свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 142 Уральский автомобиль Четверг, 25 декабря 2008 г.

Революция в автопроме

   Мение автомобилистов Приморья и рабочих автомобильной промышленности остальной России услышано: всем помогут, но пошлины неизбежны

   Павительство России предложило революционный комплекс мер по поддержке отечественного автопрома. Учтена и специфика Приморского региона, жители которого привыкли закупать праворульные машины у «азиатских тигров», ввиду чего весьма болезненно восприняли введение пошлин на иномарки. С пошлинами, однако, придётся смириться. Эксперты подчёркивают, что данный шаг жизненно необходим и автопрому в частности, и региону в целом. А кризис — не лучшее время, чтобы «руководствоваться эгоизмом».

   Впятницу, во время посещения российского автомобильного завода «КамАЗ», премьер-министр РФ Владимир Путин изложил комплекс мер правительства по поддержке российской автомобильной промышленности.

   Пшлины, но не только

   Птин заявил, в частности, что власти РФ будут субсидировать ставки по трёхлетним кредитам россиян на покупку автомобилей ценой до 350 тысяч рублей в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (единственное условие — авто должно быть выпущено в России). При этом федеральным чиновникам также настоятельно советуется пересесть в российские машины, на закупку которых выделяется 12,5 млрд. рублей.

   Коме того, с нового года процедура возмещения НДС предприятиям российского автопрома будет ускорена. Что до жителей дальневосточного региона, для них предусмотрены свои специфические меры.

   «Предлагаю обнулить тарифы на железнодорожную тарифную перевозку отечественных автомобилей, произведённых на европейской части Российской Федерации. Выпадающие доходы РЖД будут компенсированы из государственного бюджета», — заявил Владимир Путин.

   Совом, речь идёт о помощи конечному потребителю, то есть покупателю продукции (в данном случае — авто). Это абсолютно рыночный подход, благо помощь конкретным предприятиям может рассматриваться только как временная мера против безработицы. Эксперты данные предложения оценить уже успели, назвав их логичными и своевременными.

   «Эти предложения направлены на ускорение развития отечественного автопрома, — отметил председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров. — Одновременно государство повышает и потребительский спрос на российские машины». Крайне важно, что средства на субсидирование автокредитов будут выделены и данная мера будет распространяться на покупку как отечественных авто, так и иномарок, которые собирают в России. «У нас сегодня собираются почти все иностранные марки машин. Это направление отрасли у нас достаточно развито», — добавил депутат.

   «Кроме того, дополнительные средства будут направлены на непосредственную поддержку автопрома. Это позволит нарастить производство машин и частично заместить импортные автомобили, выпадающие в результате подъёма защитных барьеров», — заметил он. Сегодня этот барьер, по мнению депутата, нулевой. «То есть производить автомобиль как за рубежом, так и производить его в России для инвестора стало одинаково с точки зрения прибыли», — резюмировал Фёдоров.

   Пвышение таможенных пошлин на иномарки в общем комплексе мер поддержки российского автопрома также занимает существенное место, так что пересмотру не подлежит. «Мы полностью поддерживаем постановление правительства о пошлинах», — отрезал первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев.

   Мры по поддержке российского автопрома и введение закона о пошлинах на иномарки можно только приветствовать, согласился с ним депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн.

   Пи этом парламентарий отметил, что «для поддержки отечественной автомобильной промышленности в условиях глобального экономического кризиса необходим широкий комплекс мер», и «пошлины — не единственная мера той поддержки, которая должна быть». Не единственная, но важная.

   Хнштейн напомнил, что ещё во время своей работы в составе Госдумы предыдущего созыва неоднократно выступал в их поддержку. «Я доказывал тогдашнему руководству экономического блока правительства необходимость введения мер по поддержке собственного производителя, — пояснил Хинштейн. — Герман Греф в своё время говорил в ответ, что это жёсткое условие вступления России в ВТО, правда, на вопрос, почему другие страны, вступающие в ВТО, пошлины не только не снижают, но и, наоборот, увеличивают, например, Китай, Индия, Бразилия, он внятного ответа дать не сумел».

   Кждый пятый может умереть

   Чо до организаторов несанкционированного митинга во Владивостоке, в минувшие выходные буквально парализовавшего город, ряд их требований и лозунгов представители «Единой России» считают, мягко говоря, некорректными.

   А лозунг «Дадим отечественному автопрому спокойно умереть» Андрей Исаев назвал попросту «преступным», так как отечественный автопром даёт работу миллионам граждан РФ. Исаев уверен, что организацией протестных акций автолюбителей на Дальнем Востоке занималась небольшая группа «чёрных дилеров», незаконно торгующих иностранными автомобилями. «Это провокация», — подчеркнул депутат.

