свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 12 | Суббота, 28 марта 2009 г. | |
Развиваться и идти вперёд Сгодня мы встречаемся с главным конструктором — директором инженерно-конструкторского центра АЗ «УРАЛ» Олегом Якуповым, который расскажет о преобразованиях конструкторской службы, улучшениях и результатах, которых удалось достичь благодаря реструктуризации Рструктуризация — К изменению подходов по проектированию мы подошли давно. Но сама по себе реструктуризация — не самоцель. Предполагалось повысить эффективность деятельности по разработке новых продуктов, чёткой работы в проектах. Прежде функциональность касалась разработки отдельных узлов и автомобиля в целом, а не работы в проектах. Сейчас всё определяет рынок и потребитель, ставятся новые задачи и для проектирования — не просто «сделать некий продукт», а создать то, что нужно заказчику и будет востребовано. Точно так же эти задачи ставились при разработке подходов к повышению эффективности служб разработки во всех подразделениях дивизиона. Благодаря проекту оптимизации инженерных служб «Группы ГАЗ» мы получили дополнительные знания по вариантам организации служб, переняли опыт передовых зарубежных и отечественных фирм, более плотно познакомились с ситуацией на других заводах группы. Увидели, что ситуация во многих российских предприятиях одинаковая, выполнялось достаточно много проектов, в том числе и неудачных, не дошедших до потребителя по тем или иным причинам. Мы получили информацию, поработали в рабочих группах, обсудили результаты и сделали модель функций и структуры службы разработки. Принципиальными отличиями является то, что мы выделили подпроцесс продуктового планирования — подразделение, которое работало бы вместе со службами маркетинга. Весте с дирекцией по развитию и коллегами из дивизиона мы разработали формат функций для службы по разработке продукта, а после — структуру. Служба проектирования — она разбита по уровню интеграции автомобиля. Первый уровень — интеграция автомобиля в сборе, это компоновщики, ведущие конструкторы по автомобилю в целом, которые задают требования, раздают задачи конструкторам по другим системам. В направлении разработки продукции мы выделили проектирование полноприводных автомобилей, дорожных грузовиков и специальных автомобилей. Потом идёт второй уровень — систем автомобиля. Третий уровень — компоненты, которые составляют систему. Следующее направление — это не новая для нас функция сопровождения действующего процесса, хотя раньше мы её как отдельное направление не выделяли. Разработка новых продуктов есть первоочередная задача, но поддержку действующего продукта никто не отменял. Это нововведение в предкризисное время очень хорошо себя показало. Далее выделено подразделение процессов и методов. Наши консультанты обратили внимание, что обязательно такое направление нужно выделять, оно важно и полезно. Последним, и одним из главных, является изготовление и испытание опытных образцов. Каждое из направлений, с одной стороны, самостоятельно, с другой — работает в комплексе. Признано целесообразным, чтобы каждое возглавлял руководитель в ранге главного конструктора: по разработке автомобилей, узлов, систем, компонентов, сопровождению действующего производства. Поведённые функциональные и структурные изменения позволяют повысить эффективность работы, ответственность исполнителей и решать основные проблемы проектирования: нацеленность работы на все требования заказчика и обеспечение работы в проектах. Мы используем методы PPDS, которые подразумевают многоступенчатую разработку продукции. Специально определяются требования, затем ведётся разработка, отработка на стадии трёх прототипов, подготовка производства, сертификация, вывод на рынок. При такой структуре удобно делегировать права и выделять ресурсы на проекты. Одельно могу сказать о подразделении, которое сопровождает действующее производство, — на него мы возлагаем серьёзные задачи. Потому что традиционно сопровождение действующего производства занимает достаточно много времени, и эта работа трудно поддаётся планированию. Там, как правило, вопросы надо решать быстро и качественно, по принципу «скорой помощи» и тушения пожара. Мы понимаем, что эта функция будет важной достаточно долго, но при оптимистичном развитии событий соотношение между разработкой новых продуктов и действующим производством будет увеличиваться в сторону разработки. Поекты — На заводе существует продуктовая стратегия, она является для нас основным документом, определяющим проекты и задачи. Предусматривается выполнение проектов как по полноприводным, так и по дорожным автомобилям. Что касается внедорожных, то речь идёт о модернизации продукции с целью выполнения нормативных требований, которые постоянно ужесточаются. В канун 2008 года речь шла о выполнении более жёстких требований третьего экологического класса, сейчас готовимся к введению четвёртого. Это предусматривает серьёзные технические изменения, новые подходы — уменьшение вредных выбросов, например, возможно только при повышении эффективности процесса сгорания топлива, что невозможно сделать без электронного управления двигателем. Это требует новых компетенций и навыков. Дугое направление — повышение потребительских свойств автомобилей. Представления потребителей о том, что такое хорошая современная техника, постоянно эволюционируют, меняются. Здесь большую роль сыграло наличие на нашем рынке зарубежной техники. В этом направлении у нас есть заводская программа по повышению потребительских свойств серийных полноприводных автомобилей, большое внимание уделяется кабине как основному рабочему месту водителя. Не секрет, что конструкция базового «Урала» разрабатывалась в 60-е годы прошлого века, и основные решения позволяют поддерживать показатели назначения автомобиля (эксплуатация в тяжёлых дорожных и климатических условиях, надёжность). Но некоторые вещи просто устарели. В базовой кабине будет использоваться современная система вентиляции, отопления и кондиционирования. Вэтом же направлении развивается ещё один из приоритетных проектов «Автомобиль с новым обликом». Главная идея проекта — использовать отработанное, хорошо себя зарекомендовавшее шасси, но поставить на него новую кабину