свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 1 Уральский автомобиль Четверг, 8 января 2009 г.

Выйти сильными и эффективными

   О итогах работы автомобильного завода «УРАЛ», планах и перспективах предприятия руководство побеседовало со средствами массовой информации

   «Уральский автомобиль» уже сообщал о том, что в канун Нового года на предприятии прошла традиционная пресс-конференция. На ней руководство автозавода во главе с генеральным директором Виктором Корманом ответило на все ключевые, волнующие автозаводцев и жителей города, вопросы.

   О итогах работы предприятия в 2008 году. Генеральный директор АЗ «УРАЛ» подчеркнул, что на протяжении последних пяти лет автозавод уверенно наращивал объёмы производства и продаж, поднимал эффективность бизнеса. 2008 год оказался самым сложным: в конце года по известным причинам, когда мировой финансовый кризис дошёл до реального сектора российской экономики, пришлось пересмотреть производственную программу. Тем не менее, несмотря не негативные тенденции на рынке, автомобильный завод «УРАЛ» завершает год практически на уровне показателей прошлого, рекордного года. Объём производства по сравнению с ним снизился несущественно — на 3,7 процента.

   Тм не менее, автомобильный завод «УРАЛ» достаточно успешно поработал в вопросах повышения эффективности бизнеса. Постоянные и переменные издержки предприятия сократились более чем на 400 млн. рублей, что позволило снизить себестоимость выпускаемой продукции на 4,6 процента. «Завод отработал прибыльно и заканчивает год с рентабельностью по EBITDA (аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. прим. «УА») в районе 10 процентов. Я думаю, в российском машиностроении найдётся немного столь же успешных предприятий», — отметил Виктор Корман. Зарплата на предприятии выросла по сравнению с прошлым годом почти на 20 процентов.

   Опроизводственном плане на 2009 год. Генеральный директор констатировал, что из-за кризиса производственная программа пересмотрена. Работа производственного блока перестроена под рыночную востребованность, чтобы не увеличивать складские остатки. Вместе с тем, отмечено, что в ноябре–декабре 2008 года коммерческий рынок в России практически встал, инвестпроекты у основных потребителей свёрнуты. Однако и в таких условиях торгово-сбытовой блок автозавода реализовывал продукцию.

   «Оценивая рыночную ситуацию, мы приняли решение в соответствии с Трудовым кодексом перейти на трёхдневный рабочий режим в первом полугодии. Будем работать в усечённом режиме, чтобы сохранить костяк коллектива, не организовывая массовых сокращений и добиваясь выполнения поставленных перед заводом бизнес-целей», — подчеркнул Виктор Корман. Производственный план предприятия скорректирован фактически до уровня 2006 года.

   П мнению генерального директора АЗ «УРАЛ», с марта 2009 года можно будет вернуться к четырёхдневной рабочей неделе. Исполнительный директор автозавода Александр Васильев подтвердил, что производственный блок предприятия сегодня достаточно гибок и готов к позитивным переменам.

   Огособоронзаказе. Виктор Корман отметил, что у предприятия имеется трёхлетний контракт на выполнение государственного оборонного заказа до 2010 года включительно. Учитывая негативные тенденции на коммерческом рынке, акцент в 2009 году будет сделан именно на гособоронзаказе, к исполнению которого завод приступает уже в январе. По мнению первого руководителя, этот заказ обеспечит минимальную планку для поддержания на достаточном уровне производственного потенциала автозавода.

   О экспорте. Поставка грузовиков «Урал» зарубежным поставщикам является ещё одним приоритетом в вопросе реализации готовой продукции. 2008 год был довольно успешным в этом направлении, на экспорт ушло более 1500 автомобилей. Существуют хорошие наработки по поставкам грузовиков в страны Африки, Азии, СНГ. Так, в первом квартале завод будет изготавливать продукцию по двум контрактам из Северной Африки.

   Огосударственной поддержке. По мнению Виктора Кормана, правительством Российской Федерации во главе с Владимиром Путиным приняты серьёзные меры по поддержанию отечественного автопрома. Они стали в том числе и следствием предложений, которые подавали наблюдательный совет «Группы ГАЗ» и руководство автомобильного завода «УРАЛ». В частности, предложение генерального директора автозавода о создании государственной лизинговой компании по продаже коммерческой и специальной техники, которое он подавал губернатору Челябинской области Петру Сумину, вошло в итоговое решение правительства. На этот проект государством выделяется 40 млрд. рублей.

