свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 6 | Суббота, 14 февраля 2009 г. | |
Нелояльная конкуренция Тлько государство способно сегодня стимулировать сбыт грузовиков Оъявленные основными производителями грузовой автомобильной техники итоги года оказались вполне предсказуемыми. Компании в своём большинстве ушли в небольшой минус по сравнению с 2007 годом, результаты производственной деятельности автомобильного завода «УРАЛ» и КамАЗа оказались сопоставимыми в относительном выражении. Из общего ряда выбились, пожалуй, лишь белорусские предприятия МАЗ и МЗКТ, показавшие рост. Однако и здесь благоприятная экономическая конъюнктура у братьев-славян сошла на «нет». Минский автомобильный завод, как и автозавод «УРАЛ», объявил о переходе на трёхдневную рабочую неделю. Камский автозавод избрал несколько иную производственную политику — тактику временных простоев, в связи с чем конвейер этого предприятия на данный момент проработал всего неделю. Во многом это связано с наличием у КамАЗа солидных складских остатков нереализованной продукции, которые, согласно заявлению генерального директора Сергея Когогина для печати, составили более десяти процентов от производственной программы ушедшего года. Рального изменения рыночной конъюнктуры ждать на отечественном рынке неоткуда. Меры, уже принятые правительством для стимулирования спроса и восстановления платёже-способности потенциальных потребителей, конечно, принесут эффект, но эффект отложенный. Например, повышение таможенных пошлин на иномарки (хотя эта мера направлена в большей степени на защиту производителей «легковушек») реально даст эффект года через три, не ранее. Потому что, согласно расчётам РБК Daily, у дилеров иностранных производителей скопилось столько техники, что при сего-дняшнем депрессивном спросе им хватит этого количества на два года вперёд. Поэтому ждать, что сегодня пошлины повысились, а завтра объёмы отечественных производителей резко пойдут в гору, напрасно. Тм не менее, нельзя не признать, что внимание, уделяемое сегодня правительством РФ проблемам автопрома, можно назвать беспрецедентным. Для стимулирования сбыта оно готово осуществить дополнительный государственный заказ техники. За этот лакомый кусок пирога ведётся сейчас нешуточная борьба. Отношения между отечественными конкурентами никогда особо тёплыми не были, а сегодня они могут поледенеть до арктических температур. Всередине января министерство промышленности Татарстана объявило о том, что планирует региональную потребность в автомобильной технике покрыть за счёт местных производителей, расположенных на территории республики. Посыл, конечно, продиктован благими намерениями и чаяниями, беспокойством о трудозанятости населения, чьи автозаводы оказались сегодня в объективно сложном положении. Но изолироваться одному субъекту федерации от другого-то — зачем, тем более публично? Эа тема была поднята генеральным директором АЗ «УРАЛ» Виктором Корманом на совещании у полномочного представителя Президента России в УрФО Николая Винниченко, и полпред отреагировал весьма жёстко. «Такие ограничения в масштабах субъекта можно назвать промышленным шовинизмом. Я считаю, нам этот опыт использовать нельзя. Шаймиев не прав. Он не в отдельном государстве живёт. И я уверен, что его в ближайшее время поправят», — приводят информационные агентства слова Николая Винниченко. Нльзя пройти мимо других событий, участником которых был генеральный директор АЗ «УРАЛ». Так, вице-премьер Сергей Иванов побывал в Екатеринбурге, где встретился с промышленниками региона. Можно считать обнадёживающими несколько заявлений высокопоставленного гостя уральской земли. Знаковым стало заявление вице-премьера о государственной поддержке промышленников и принципах отбора: «На поддержку могут рассчитывать те, у кого возникли финансово-экономические затруднения в связи с нынешней ситуацией, а не из-за проблем, которые накапливались годами. Скажем, вызванными неэффективным управлением. Мы не будем списывать на кризис ошибки и долги прошлого». По словам Сергея Иванова, кабинет министров намерен профинансировать из бюджета техническое перевооружение оборонных предприятий. Вице- премьер отметил, что государство возьмёт на себя предупреждение банкротства 400 тысяч предприятий, выполняющих гособоронзаказ. «Правительство разработало и другие меры поддержки. Государственный оборонный заказ на 2009 год утверждён в объёме 1,2 триллиона рублей. А на трёхлетку — четыре с лишним триллиона. Участие в его выполнении даст возможность загрузить предприятия работой и сохранить объёмы производства, несмотря на сокращение спроса на гражданскую продукцию, производимую оборонкой. Но для этого необходимо одно условие: деньги должны максимально быстро дойти до исполнителей госзаказа. Как сообщил Сергей Иванов, в постановлении правительства на этот счёт установлены очень жёсткие требования: все контракты должны быть заключены до 31 марта, чтобы в первом квартале госзаказы были размещены и проавансированы. В апреле этот вопрос рассмотрит военно-промышленная комиссия, которая возьмёт под контроль финансовое сопровождение заказов», — так описывает ситуацию «Российская газета». Втреча представителей Союза машиностроителей России у председателя Госдумы Бориса Грызлова тоже очень чётко расставила промышленникам акценты. «Повышение таможенных пошлин — не индульгенция. И не право немного подзаработать за счёт потребителей, которым, кстати, тоже несладко. Это, скорее, аванс, который автомобильной промышленности только предстоит отработать, — подчеркнул председатель Госдумы и добавил. — Оказывая помощь, мы рассчитываем, что в стратегической перспективе будут увеличены и объёмы выпуска продукции, и её качество. Правомерно ставить вопрос о том, чтобы в перспективе четыре из пяти продаваемых в России автомобилей были отечественного производства. Впрочем, производить надо так, чтобы не приходилось краснеть». Чм не руководство к действию для каждого из нас? Кгда верстался номер. Газета «Ведомости» посвятила передовицу одного из своих номеров вопросу распределения дополнительного государственного заказа. Издание приводит слова неназванного чиновника в Министерстве обороны Российской Федерации, который заявил, что «министерство почти целиком планирует потратить полученные средства на покупку грузовиков «КамАЗ» и «УРАЛ» в разных модификациях».
Дмитрий ФЕДЕЧКИН
|
назад |