свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 10 Уральский автомобиль Суббота, 14 марта 2009 г.

Учиться работать в сложных условиях

   Чобы выжить, машиностроению России необходимо консолидироваться

   Мровой финансовый кризис ещё раз убедил машиностроителей в необходимости консолидировать свои усилия. С 2007 года существует Союз машиностроителей России, который на федеральном уровне возглавляет руководитель госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, а челябинское отделение — генеральный директор АЗ «УРАЛ» Виктор Корман. На этой неделе в Миассе прошло совещание машиностроителей Южного Урала. Основной темой разговора, конечно же, стало влияние мирового финансового кризиса на машиностроительный комплекс России. А также меры, которые необходимо принять, чтобы несколько сгладить негативные последствия его влияния на предприятия.

   Всвоём выступлении генеральный директор АЗ «УРАЛ» отметил, что машиностроительные предприятия Челябинской области, да и России в целом, сегодня испытывают идентичные трудности. Серьёзное снижение платёжеспособного спроса на рынке, рост дебиторской и кредиторской задолженности, проблемы с поставщиками, оптимизация производственного графика эти и другие проблемы коснулись всех машиностроителей без исключения. Виктор Корман подчеркнул, что нынешний кризис, вероятно, будет носить длительный характер, ситуация в ближайшие три-пять лет вряд ли кардинально улучшится. Поэтому предприятиям комплекса предстоит научиться работать в сложных условиях низкой рыночной конъюнктуры, делая ставку на реализацию собственных антикризисных мер. А это значит корректировать производственную программу под реальный спрос; тотально, на всех уровнях, бороться с издержками, запасами готовой продукции и товарно-материальных ценностей; оптимизировать и перегруппировывать производственные площадки. Без реализации этих мер трудовые коллективы сохранить будет трудно. При всём при этом необходимо не забывать об обеспечении безубыточной деятельности машиностроительных компаний, 90 процентов которых, по словам генерального директора, сегодня находятся в предбанкротном состоянии.

   П мнению генерального директора, упор в этой работе можно сделать на внедрение принципов «бережливого производства», которые демонстрируют свою результативность и эффективность как раз в трудных условиях. На АЗ «УРАЛ» они внедряются с 2004 года, накоплен солидный багаж знаний, практический опыт. С краткой презентацией по этой теме выступил директор по развитию производственной системы АЗ «УРАЛ» Николай Крайнов. Предложение пришлось кстати. Как отметил заместитель генерального директора «ЧТЗ-Уралтрак» Олег Косых, челябинские производители тракторов заинтересованы в перенятии положительного опыта работы автомобильного завода «УРАЛ» в этом направлении. И такая поддержка была обещана генеральным директором — причём, не только для ЧТЗ, но и другим компаниям машиностроительного комплекса Челябинской области.

   Вктор Корман считает, что в нынешних условиях машиностроителям необходимо сконцентрировать своё внимание на участии в реализации проектов государственного значения — таких, как «Урал промышленный — Урал Полярный», «ВСТО», «Транссиб», строительство олимпийских объектов. Он подчеркнул, что правительством Челябинской области открывается представительство в Сочи, и эту возможность также надо использовать для того, чтобы увеличить загрузку производственных мощностей собственных предприятий олимпийскими заказами.

   Ообое внимание Виктор Корман в своём докладе уделил Федеральной программе занятости, в которой участвуют и автомобильный завод «УРАЛ», и челябинский «ЧТЗ-Уралтрак». В настоящий момент на АЗ «УРАЛ» 764 человека задействованы на общественных работах, которые паритетно финансируются федеральным бюджетом и заводом.

   Могое говорилось о государственной поддержке отрасли. В целом, с политической точки зрения, сегодня машиностроительному комплексу уделяется серьёзное внимание. Так, только в первом квартале 2009 года руководитель челябинского регионального отделения Союза участвовал во встречах с вице-премьером Сергеем Ивановым (в Екатеринбурге), председателем Государственной думы РФ Борисом Грызловым (в Москве), полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе Николаем Винниченко (в Челябинске), где обсуждались проблемы машиностроительной отрасли в нынешних условиях.

