свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 5 Уральский автомобиль Суббота, 7 февраля 2009 г.

Осознанная глубина

   Н нижегородской площадке «Группы ГАЗ» состоялась конференция, в ходе которой директора по персоналу компании, руководители кадровых служб, председатели профсоюзных организаций обсуждали ход реализации программы антикризисных мер, направленных на стабилизацию ситуации на предприятиях, исполнение коллективных договоров, мероприятия по переподготовке сотрудников.

   Пред участниками встречи выступили первый заместитель председателя — директор дивизиона «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» В. Н. Сорокин, директор по персоналу УК «Группа ГАЗ» Я. Я. Коп, заместитель председателя профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения России В. М. Горенков, представители профкомов.

   Осегодняшней ситуации в бизнесах Группы проинформировал Вадим Николаевич Сорокин. Он напомнил о том, как развивалась ситуация на автомобильном рынке России во втором полугодии прошлого года. Резкое повышение цен на металл в прошлом году на 70 процентов поставило весь автопром в тяжёлую ситуацию. Себестоимость продукции, выпускаемой «Группой ГАЗ», выросла на 11 млрд. рублей. А в октябре стало очевидно, что наступил кризис перепроизводства. Почему сложилась такая ситуация на мировых рынках? Да потому что потребительский спрос на товар неумеренно стимулировался дешёвыми и доступными кредитами. Теперь предоставить их банки не могут. Поэтому сегодня производитель сам должен стимулировать спрос, активно работая над снижением затрат, себестоимости, повышением качества.

   Кк подчеркнул В. Н. Сорокин, руководство Группы в числе первых в отрасли осознало глубину кризисных явлений в автомобилестроении. «Уже в октябре начали реализовывать программу антикризисных действий, — сказал В. Н. Сорокин, — включая меры по снижению объёмов производства и закупок, чтобы не оказаться в ситуации, когда, с одной стороны, на рынке огромное число непроданных автомобилей, а с другой — с каждым собранным автомобилем росли бы обязательства перед нашими поставщиками. Оперативная реализация программы позволила отрегулировать запасы на складах, сохранить оборотный капитал, обеспечить своевременную выплату заработной платы персоналу. Мы благодарны профсоюзам за поддержку, которую они оказали в принятии непростого решения о неполном рабочем месяце уже в октябре».

   Уастники встречи получили от В. Н. Сорокина исчерпывающие ответы на вопросы, касающиеся различных сторон деятельности компании.

   О организации производства

   С ноября прошлого года выручка от реализации продукции «Группы ГАЗ» упала в несколько раз. Мы производили на нижегородской площадке порядка пятнадцати тысяч автомобилей в месяц, в ноябре–январе произвели почти в шесть раз меньше. И только в марте нынешнего года попробуем довести объёмы производства до пяти тысяч машин. Логика в этой ситуации простая — получить как можно больше денег с рынка, а израсходовать как можно меньше. Естественно, в ситуации, когда вместо 15 тысяч автомобилей в январе собрано только 2,5 тысячи, остро встаёт вопрос занятости. Работа в режиме сокращённой недели продолжится и в феврале. Будет организовано обучение персонала, проведён перемонтаж оборудования, ряд других работ, которые невозможно выполнить в условиях действующего производства.

   Омерах правительственной поддержки

    Несмотря на то, что принято множество различных постановлений, решений, направленных на поддержку отечественного автопрома, до сих не получено фактически ни рубля. Постановление правительства по стимулированию продаж касается легковых автомобилей в ценовой нише до 350 тысяч рублей — мы не входим в эту группу.

   Хтел бы ещё раз подчеркнуть, что мы просили и просим стимулировать потребительский спрос, оказать финансовую поддержку не столько Группе, сколько покупателям нашей продукции.

   Погноз на завтра

   Чо же внушает уверенность, что в ближайшее время ситуация начнёт улучшаться? В первую очередь, это девальвация рубля. То есть, если вчера автомобиль стоил на рынке 12–14 тысяч долларов, сегодня он подешевел. Для российского производителя появляется возможность увеличения объёма продаж, для конкурентов с подержанными иномарками возникают определённые проблемы. Но постановление о повышении с 12 января 2009 года таможенных пошлин вызвало в конце прошлого года лавинообразный ввоз подержанных иномарок. Такого объёма хватит для реализации на рынке, по крайней мере, до июля–августа. То есть ощутимую поддержку от повышения пошлин мы почувствуем не ранее этого времени.

   Пэтому сегодня мы ориентируемся только на те денежные средства, которые реально можем получить с рынка. С учётом этого, чтобы не залезть в долги, выстраиваем производственный план, с поставщиками договорились об отсрочке выплаты долгов, а оплату поставок этого года производим по факту.

   Етественно, в центре внимания сегодня реализация программы по сохранению коллектива.

   Опрограмме госзаказов

   Нша продукция — коммерческие автомобили, автобусы, строительно-дорожная техника, грузовики — не имеет конкурентов среди отечественных производителей. У нас есть надежда, что в системе госзаказов продукция Группы может составить от 30 до 50 процентов.

   Овзаимоотношениях с ЗМЗ

   Впрошлом году Заволжскому моторному заводу мы поставляли отливки по цене на 4 тысячи рублей дешевле себестоимости. А ЗМЗ продавал двигатели на рынке по завышенным ценам. В конце концов мы сказали, что дальше так продолжаться не может. В условиях кризиса все должны работать над снижением себестоимости, а использовать монопольное положение в данной ситуации неправильно.