   Н как ключевой тренд, Виктор Корман подчеркнул, что поддержка необходима не только и не столько автомобильному заводу «УРАЛ», но и конечным потребителям продукции. Поэтому все российские машиностроители ждут от правительства решений по активизации рынков.

   Коме того, генеральный директор отметил, что автомобильный завод «УРАЛ» вместе с «Русскими машинами» и входящей в них «Группой ГАЗ» вошёл в программу государственной поддержки градообразующих предприятий, и напомнил, что в этом списке, который готовился министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области, автозавод занял пятое место — сразу же за металлургами, по которым кризис «прокатился» более мощно. Пока, правда, непонятно, о какой форме поддержки градообразующих предприятий идёт речь. Но Виктор Корман отметил, что возможностью получения беззалоговых кредитов под гарантии государства компания обязательно бы воспользовалась.

   О инвестиционных проектах. В условиях кризиса инвестиционная программа, естественно, была пересмотрена. Однако целый ряд проектов по-прежнему будет реализовываться. «Для кризисного периода мы защитили неплохую инвестпрограмму, позволяющую не потерять это важное стратегическое направление бизнеса», — подчеркнул генеральный директор. Директор по стратегическому развитию Александр Ведерников отметил, что эта программа уже защищена. Теперь стоящие перед заводом задачи — активизация реализации проектов и поиск дополнительных возможностей.

   Осоциальных проектах. Виктор Корман отметил, что завод полностью выполнил взятые на себя социальные обязательства: как в рамках коллективного договора, так и ориентированных на город. Реализация этих проектов обошлась предприятию в сумму более 100 миллионов рублей. В 2009 году будут сохранены ключевые социальные программы, а не самые принципиальные будут подвергнуты определённой оптимизации.

   Овзаимоотношениях с банковским сектором. Как отметил Виктор Корман, завод сегодня кредитуется в трёх системообразующих банках, где имеет достаточный кредитный портфель. Увеличивать его для поддержания текущей производственной деятельности предприятия нет необходимости. Заместитель управляющего директора ООО «Грузовые автомобили — Группа ГАЗ» Сергей Гостев подчеркнул, что все вопросы с банковскими структурами, касающиеся рефинансирования и новых условий кредитования решены. «Финансовая устойчивость предприятия, накопленная за 2006–2008 годы, достаточна, чтобы обеспечить стабильную текущую деятельность с минимальными рисками», — подчеркнул он.

   Окачестве выпускаемой продукции. По мнению генерального директора, в 2008 году завод добился в этом направлении серьёзных изменений. Так, перед компанией поставлена цель — ноль дефектов исполнительского характера. И в декабре 2008 года она была достигнута.

   Тм не менее, резервов остаётся ещё огромное количество. Как констатировал Виктор Корман, в наступившем году изменятся акценты. Внедрение новой производственной системы будет тесно увязано с обеспечением высокого качества выпускаемой продукции. «Это особо необходимо в период кризиса, чтобы на рынке победил наш продукт. Мы будем работать над тем, чтобы наша продукция соответствовала требованиям нового стандарта ИСО 16949, внедрять инструменты автокачества и встроенного качества. Сегодня только высокое качество продукции может быть главным конкурентным преимуществом», — резюмировал первый руководитель.

   Вктор Корман отметил также, что в кризисный период необходимо активизировать процесс обучения. По мнению первого руководителя, на заводе не должно остаться ни одного сотрудника, не обученного новой производственной системе, философии качества, современным подходам в управлении бизнесом, поскольку эти направления открывают большие резервы. По словам директора по персоналу Виктории Бредихиной, на заводе сформирован так называемый «Золотой фонд», вобравший в себя 4,5 тысячи работников, играющих существенную роль в жизни компании. Для сохранения этих сотрудников на предприятии будут прилагаться дополнительные усилия.

   О изменении организационной структуры. 2009 год станет годом изменения структуры, её оптимизации, избавления от промежуточных и дублирующих звеньев. Основной упор сделан на значительное сокращение управленческого аппарата. Как отметил Виктор Корман, за четвёртый квартал 2008 года фонд оплаты труда управленческого персонала снизился на 50 процентов.

   Овзаимоотношении с городскими властями и депутатским корпусом. В целом, генеральный директор охарактеризовал сотрудничество бизнеса и власти как конструктивное. «В последнее время взаимопонимание имеется, хотя можно было бы по целому ряду направлений сработать более качественно, с более высоким КПД. Могу отметить, что с мнением градообразующего предприятия считаются», — подчерк-нул Виктор Корман. Тем не менее, первый руководитель не скрыл, что расстроен тем фактом, что депутаты городского Собрания не поддержали кандидатуру бывшего директора завода Виктора Гурушкина, который скоро отметит 90-летний юбилей, в почётные граждане города.