   Еть и результаты. Так, сформирован список системообразующих предприятий России, куда вошли основные машиностроительные компании страны, включая и АЗ «УРАЛ» в составе «Русских машин». Под нажимом машиностроителей повышены пошлины на ввозимые автомобили импортного производства, что должно обеспечить защиту внутреннему рынку и поддержать спрос на продукцию отечественного производства. Принято решение о дополнительном государственном заказе на 12,5 млрд. рублей, распределение которого позволит увеличить объёмы производства основных автозаводов и, как следствие, их смежников и поставщиков. Сформирован перечень продукции, рекомендованной к закупке, куда вошла широкая гамма автомобилей «УРАЛ», но, к сожалению, пока дело не дошло до реальных шагов. По ряду других направлений господдержка также не дошла до реального сектора экономики.

   Оещая со своей стороны помощь, государство, вместе с тем, делает оговорку, что «на поддержку могут рассчитывать те, у кого возникли финансово-экономические затруднения в связи с нынешней ситуацией, а не из-за проблем, которые накапливались годами — скажем, вызванными неэффективным управлением. Мы не будем списывать на кризис ошибки и долги прошлого». Определённые ожидания связаны и с тем, что государством будут упреждаться случаи банкротства машиностроительных предприятий. И, если всё-таки дело будет доходить до крайней точки, то эти процессы будут управляемыми.

   Н совещании поднимались и другие темы. Так, Александр Мельников предложил вернуться к вопросу внутриобластной кооперации. Неплохой проект, обсуждение которого началось едва ли не десять лет назад, по целому ряду причин заглох, однако кризис, вполне возможно, может дать ему второй шанс. Генеральный директор ООО «Социальный комплекс» Сергей Фёдоров развил идею более масштабно, предложив охватить не только область, но и весь Уральский федеральный округ. При этом Сергей Фёдоров выразил мнение, что вовлечением в эту работу других компаний города должна активней заниматься администрация Миасского городского округа. В обсуждении генеральным директором ООО «Социальный комплекс» была также поднята тема принципов формирования областного заказа, в котором предпочтение должно всё-таки отдаваться производителям, расположенным на территории Челябинской области.

   Сбравшиеся были единодушны во мнении, что объединение машиностроителей крайне необходимо для лоббирования и отстаивания интересов отрасли. Более того: необходима не только консолидация, но и расширение своих рядов — в том числе и за счёт сторонников. Так, присутствовавший на совещании директор Миасского филиала Южно-Уральского госуниверситета Игорь Войнов пообещал рассмотреть вопрос о том, чтобы филиал вуза стал коллективным членом регионального отделения Союза.

   


Дмитрий ФЕДЕЧКИН

   СРАВКА. Машиностроительный комплекс Челябинской области насчитывает около двухсот крупных и средних предприятий. Машиностроение в Челябинской области занимает второе место в перечне основных отраслей промышленности, уступая лишь металлургическому комплексу. Ведущими предприятиями являются автомобильный завод «УРАЛ», «Уралтрак — Челябинский тракторный завод», Челябинский кузнечно-прессовый завод, Челябинский электровозоремонтный завод, механоремотный комплекс в Магнитогорске, Златоустовский и Миасский машиностроительные заводы, Челябинские автомеханический и механический заводы, предприятия «Метран», «Теплоприбор», «Маяк» и другие. В 2007 году промышленный рост в Челябинской области составил 12,5 процента, в то время как суммарный рост объёмов предприятий машиностроительного комплекса — 49,5 процента. В 2008 году общий объём промышленного производства в Челябинской области составил 96,1 процента к показателям 2007 года.



назад


Яндекс.Метрика