   Чен Общественной палаты Валерий Фадеев, координатор клуба «4 ноября», с термином «провокация» согласен, а лозунги митингующих считает «излишне радикальными». «Российский автопром обеспечивает работой сотни тысяч людей, и провоцировать такую эгоистическую позицию жителей одного региона против жителей других регионов недопустимо», — заметил он.

   «Мне тоже лично не нравятся наши машины. Но у нас чуть ли не пятая часть населения занята в производственном цикле вокруг нашего автопрома. И тот сумасшедший, который кричит: «смерть российскому автопрому», вероятно, желает голодной смерти каждому пятому в нашей стране», — добавил депутат Госдумы Владимир Мединский в рамках интервью газете «Взгляд».

   Дугой вопрос, что ситуация в Приморье имеет свою специфику, и властям следует её внимательно изучить. «Положение дел на Дальнем Востоке не слишком блестящее, люди так или иначе имеют отношение к автомобильному бизнесу, к ввозу подержанных автомобилей. Поэтому нужно как можно более аккуратно отнестись к этой ситуации, — пояснил Валерий Фадеев. — Надо попытаться сделать так, чтобы потери, даже если они будут, были минимальны для жителей регионов».

   Иучение приморской специфики — это то, чем и планирует сейчас заняться «Единая Россия». Как уже писала газета «Взгляд», думское большинство направляет в регион своего представителя, чтобы тот на месте оценил ситуацию, вызванную предстоящим повышением ввозных пошлин на иномарки. Спикер Госдумы Борис Грызлов уточнил, что «уже принято решение отправить в регион замруководителя фракции Владимира Пехтина». «Все вопросы, которые вызывают определённое недовольство наших граждан, конечно, должны быть вопросами повышенного внимания», — отметил Грызлов.

   «Сейчас депутаты, которые представляют этот регион, будут проводить именно такую работу: встречаться с людьми. Для того, чтобы предпринимать какие-то шаги, нужно понять мотивацию и аргументацию. Я думаю, что самый лучший способ — общение», — заявила, в свою очередь, депутат Госдумы, лидер Государственно-патриотического клуба «Единой России» Ирина Яровая газете «Взгляд».

   С своей стороны, местное отделение «Единой России» уже попросило жителей края не участвовать в несанкционированных митингах и массовых беспорядках, которые запланированы на предстоящие выходные. Также в региональной ячейке принято решение провести встречи с представителями автобизнеса и рядовыми автолюбителями.

   Соя шкура

   А вот путать реальные проблемы региона и его жителей с без пяти минут уголовщиной объективно не стоит. В минувшие выходные обстановка во Владивостоке накалилась настолько, что в некоторых районах даже были зафиксированы столкновения протестующих с милицией.

   Сгласно сообщениям местных СМИ, сначала стражи правопорядка в действия собравшихся не вмешивались. Но когда группа автомобилистов попыталась прорваться в аэропорт и провести там несанкционированный пикет, между милицией и протестующими начались столкновения.

   Витоге были задержаны пятнадцать нарушителей общественного порядка. После составления протоколов все они были отпущены, передает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу ГУВД по Приморскому краю.

   Пзднее МВД указало на происки «деструктивных сил», а губернатор Сергей Дарькин прямо назвал выступления протестующих «провокацией». По его словам, сейчас всё больше людей замечают, что ситуацию используют различные малоизвестные силы, стремящиеся повысить свой рейтинг. В итоге, губернатор призвал жителей края «не идти абы у кого на коротком поводке» и пообещал, что регион пройдёт через повышение пошлин плавно.

   Вадимир Мединский, впрочем, уверен, что протесты продолжатся. А организованы и профинансированы будут ассоциациями дилеров, поставляющих иномарки в Россию. «Конкретный интерес здесь есть», — заявил Владимир Мединский газете «Взгляд».

   Впроизводственно-торговом цикле и обслуживании иномарок участвует огромное количество людей. Это продавцы, перевозчики, перегонщики, ремонтники. «Это люди, чьё благосостояние напрямую зависит от объёмов поставляемых машин», — заметил он.

   Сой вклад в дестабилизацию может внести и оппозиция. Точнее, та её часть, что «поднимает на флаг малейшую возможность вызывать нестабильность в обществе». «Надо трезво отдавать себе в этом отчёт. Многие решения, даже самые правильные, будут ею отыгрываться», — говорит Мединский.

   Соит, однако, отметить, что большая часть представителей автобизнеса всё это прекрасно осознаёт и подчеркивает, что дестабилизация обстановки в крае не в их интересах. «Мы понимаем деструктивный характер таких акций и призываем решать все вопросы только в рамках закона», — заявил на днях председатель общественного движения «Общество защиты автомобилистов Приморского края» Дмитрий Пенязь.

