свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 8 Уральский автомобиль Суббота, 28 февраля 2009 г.

«Мы должны меняться…». Интервью Олега Дерипаски телеканалу «Вести»

   Педседатель наблюдательного совета компании «Базовый Элемент» Олег Дерипаска 21 февраля дал интервью российскому телеканалу «Вести» и группе российских и иностранных журналистов об актуальных проблемах, которые стоят перед предприятиями группы в условиях мирового экономического кризиса, и антикризисных мерах, реализуемых в компании. Ниже приведены цитаты из интервью.

   Гсударственная поддержка реального сектора экономики

   Гсударство не может заменить рынок. Поэтому, наверно, разумно, чтобы государство задумалось в первую очередь о социальных программах и о том, как оно будет обеспечивать социальный комфорт. Вопрос же не только в предприятиях, но и в регионах и муниципалитетах. Если будут госзаказы — с удовольствием выполним, не будет — мы сделали ставку на другое: сокращение издержек и предоставление потребителю новой цены.

   Рссийский автопром столкнется с тяжёлой ситуацией в первые три квартала этого года, но в четвёртом квартале покажет достойные результаты при условии, что все, как и мы, будут работать над издержками и выйдут с новым продуктом, упрощённым, такого же качества и имеющим преимущества по цене.

   М должны меняться, кризис же в мозгах. Мы привыкли к простой и достаточно банальной схеме решения проблем: нужны деньги — занимаем на Западе, хотим заработать — идём в сырьевой сектор, что-то нужно решить быстро — привозим по импорту, приходит иностранная компания, быстро всё делает. Эта модель уже не работает. Нужно рассчитывать, хотя это и громко звучит, на свои силы.

   Гсударство надо оставить в покое. Нам не нужна финансовая помощь государства. Наоборот, мы стараемся как можно быстрее отдать ему долг. У нас уже есть механизм, как с этим долгом разобраться. Вот все обсуждают: дадут нам помощь, не дадут — нам финансовая помощь не нужна. Мы реализуем свои программы повышения эффективности и уже прошли через самый важный этап оптимизации производства и сокращения.

   Ядумаю, в начале марта мы получим решение банков (о предоставлении stand-still). Поймите, банки же не просто знают и любят «РУСАЛ», они хотят зарабатывать. Но не является секретом, что после кризиса и восстановления рынка основными производителями алюминия останутся Россия, Ближний Восток и Китай. Китай — в силу мощного внутреннего спроса, мы — за счёт тех возможностей, которые были созданы. Многие банки имеют столетнюю историю и надеются ещё двести лет проработать.

   Сдругой стороны, есть коммерческие условия. Стоимость нашего долга меньше 4 процентов и понятно, что им (банкам) хочется поднять (ставку). Но это вопрос баланса — что они готовы уступить по срокам и условиям, и на что мы готовы пойти, какой будет достигнут компромисс по срокам погашения. После того, как мы получим stand-still, процесс переговоров будет длительным — три-четыре месяца.

   Яне вижу здесь проблем, и, мне кажется, это будет хорошим примером для всего русского рынка. Не только «РУСАЛ» оказался в такой ситуации — многие компании пытались удовлетворить тот «штормовой» спрос, который был до кризиса. Но на сегодняшний день того уровня цены и маржи, который мы имеем, недостаточно.

   Унас есть инвесторы, которые давно и настойчиво пытаются стать акционерами «РУСАЛА», но мы считаем, что сегодняшний уровень цен и оценки компании существенно занижены. С другой стороны, для них фиксированный доход и потом конвертация по льготным условиям очень привлекательны. Поэтому мы сейчас ведём переговоры, но это будет сделано уже после того, как мы войдём в stand-still.

   Ели бояться, что иностранные банки станут крупными собственниками российских компаний, то также нужно понимать, что они сейчас сами боятся стать большими собственниками своих компаний.

   Пвышение конкурентоспособности экономики России и роли национальной валюты

   Н Госсовете подробно обсуждались причины сегодняшних проблем. Президент и губернаторы уже сейчас говорят о том, как жить будем после кризиса. Безусловно, можно и нужно сокращать расходы, безусловно, нужно бороться за каждую копейку. И, может быть, самое важное в настоящий момент — задуматься о том, как будем жить дальше. Если конкурентоспособность наших предприятий и внутренний спрос не будут повышаться — без этого никакого выхода из кризиса у нас не будет. Эти вопросы прозвучали на госсовете. На мой взгляд, этот кризис не ограничится одним–двумя кварталами. Он будет системным и его основные результаты ещё впереди. Кризис обнажил слабость нашей экономики с точки зрения сбалансированности внутреннего производства и внутреннего потребления. Как можно быстрее нам необходимо преодолеть эти сложности.

   Нльзя упираться в курс рубля как основной результат кредитно-денежной политики... Для нас важнее рубль и его надёжность. И его ценность не может определяться в настоящий момент только лишь соотношением между рублем и долларом, между рублем и евро. Сегодняшняя ситуация может фундаментально подорвать стоимость и этих валют (доллара и евро). Ещё не известно, какой эффект будет от антикризисных мер, принятых в Америке и Европе. Мы видим, какой разрушительный эффект оказывает сегодняшний экономический спад на Японию — практически все автомобильные заводы закрыты. Нужно думать о том, как сделать рубль более надёжным и не только эффективным средством расчётов, но и источником инвестиций.

   Ео наличие (рубля), стоимость и срочность — вот основные критерии. А инфляция у нас не из-за того, что предложения (товаров) недостаточно, а из-за того, что возникает огромный объём издержек на пути товара к потребителю, просто спрос удовлетворяется неэффективным образом во многих местах.

