволит преодолеть кризис. У «ГАЗа» нет потерь. У нас в сети не зависло продукции на несколько месяцев продаж. Организованы подразделения, которые могут решать сложные задачи по созданию новых продуктов с использованием импортных аналогов и компонентной базы. Мы к этому кризису подошли в другом состоянии, чем были в 98-м году, — тогда были в зачаточном состоянии. Созданные ресурсы позволят быстрее выйти из кризиса. Для «Группы ГАЗ» кредиты не нужны. Необходимо провести реструктуризацию. Мы показываем финансовые модели кредиторам. У нас нет задолженности по налогам, нам государство должно два миллиарда». Кючевыми направлениями решения проблемы Олег Дерипаска назвал сокращение издержек и снижение стоимости продукции на 20–25 процентов. Он рассказал, что ведётся системная работа с поставщиками по повышению качества и снижению стоимости комплектующих: «Вопрос не в ресурсоёмкости, а в качестве материала и в технологии процесса обработки для заготовительного производства. Производство материалов, сырьевых составляющих — этому должно уделяться самое главное внимание, и с нашей стороны с точки зрения организации работы, и со стороны поставщиков, если они хотят остаться конкурентоспособными. Покажите мне хоть одного убыточного за последние четыре года поставщика «ГАЗа». Мы всем дали неплохо заработать. Есть ряд потребителей, которых мы никогда не дадим обанкротить или заставить потерять производство». Всвою очередь, для стимулирования спроса производитель должен предложить быстро окупаемые продукты: «Потребитель будет заинтересован в быстрой окупаемости, а это значит, нужно менять продуктовую линейку и финансовые инструменты, которые связаны с продажей автомобилей. На этом мы сосредоточились. «Группа ГАЗ» в течение ближайших шести месяцев готова предоставить новую линейку и новые условия для наших покупателей», рассказал Олег Владимирович, приведя в пример автомобиль «ГАЗель-Фермер» — недорогой (он будет стоить около 6000 долларов), но надёжный. Вопрос качества, надёжности должен быть во главе угла. Мы работаем в том ценовом сегменте, в котором будет спрос. Ситуация сложная, но те возможности, которые у нас есть за счёт наличия фундаментального спроса, нужно удовлетворять. Всё должно стать дешевле. Оег Владимирович рассказал о судьбе проекта по внедрению в производство дизельного двигателя 530 семейства, в который уже вложено три миллиарда рублей: «Мы приостановили строительство завода. Мы просили у ВЭБа кредит — в ближайшее время этот вопрос будет рассматриваться. Для страны этот проект нужен». Двигатель соответствует экологическому стандарту Евро-4, на который Россия должна перейти с 2010 года. «У двигателя экспортная судьба. Новый двигатель — это прорыв вперёд, и хорошо, что он сделан собственными силами. Двигатель высококонкурентен, надёжен. Мы его испытали и довели до высокого уровня». Дя поддержания другого перспективного проекта — британской LDV — ГАЗ ищет партнеров. «Нам судьба Maxus понятна. Появятся, скорее всего, ещё партнеры, которые будут развивать этот продукт. Но от этого мы только выиграем за счёт того, что разделим расходы на компонентную базу. У нас лицензия, есть программа локализации этого продукта. LDV — это сборочное производство. У нас права на продукт в любом случае останутся». Комментируя взаимоотношения с рабочим коллективом LDV, он отметил: «Мне кажется, что мы нашли понимание с профсоюзами. Они помнят, сколько мы для них сделали. Мы восстановили производство, которое никто не надеялся, что будет восстановлено». Кмментируя вопросы журналистов по ситуации с кадровой политикой, Олег Дерипаска отметил, что оптимизация кадровых ресурсов неизбежна в период снижения объёмов производства: «Сокращения были. Но у нас высокодисциплинированный, трезвомыслящий персонал. При первой возможности мы возьмём их обратно, они это понимают. Для них мы запустили переобучение. Но на склад работать не будем — это потери. Человеческий потенциал высвобождается за счёт сокращения спроса. Мы ввели адаптацию предприятий к новым условиям с другим темпом». «Менеджмент «Русских машин» и «ГАЗа» чувствуют себя ответственными, чтобы, как только пошёл спрос, мы могли бы работать. Закрыть производства было бы слишком просто. ГАЗ был самый неблагополучный завод. Сейчас всё наоборот. Те же люди, но мозги меняются, модель будет другой. Будем больше верить в свои силы». |
назад |