   Оновых формах продажи грузовиков. Наблюдательные журналисты в день проведения пресс-конференции отметили, что часы на руке генерального директора переведены на московское время. Виктор Корман пояснил, что в последние десять дней пришлось много времени проводить за пределами Миасса. С директором по продажам Валерием Селиным он обошёл практически все государственные структуры, включая Министерство обороны, пытаясь найти резервы для увеличения объёмов продаж. Такая активная форма работы приносит результат. Буквально «под ёлочку» был получен срочный заказ на 45 автомобилей от «Транснефти». Наши автомобили будут эксплуатироваться в труднейших условиях, где обеспечивать строительство под силу только им. Как отметил Валерий Селин, в день проведения пресс-конференции в Олененске, где будут работать эти «Уралы», температура опустилась до минус пятидесяти четырёх градусов по Цельсию…

   П словам директора по продажам, завод на рынке отработал довольно успешно, выполнив задачу по расширению присутствия автомобилей «Урал» во многих компаниях и регионах. Четвёртый квартал, конечно же, внёс коррективы. «Но, несмотря на кризис, приверженцев нашей техники меньше не стало — хуже у них стало с деньгами», — резюмировал Валерий Селин. Он подчеркнул также, что 2009 год станет годом проведения различных новых маркетинговых акций по стимулированию сбыта готовой продукции. Идёт активная работа с потребителями, созданы рабочие группы по каждому рыночному сегменту. Основная задача, поставленная перед группами, получение дополнительных заказов и наполнение бизнес-плана реальными заказами.

   Опроекте «Урал промышленный — Урал Полярный». Автомобильный завод «УРАЛ» является одним из самых активных участников этого проекта, входит в рабочую группу. По словам генерального директора, как только начнётся выделение финансовых ресурсов для реализации этого проекта, так сразу же наши автомобили найдут там своё применение. Однако, по мнению руководителей, произойдёт это не раньше четвёртого квартала 2009 года. Поэтому при составлении бизнес-плана на год эта потенциальная возможность по расширению сбыта продукции не учитывалась. Пока же АЗ «УРАЛ» совместно с правительством Челябинской области реализует проект по строительству на Ямале сервисной станции автозавода для обслуживания работающей в регионе техники.

   Ослухах. Целый ряд ходящих по городу слухов опровергли руководители на пресс-конференции. Виктор Корман отметил, что нет никаких предпосылок для смены собственника предприятия. Генеральный директор ООО «Социальный комплекс» Сергей Фёдоров опроверг слухи о том, что якобы завод продаёт Дворец культуры и санаторий-профилакторий. Да, последний объект переведён на летний режим работы (в качестве загородного детского лагеря), однако коллектив санатория сохранен. ДЮСШ завода передана в город, но принято решение о том, что завод будет предоставлять для неё свои помещения в аренду на безвозмездной основе. «Кризис не повод оптимизировать социальную направленность предприятия, отказываться и избавляться от социально значимых объектов. Такая задача даже не ставится», — заявил первый руководитель автозавода.

   Жрналистов интересовал вопрос взаимоотношений предприятия с поставщиками газа. В канун нового года определённые проблемы с ними испытало другое предприятие — Миасский машиностроительный завод. Однако, как подчеркнул генеральный директор ОАО «УралАЗ-Энерго» Сергей Понамарёв, энергетика для завода является приоритетом. «Мы находимся в числе самых добросовестных плательщиков, поэтому не должно быть каких-либо сомнений в вопросе обеспечения энергоресурсами центральной части города», — подчеркнул он. Нет проблем и с формированием запасов резервного топлива.

   Всухом остатке. В завершение диалога Виктор Корман подчеркнул, что, несмотря на кризисные явления, необходимо сохранять хорошее настроение и оптимизм, не впадать в крайности. «Есть все предпосылки к тому, чтобы в 2009 году выдержать и обеспечить выполнение поставленных перед заводом задач: сохранение бизнеса, обеспечение стабильной работы и своевременной выдачи заработной платы. Главная цель — сохранить то, чего автомобильный завод «УРАЛ» достиг за последние годы. Мы считаем, что кризис нужно использовать во благо. Надо воспользоваться моментом, чтобы выйти из него сильными, эффективными и совершенными», — такими словами завершил Виктор Корман пресс-конференцию.

   


Дмитрий ФЕДЕЧКИН



назад


Яндекс.Метрика