   М видим рентабельность каждого предприятия, готовность или неготовность к сохранению партнёрских отношений. ЗМЗ поставляет Группе двигатель по 46 тысяч рублей, хотя аналогичный ульяновский стоит на 26 процентов дешевле — 37 тысяч. И это при том, что объёмы производства у заволжан почти в шесть раз выше. То есть от сотрудничества с нами ЗМЗ получает весьма существенную прибыль. Но встречного решения по снижению цены двигателя со стороны руководства завода и владельцев бизнеса предложено не было.

   ЗАг прирастёт Канашом?

   Мщности завода автомобильных агрегатов, расположенного на нижегородской площадке, порядка 200 тысяч мостов грузовых автомобилей, Канашского автоагрегатного завода — 12–15 тысяч. При этом ЗААг является поставщиком компонентов в Канаш. Мы рассматриваем различные варианты сохранения и развития бизнесов, чтобы обеспечить присутствие Группы в различных сегментах рынка, в том числе и перевод производства из Канаша в Нижний Новгород. Сегодня мы выбираем пути наиболее эффективного ведения бизнеса на Курганском автобусном заводе, Саранском заводе автосамосвалов, Челябинском заводе строительно-дорожных машин, но окончательного решения ни по одному из них не принято. На сегодня определённо можно говорить только о судьбе экскаваторного завода «Ковровец». Чтобы сохранить продукт, производственные активы «Ковровца» переводятся на Тверской экскаваторный завод, поскольку здесь намного эффективнее управление процессами, выше качество продукции.

   Ореструктуризации

   Сцелью дальнейшего снижения управленческих затрат, повышения эффективности производства объединены дивизионы «Легковые автомобили» и «Лёгкие коммерческие автомобили», дивизионы «Автобусы» и «Грузовые автомобили». В сегодняшних условиях это решение способствует сохранению бизнесов, которые после того, как закончится кризис, снова начнут развиваться.

   Опроекте «ГАЗель-3»

   Уе сегодня мы смотрим в завтрашний день. На рассмотрение совету директоров представлен проект с условным названием «ГАЗель плюс», или «ГАЗель» 2010 года». Это автомобиль с более высокими потребительскими характеристиками, с увеличенной на 500 кг грузоподъёмностью, улучшенными мостом и коробкой. При этом с нашей стороны должна активно вестись работа по так называемой программе «Три «Не» — автомобиль Не должен ломаться, Не должен ржаветь, Не должен быть дорогим. У нас нет сомнений в том, что мы сможем реализовать эту задачу.

   * * *

   Ореализации соглашений, которые были заключены между работодателем и профсоюзом на предыдущей встрече в ноябре, рассказал Я. Я. Коп. В частности, была достигнута договорённость об обеспечении гарантированного уровня заработной платы при работе в режиме неполной рабочей недели, об оптимальной величине социального пакета в размере предусмотренного колдоговором-2008. При проработке этого положения принимали во внимание прогноз, что падение спроса к концу года может составить от 30 до 50 процентов. «Специалисты по персоналу постоянно в поиске компромисса между интересами работников и бизнеса, — отметил Я. Я. Коп. — Этот процесс, как любой другой, нуждается в открытом обсуждении».

   Оситуации в отечественном автомобилестроении проинформировал В. М. Горенков. Он ещё раз подчеркнул, что сегодня как глубину кризиса, так и его продолжительность не могут точно определить самые лучшие аналитики. Разве кто мог предположить, что в металлургической отрасли будет затушено плавильных печей больше, чем в военном 1941 году. В целом объёмы производства в отрасли по итогам трёх кварталов прошлого года выросли практически по всем позициям, но четвёртый квартал перечеркнул положительную динамику. Объёмы производства автобусов на российском рынке упали на 25,7 процента по сравнению с предыдущим годом. Выпуск легковых автомобилей сократился на 11 процентов, грузовых автомобилей — на 18,8 процента по сравнению с ноябрем 2007 года.

   Вчастности, «АвтоВАЗ» снизил продажи более чем на 6 процентов. В январе конвейер ВАЗа стоял, в феврале коллектив будет работать по сокращённому графику и половинным составом. В корпоративном отпуске персонал Ульяновского автозавода, в режиме сокращённой рабочей недели трудятся предприятия сельскохозяйственного машиностроения и их поставщики.

   Беспокойство у профсоюзных лидеров вызывает тот факт, сказал В. М. Горенков, что в практически одинаковой ситуации трудовое законодательство применяется по-разному — время вынужденного простоя на одних предприятиях оплачивается в размере 2/3 средней заработной платы, на других — 2/3 тарифной ставки, а на иных и вообще не оплачивается. А вот в «Группе ГАЗ» случаев отступления от трудового законодательства не зафиксировано. На действия других предприятий, которые допускают нарушения, профсоюзы обратили внимание представителей Генеральной прокуратуры, об этом шла речь и во время встречи председателя Федерации независимых профсоюзов России с президентом. «Кардинальное изменение ситуации в лучшую сторону — общее дело профсоюзов и работодателей», — подчеркнул В. М. Горенков.

   П итогам пошлой ноябрьской встречи была сформирована так называемая антикризисная группа, и её задача на данном этапе — работать на опережение. «Мы знаем, какие болевые точки есть на предприятиях «Группы ГАЗ», — сказал В. М. Горенков, — и должны определить, какие нормы отраслевого тарифного соглашения с учётом кризисной ситуации там могут применяться, в том числе и при заключении коллективных договоров».



назад


Яндекс.Метрика