с улучшенными потребительскими свойствами. Такие автомобили уже выпускались в небольшом количестве. Наработки по шасси позволяют повысить его грузоподъёмность на тонну — с 12 до 13, что также является конкурентным преимуществом. Главное — применена кабина с новым интерьером, рычаги управления тормозом и раздаточной коробкой заменены пневмоуправлением, что высвободило дополнительное пространство и уменьшило шум и вибрацию. Модернизированный облик определяет оперение с изменёнными формами. Мы отошли от несъёмного оперения, открывающегося капота аллигаторного типа. Это позволило не только улучшить внешний вид, который стал более «свежим», современным и привлекательным, но и получить дополнительные функции, все элементы оперения интегрированы, крепятся практически в двух точках, обеспечивая более лёгкий доступ к двигателю и другим агрегатам для их ремонта и обслуживания. Над этим продуктом мы долго работали, считаем, что в условиях кризиса новый автомобиль поможет поддержать и даже развить продажи в сегменте полноприводных грузовиков. Совещания с дилерами и представителями корпоративных клиентов показали, что такие автомобили потребитель ждёт. П направлению проектирования дорожных автомобилей за последние несколько лет мы разработали весь модельный ряд, провели работу по установке на них двигателей ЯМЗ-650, которые производятся в Ярославле по лицензии «Рено». В этом году «дорожники» должны выпускаться только с этими двигателями. Есть и другие планы по модернизации дорожных машин по уточнённым требованиям потребителя. Чо касается специальных проектов, то мы много работаем с автомобилями для Министерства обороны и других силовых ведомств. То положение, когда «Урал» является одним из основных автомобилей в армии, мы будем поддерживать и развивать. АЗ «УРАЛ» сегодня участвует во всех конкурсах и программах Главного автобронетанкового управления Минобороны по созданию нового продукта. Оним из основных проектов является и антикризисный — «Автомобиль со сниженной стоимостью», за основу взято базовое шасси «УРАЛ–4320-1912-40» как наиболее востребованное на коммерческом рынке. Сейчас мы формируем новый подход в разработке документации, мероприятия по снижению себестоимости по всем направлениям. Одно из них — оптимизация конструкции в части применения более дешёвых комплектующих, естественно, с сохранением функциональности и не в ущерб качеству. Работаем с технологами, совершенствуя техпроцесс. Все направления по снижению затрат сопровождаются внутренними проектами, организованы системно, с созданием рабочих групп, визуализацией и ежедневной координацией своих действий. — Расскажите, пожалуйста, о преимуществах нового двигателя ЯМЗ-650. — С одной стороны — мы двигатели не проектируем. С другой — двигатель и его система являются основным агрегатом, который определяет работоспособность и потребительские свойства автомобиля «Урал». Основной наш корпоративный поставщик — Ярославский моторный завод «Автодизель». В основном мы сейчас применяем двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, они отработанные, надёжные, хорошо известные, сопровождаются сервисом по всей стране и за рубежом. Однако сейчас они уже не обладают самыми современными удельными показателями. Мы вместе со специалистами из Ярославля отрабатывали вопрос применения двигателя ЯМЗ-650. Это рядный шестицилиндровый двигатель, в отличие от предшественников более компактный и рациональный, современный, сделанный на основе лицензионного двигателя «Рено». Его удельные показатели — на современном уровне, мощность от 360 до 412 л. с. Он имеет хорошие показатели по экономичности и, что самое главное, приспособлен под современные экологические требования: соответствует стандарту «Евро-3», и в перспективе — «Евро-4». Кроме того, этот двигатель позволяет применить более современные сцепление и коробку передач. Мы изготовили в разных вариантах исполнения четыре опытных образца дорожных автомобилей с таким двигателем, испытали их, показали на нескольких выставках, изучили реакцию потребителя, провели работы по сертификации и разработке документации по производству таких автомобилей. Применение современных двигателей, таких, как ЯМЗ-650, на дорожных автомобилях — ещё один шаг вперёд, к повышению потребительских свойств. — Планируется ли шасси автомобиля «Урал–4320-58» под размещение специальной техники? — Автомобили «Урал» с новым обликом приспособлены под всю спецтехнику, которая размещалась на наших серийных автомобилях. В частности, есть интерес со стороны потребителя в получении вахтовых автобусов на этом шасси. Также речь идёт и о дорожно-коммунальных машинах на базе «Урал-4320-58». Активно работаем с несколькими заводами в плане изготовления других видов спецтехники. — Прогресс идёт вперёд и в вашем подразделении? Раньше были кульманы, а сейчас? — Это направление прогрессирует во всём мире, и у нас тоже. Традиционно применяем при конструировании систему плоского проектирования — программу «Автокад», но уже переходим на трёхмерное проектирование — программу «Catia», которая позволяет вести объёмное проектирование, собирая цифровой макет. Это даёт несколько преимуществ: проверяются все компоновочные решения, исключаются пространственные конфликты, сокращается процесс подготовки производства. Кроме того, развиваем направление инженерного анализа автомобиля: расчёты деталей, узлов автомобиля на статическую и динамическую прочность, оценка ресурса автомобилей и другие расчёты. Все методики не являются пионерными, но за счёт отработки их можно легко внедрять и быстро получать результат. Есть программа внедрения всех этих программных средств, потому что это требует и подготовки и переподготовки наших специалистов. В основном мы работаем по методу самообучения. Кульманов у нас уже нет, этот этап мы прошли — вся работа идёт в электронном виде. Еть у нас и планы по созданию своеобразного музея конструкторской службы — проследим историю создания автомобилей «Урал», отметим имена ветеранов, кадровых работников, главных конструкторов, покажем нашу современную работу для различных заказчиков. Планы очень большие, надеемся, что славная история конструкторской службы завода будет развиваться.
Дмитрий ФЕДЕЧКИН, Юлия КУШПИЛЬ
|
назад |