свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 12 | Суббота, 28 марта 2009 г. | |
На снегоходах — к северному сиянию! Сарт 13-го международного снегоходного пробега был дан 27 февраля в 10.30 в Новом Уренгое. Администрация города проводы превратила в праздник Севера, ведь такой снегоходный пробег состоялся на Ямальской земле впервые. В нём приняли участие 35 снегоходов, на которых отправились в путешествие vip-персоны из Тюмени, Нового Уренгоя, Пангоды, Надыма и Салехарда, а также четверо представителей людей пенсионного возраста прибыли из Европы. Ивот под громкие крики «ура!» снегоходы пошли в тундру вдоль линии электропередач, навстречу сильному ветру и метели. Яже находился в кабине «УРАЛ»-вахты в составе группы поддержки, которая состояла из МЧС, ГАИ, «скорой помощи», «технички», двух бензовозов и двух тюменских легковых внедорожников под названием «Петрович». Пошли мы вдоль линии движения снегоходчиков по автомобильной дороге на Пангоды. Иак, наш маршрут в рамках проекта «Урал промышленный — Урал Полярный»: Новый Уренгой—Пангоды—Надым—Кутопьюган—Ярцаги—Аксарка—Салехард. Эо был очень трудный, но интереснейший путь, проходящий по «историческим» следам так и недостроенной и незаслуженно забытой «Великой сталинской железной дороги» «Салехард— Игарка», пересекавшей Северный полярный круг. На её строительство ушло огромное количество материалов, оборудования и тысячи человеческих жизней. Эта железная дорога носила в далёкие 1947—1953 годы название «Строительство № 501». По ходу пробега участники посетили заброшенные железнодорожные разъезды, пристанционные посёлки, лагеря, в которых жили заключённые, участвовавшие в стройке, которая подняла бы Север (Ямало-Ненецкий автомномный округ) на высший уровень развития ещё в 60-е годы прошлого столетия. Рботая на Крайнем и Дальнем Севере, на Урале и в Сибири, мне пришлось увидеть разные типы лагерей. Здесь лагеря были обнесены по периметру колючей проволокой только ради обозначения территории лагеря. Разговаривая с местными и с людьми, которые прошли это «строительство», я понял, что заключённые из других зон мечтали попасть на эту стройку: здесь лучше кормили, режим был свободней и легче, здесь срок шёл один день к двум на условно-досрочное освобождение. И ещё многие верили, что, работая, отдают свой труд во славу Отечества. Д, дорогу сейчас превратили в развалину, но в конце пробега «Сибирский экстрим-2009» участники единогласно решили: железной дороге «Салехард—Игарка» — быть! И она должна войти в федеральную программу финансирования проекта «Урал промышленный — Урал Полярный». Эа мысль была поддержана администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа, депутатом Госдумы Людмилой Ивановой, представляющей фракцию партии «Единая Россия». Я рад, что наконец-то пришло осознание тех ошибок, которые совершили наши предшественники, и признание некоторых идей Страны Советов. Н всём маршруте у меня были тёплые встречи с моими знакомыми — с Сахалина, Камчатки, из Якутии. С одной стороны, мне было легко с ними, а с другой — боялся их обидеть, отказывая им в посещении их обиталища. Нпример, в Надыме мне повезло встретиться с Николаем Ивановичем Хомрачем, земляком, который многие годы проработал в Якутии, и наша работа случайно в те далёкие годы пересеклась. Как говорится, Земля круглая. Это, конечно же, была неожиданная встреча, встреча с общими воспоминаниями. Экзотика, за которой ехали многие, меня перенесла в мои молодые годы, проведённые на Крайнем и Дальнем Севере. Хчется немного рассказать о земляках из Кутопьюгана, которые уже 18 лет живут на берегу Обской губы, в посёлке, где электричество зависит не от газа, а от завезённой с материка солярки, где тепловая котельная тоже на солярке. Парадокс — газа нет, хотя Европа отапливается именно северным газом. Здесь живет простая семья Шарпатовых: Анатолий с женой Верой и дочерью Дашей. Летом в их палисаднике буйно растут яркие цветы, а в теплицах они выращивают помидоры, огурцы и кабачки. Зимой двор превращается в сказку, на которую приезжают полюбоваться оленеводы с ближайших стойбищ. Вот так и живут на берегу Обской губы — учатся, охотятся, рыбачат, встречая рассветы и закаты, любуясь северным сиянием, летом страдая от гнуса и комара, зимой — от сильных морозов. Но всё-таки влюблённые в Север, заворожённые им. Ия надеюсь, что в Миассе, городе, где производят запчасти к легковым автомобилям, где выпускают наши «УРАЛы», грузовые внедорожники — трудяги Севера, найдутся люди, которые способны войти в проект «Урал промышленный — Урал Полярный» не только как участники, но и как зачинатели славных традиций. Ведь надо не только говорить о своём величии, но и делать добрые дела. Пчему бы автозаводу не организовать автопробег по маршруту Миасс—Ивдель— Берёзово—Салехард—Новый Уренгой—Когалым—Ханты-Мансийск—Тобольск—Миасс? И услышать, что думают жители Севера об «Урале». Оромное спасибо хочется сказать Виктору Георгиевичу Ардабьевскому за финансовую поддержку, оказанную мне, участнику автопробега «Сибирский экстрим-2009», проекта нового века «Урал промышленный — Урал Полярный». Иначе я не смог бы стать представителем нашего города и Южного Урала в тринадцатом международном снегоходном пробеге.
Виктор ШЕСТАКОВ.
|
назад |