свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 68 | Вторник, 25 июня 2002 г. | |
АХ, БАТИК, ПРОСТО ЗАГЛЯДЕНЬЕ! Итория возникновения техники росписи батик уходит во тьму веков. Первые упоминания о батике мы находим у народов Индонезии (в особенности острова Ява), Индии... Гораздо позднее — примерно в первой половине ХХ века он появился в Европе и России. А вот как описывают батик уже современные журналы мод: «Эта интересная техника росписи, уходящая своими корнями на Дальний восток, становится в Европе все более популярной. И неудивительно: каждое изделие, безусловно, вещь уникальная!..» Внашем городе изделия с росписью по шелку появились не так давно. Еще лет пять назад мы читали о батике только в зарубежных журналах мод, считая этот вид рукоделия довольно сложным и затратным (имеются в виду деньги, время), а потому недоступным. Сегодня всевозможными кофточками, платками, шарфами, кашне, выполненными в «благородном» стиле, завешены все прилавки модных частных магазинчиков, и, наверное, не ошибусь, если скажу, что каждая женщина мечтает иметь в своем гардеробе хотя бы одну из этих изысканных и дорогих вещиц. А между тем любой батик (стилей существует множество) — занятие не для слабонервных. «Нам стоило огромных трудов, чтобы освоить работу, — рассказывает хозяйка студии М' АРТ, искусствовед Наталья Коловершина, организовавшая недавно первую в нашем городе выставку батика. — Вы даже представить себе не можете, сколько всего нужно для начала — дорогостоящие специальные краски, кисти, однотонный шелк, который продается далеко не везде... Первое время в качестве холста мы использовали старые шелковые шторы, наволочки, подаренные друзьями и знакомыми остатки тканей. Сейчас стало намного легче. Картины, платки, шарфы приобретают. А на вырученные деньги мы покупаем необходимое для работы». Н ткани, кисти... Это, конечно, еще не все. Самое сложное для любой начинающей рукодельницы, пожалуй, приступить к работе, когда нужно просто взять себя за руку и, преодолевая неуверенность, усадить за стол. Но уж если получилось, то дальше все идет как по маслу. На чистом, гладко расправленном полотне рождаются необычные образы, мысли, которые непременно хочется запечатлеть. И кисть с индиго-синей и коричневой краской сама скользит по белоснежной поверхности, воплощая задумку автора. Нчто подобное случилось и с Натальей Анатольевной. Свои первые работы в модном нынче стиле она сделала скорее из любопытства — увлекла сама идея батика, захотелось попробовать: получится — не получится. А когда увлеклась всерьез, результат превзошел всякие ожидания. Онажды эскизы на ткани увидела ее хорошая знакомая, ныне покойная Наталья Голяткина, считавшаяся в свое время лучшей миасской акварелисткой. Работы произвели большое впечатление. «Да у тебя, Наташа, талант. Не вздумай бросать!» — с этих слов, а также небольшого наследства — ткани, красок, доставшихся от Н.Г.Голяткиной, можно сказать, и началась «батик»-карьера Натальи Анатольевны. Сгодня у Коловершиной своя мастерская. Под ее руководством вполне профессионально работают несколько представительниц прекрасного пола, у каждой из которых — от 12-летней девочки-подростка до взрослой женщины, есть свой почерк, свой стиль. И в этом Наталья Анатольевна видит и свою заслугу. Ведь помимо основных навыков, которые ее воспитанницы получают в студии, она дает им и нечто большее. Подбадривает, внушает уверенность в своих силах, помогает выразить себя... Лучше всего это, как ни странно, получается у детей. 12-летняя Катюша Щербакова и девочки чуть постарше — Вероника Василькова и Кира Ситникова творят на шелке настоящие чудеса. Их работы — украшение городских, областных и даже зарубежных выставок — особенно ценятся педагогом. Знимаются в студии и талантливые взрослые. Среди других зрители отличают работы Татьяны Обуховой, Марины Халиманович и, конечно, самой Натальи Коловершиной. Вот, например, что пишет в книге отзывов одна из давних поклонниц творчества студии М' АРТ инженер ГРЦ Валентина Пшеничнова: «Выставка батика изумительна по цвету и необычна по тематике. Следя за работой Н. Коловершиной и К. Сотниковой, видишь огромный прогресс в овладении цветом. Очень радостные и солнечные работы». Учитель из школы N№ 6 добавляет: «Благодарим за интересный рассказ, чудесные экспонаты. Мы восхищены и горды!» И это только часть отзывов, а вообще их, и написанных детской рукой в том числе, очень много. Судя по всему, батик понравился, прижился, и работа в этой технике требует своего продолжения. Вставка батика завершила творческий сезон студии М' АРТ и как бы ознаменовала собой окончание целого этапа становления... А до этого был «рост»: другие выставки — в Челябинске (март, 2002), Екатеринбурге,.. мастер-классы, семинары и даже участие в международном симпозиуме в Тростяницах (Чехия), где Наталья Коловершина представила, помимо работ студийцев, гуаши миасской студии «Светлячок» (руководитель Наталья Титова), а также батики известных московских художников (или батикистов) Ольги Карелиной и Вероники Павленко. Выставка прошла во многих крупных городах Чехии и имела огромный успех. Особенно чехов, почти не знакомых с русским искусством, впечатлило многообразие используемых техник. В одной только студии М' АРТ их используют не меньше 10: «холодный», «горячий» батик, аэрографию, батик от пятна, кракле (узор из трещинок), роспись по грунту, технику свободной росписи и т. д. А еще дополняют свои работы всевозможными декоративными украшениями — вышивкой бисером, позолотой, и даже ракушками — чего уж точно нигде не увидишь. Ндаром «выстраданные» конкурсные работы привлекают повышенное внимание. Великолепного павлина, выполненного в золотисто-зеленых тонах (совместный труд Н. Коловершиной и модельера одежды С. Мавриной), собирается приобрести Курганский художественный музей. А несколько индивидуальных работ Коловершиной привлекли внимание Челябинской областной картинной галереи. В настоящее время ее работники заняты поиском спонсора. Так что, в скором времени, вероятно, картины переедут туда, а у Натальи Анатольевны и ее учеников появятся средства, а значит, и возможность творить. Ктати, во время нашей встречи я спросила у искусствоведа: «Какая из работ Вам самой нравится больше всего?». и она ответила: «Белый кусок ткани. Потому что он всегда в дефиците, а еще потому, что он таит в себе большие возможности...» Устудии М' АРТ и ее энергичного руководителя большие планы. Их приглашают участвовать в выставках в Кургане, Тюмени, в нескольких городах Германии, Чехии. Им предстоит организовать экспозиции батика в Челябинске и родном Миассе. Но для этого нужны деньги. Поэтому обращаемся ко всем спонсорам, особенно к автозаводу, который помогал не раз, — поддержите хорошее начинание в нашем городе. Ведь студия прославляет за рубежом его имя.
Виктория КРЕЦЮК,
Александр НЕВЗОРОВ (фото) P. S.: И, в заключение, информация для читателей: выставка батика, к сожалению, уже закончилась — она проходила в нашем городе совсем недолго. Но у вас еще есть возможность посмотреть замечательные выставочные работы участников студии. Для этого нужно только позвонить по телефону 2-98-58 и договориться об организации встречи. Специально для вас и вашей группы выставка развернется, а у вас появится лишний повод сказать: «Мы восхищены и горды!» |
назад |