   Оновной результат этого кризиса в том, что нужно менять модель и смену источников для развития. Если раньше такими источниками были внешние заимствования плюс прибыль, которая возникает при реализации наших ресурсов, теперь можно смело сказать, что следующие семь лет об этих источниках можно забыть. Соответственно, единственным источником является внутренний рынок и спрос.

   Банковской системе катастрофически не хватает капитала. Нет его в частном секторе, значит, имеет смысл сделать государственные банки. Есть же банк, и не один. Сейчас кредитуют экономику Сбербанк, ВЭБ, ВТБ и Россельхозбанк.

   Поблема банкротств российских компаний

   Ндо также понимать, что работа многих секторов и компаний в условиях, когда спрос падает, а цены — минимальные, приведёт к убыткам. В этой связи обсуждался, в том числе и в кулуарах, вопрос о том, что реструктуризация и финансовое оздоровление предприятий используются во всём мире, а не только в России. С одной стороны, наш закон, защищающий интересы кредиторов, прописан очень жёстко, что, я считаю, очень важно. Но с другой стороны, кроме кредиторов, существуют поставщики, у которых процесс урегулирования долга затянут во времени; потребители, которым компания даёт гарантию на продукцию и услуги; трудовые коллективы; есть вопросы, связанные с имущественными отношениями. И когда компания с минимальным долгом может выскочить и броситься ¬в процедуру банкротства, конечно, это приведёт к большим потерям. Закон о банкротстве, безусловно, нельзя сделать таким, чтобы кредиторам могли не вернуть долг, но необходимо учитывать весь комплекс проблем, который стоит перед предприятием — оценка его реальных активов и бизнеса. Размер требований должен быть сопоставим с размером бизнеса.... Как мне кажется, в течение месяца–полутора будут сделаны какие-то законодательные предложения.

   Мжно войти в эту реку, но нельзя из неё выйти. Есть высокое доверие к российским экономическим субъектам здесь и на Западе. И если мы завтра попытаемся повести себя бессовестным образом, то это конечно серьёзно всё осложнит. Тем более, что выход из сегодняшней кризисной ситуации будет связан и с инвестициями, то есть нам придётся привлекать внешних инвесторов, а для этого нам нужно будет доказать, что мы: а) конкурентоспособны; б) честные и надёжные. Потом, в чём кредиторы виноваты — они в такой же ситуации, как и мы. Важно быть в диалоге и показывать чёткую картину того, что у нас происходит.

   

   

   Н предприятиях «Группы ГАЗ» стартовала программа повышения квалификации персонала

   Сыше семи тысяч работников компании станут участниками государственной программы переобучения, направленной на обеспечение занятости в условиях снижения объёмов производства.

   «Группа ГАЗ» принимает участие в государственной программе, «направленной на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Федерации» (Постановление Правительства РФ № 1089 от 31.12.08). Программа включает в себя опережающее профессиональное обучение работников для повышения их профессиональной квалификации и конкурентоспособности на рынке труда.

   Оучение проходят работники с целью получения смежной специальности или повышения квалификации. Также в программе участвуют работники, которые не имеют документально подтверждённой квалификации. Исходя из перспективных потребностей предприятий, им предлагают приобрести профессию токаря, фрезеровщика, оператора станков, сварщика, электрика и ряда других дефицитных специальностей.

   Крс обучения составляет от трёх до шести месяцев. При обучении с отрывом от производства сотруднику выплачивается стипендия и после окончания обучения гарантируется возвращение на рабочее место.

   Рботники ярославских предприятий «Группы ГАЗ» — Ярославского моторного завода и Ярославского завода дизельной аппаратуры — одними из первых в России стали участниками программы повышения квалификации в условиях напряжённости на рынке труда.

   Уреждающий характер этой актуальной работе обеспечили оперативные решения администрации Ярославской области, в соответствии с которыми уже в декабре 2008 года учебные учреждения областного центра начали реализацию программы очно-заочного начального профессионального обучения работников предприятий, базирующихся в этом регионе.

   Яославские предприятия из собственных средств выплачивают учащимся стипендию в размере минимальной заработной оплаты, закрепляя за ними рабочее место. Ежемесячно на эти цели выделяется до 2,5 миллиона рублей без учёта налогов. Область берёт на себя обязательства компенсировать стоимость процесса обучения, которая, в зависимости от избранной профессии и квалификации, достигает шести тысяч рублей на человека.

   Н ярославских предприятиях компании начали обучение первые группы, в которые направлено около двухсот сотрудников Ярославского моторного завода и Ярославского завода топливной аппаратуры. В общей сложности, в течение ближайших двух месяцев планируется направить на начальное профессиональное обучение свыше 500 рабочих Ярославской площадки «Группы ГАЗ».

   П словам заместителя губернатора Ярославской области В. Данилова, «такое сотрудничество областной администрации с крупнейшими работодателями принесёт немалую пользу и самим заводам, и жителям области. Остаётся пожелать, чтобы и остальные предприятия области брали пример с «Группы ГАЗ».

   Педседатель правления «Группы ГАЗ» С. Занозин: «Внедрение программы опережающего обучения позволит сохранить кадровый потенциал на предприятиях компании в условиях снижения объёмов производства, повысить уровень квалификации наших работников, обеспечить предприятия дефицитными специальностями за счёт использования собственных трудовых ресурсов».

   Днная программа внедряется на всех предприятиях «Группы ГАЗ».



назад


Яндекс.Метрика