   «События показали нашу решимость отстаивать свои интересы, и наш голос услышан. Мы с вами всегда шли конструктивным путём к поставленной цели, и это давало реальные результаты: технический регламент, запрещающий эксплуатацию автомашин с правым рулём, так и не был принят, и сегодня об этом речь даже не ведётся», — цитирует его слова ИА REGNUM.

   А по итогам недавнего совещания с Дарькиным бизнесмены даже приняли обращение ко всем автомобилистам Владивостока и Приморья: не принимать участия в стихийных несанкционированных митингах. В обращении говорится: «Диалог с властью есть, и он конструктивен. Нельзя допустить спекуляцию на нашей проблеме, когда неизвестные провокаторы призывают к массовым беспорядкам, цель которых не решение наболевших вопросов, а дестабилизация ситуации в регионе». Пенязь также подчеркнул, что «сейчас мы наблюдаем явную спекуляцию на проблеме автомобилистов».

   Кк бы там ни было, вице-президент «Движения автомобилистов России» заслуженный адвокат Леонид Ольшанский уверен, что своей цели — отмены пошлин — митингующие не достигнут: придётся договариваться.

   «Такие митинги и мероприятия проводились примерно лет десять назад, когда председателем правительства был Виктор Черномырдин, — заметил он в рамках интервью газете «Взгляд». — Я помню, как капитаны рыболовецких судов прямо с траулеров давали телеграммы: прекращаем ловлю рыбы! И это возымело действие. Я думаю, что с правительством Путина такой номер не пройдёт: оно сначала думает, анализирует и взвешивает, потом принимает решение, от которого уже не отступает. Хоть пой, хоть пляши, хоть перекрывай улицы — постановление правительства не будет изменено».

   Кслову, известный правозащитник, который долгое время сам противостоял внедрению пошлин, на сей раз инициативу правительства поддерживает. «Я впервые поддерживаю такое постановление, хотя раньше я был против, — говорит адвокат. — Сегодня главная задача в условиях кризиса — это сохранение рабочих мест, работа фабрик и заводов. А потеря рабочих мест — это автоматически преступность, беспризорщина, проституция и наркомания».

   Коме того, за последнее время структура российского автопрома претерпела серьёзные изменения. «Завод Ford находится под Санкт-Петербургом, завод Renault находится в Москве, завод Kia расположен под Таганрогом. Таким образом, российские автомобили — это не только «Жигули» и «Волги», но и иномарки, которые собираются в России, — говорит Ольшанский. — И количество российских семей, которые заняты на сборке этих машин, превышает количество людей, занимающихся ввозом японских авто через Дальний Восток».

   «Наконец, ведь не стоит вопрос о том, что бизнес по ввозу японских автомобилей «накроется» полностью. Вопрос состоит в том, что он станет менее рентабельным. Но ведь это же лучше, чем если он закроется совсем. А ведь правительство могло вообще запретить ввоз машин, однако этого не было сделано», — заметил он.

   Вадимир Груздев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по законодательству: «Глобальный финансовый кризис всё больше становится экономическим. Лихорадкой финансового рынка уже поражён реальный сектор экономики во всем мире. Серьёзные убытки несут промышленные отрасли. Причём сегодня налицо явление эффекта домино, при котором от снижения спроса в одной отрасли, в частности автомобильной, страдают другие сферы производства. Нет заказов на автомобили — нет заказов и на металл и так далее. В связи с этим меры государственной поддержки российского автопрома выглядят логичными и своевременными. Причём эти меры будут затрагивать не только коренные российские бренды, но и сборочные предприятия иностранных марок, расположенные на территории нашей страны. Для преодоления последствий глобального кризиса необходима реализация ряда антикризисных мер, направленных на стимулирование потребительского спроса. Поддержка автопроизводителей — не исключение. Нужно восстановить разорванные производственные связи внутри страны».

   Вчеслав Володин, секретарь президиума генсовета «Единой России»: «Меры, предложенные Владимиром Путиным, позволят, с одной стороны, сделать доступной для людей покупку отечественных автомобилей через субсидирование процентных ставок по кредитам на их приобретение. С другой — дадут возможность защитить российских производителей автомобилей, по которым мировой кризис ударил сильнее всего. Это не только защита нашей экономики. Надо помнить, что на предприятиях автопрома и в смежных отраслях работает огромное количество россиян. Что касается жителей Дальнего Востока, Владимир Путин предложил обнулить тарифы на доставку отечественных автомобилей железной дорогой, что сделает их доступными для населения удалённых территорий. Раньше цены на отечественные автомобили там были в два раза выше, чем в центральной России».



назад


Яндекс.Метрика