свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 66 Уральский автомобиль Четверг, 20 июня 2002 г.

Я Б В РАБОЧИЕ ПОШЕЛ!

   кажется, кадры вновь решают все

   Вконце мая в Москве прошло второе всероссийское собрание социальных партнеров в области начального профессионального образования. Организаторами выступили Министерство образования РФ, Академия профессионального образования, Российский союз товаропроизводителей.

   Цль совещания — выработка документов, определяющих федеральный и региональные механизмы взаимодействия работодателей, учреждений начального профессионального образования, профсоюзов, всех заинтересованных сторон в качественной подготовке кадров для развивающейся российской экономики.

   Вработе собрания приняли участие министр образования РФ В. Филиппов, президент Российского союза товаропроизводителей Н. Рыжков, президент Академии профессионального образования И. Смирнов, руководящие работники региональных органов управления профессиональным образованием, руководители крупных промышленных предприятий.

   Нш город на собрании представлял член коллегии главного управления образования и науки Челябинской области, кандидат экономических наук, директор по персоналу ОАО «Автомобильный завод «Урал» Александр Гончаров.

   — Александр Германович, поясните, пожалуйста, в чем проблема? Понятно, когда возникают сложности в подготовке специалистов с высшим образованием, но речь на собрании шла именно о рабочих кадрах. В стране вполне успешно работает немало училищ, которые их готовят.

   — Во-первых, не так уж успешно. Система начальной профессиональной подготовки именно рабочих кадров в целом по стране практически разрушена. Все началось еще на заре перестройки, когда враз поменялись ценности и уже мало кто хотел учиться на токаря, фрезеровщика или слесаря. Училища мгновенно отреагировали и перестроились, начав выпускать менеджеров, программистов, бухгалтеров. Между тем, на рынке труда их столько не нужно — для них просто нет рабочих мест. Увы, но система профессионального образования не учитывает сегодня потребностей рынка. Самыми нужными на сегодняшний день являются именно рабочие специальности — самые рыночные из рыночных.

   Ели говорить о нашем городе, то таких специалистов действительно готовят несколько училищ. Но, если взять для примера Уральский автозавод, то мы увидим, что лишь двадцать процентов молодежи приходит к нам из училищ, остальных мы обучаем сами. И это неправильно, ведь ПТУ дает более глубокие познания, навыки, и не только в технике, но и в гуманитарных науках. Выпускники училищ коммуникабельны, умеют работать в коллективе, а это важно. У них выше потенциал дальнейшего профессионального роста. Сейчас очень остро стоит вопрос качества рабочих кадров, культуры производства, умения вписаться в довольно жесткую систему современного трудового рынка. Без этих качеств работники будут неконкурентоспособными.

   — Сегодня ситуация такова, что для нормальной работы ПТУ нужно вкладывать средства, и раз уж это не спешит делать государство, то должны ли об этом задуматься работодатели?

   — Не просто должны, а обязаны. Но и здесь есть свои подводные камни. Для примера. Наш завод по-прежнему является базовым предприятием для 38-го училища. Мы содержим учебно-производственный цех, а таких площадок для подготовки рабочих кадров во всей России раз-два и обчелся. Сейчас мы понимаем, как правильно поступили, преодолев в свое время эйфорию рыночных преобразований и сохранив комплекс для подготовки рабочих специальностей. Но обучение обходится нам в копеечку. Мы несколько лет в человека вкладываем, а потом его переманивают на другое предприятие. Наши затраты не окупаются, а мы не можем себе позволить обучать кадры для всех предприятий города.

   Н совещании, в числе прочего, обсуждался и механизм решения этой проблемы. Нужен налог с предприятий на подготовку специалистов и повышение их квалификации. Причем, налог не фискальный, с отправкой денег в Москву, где они благополучно растворятся и на места уже никогда не вернутся. Лучше другой вариант: работодатель вкладывает средства в конкретное учебное заведение для подготовки необходимых ему специалистов. Затраты погашают этот налог. В разных странах он составляет от 0,5 до 1,5% от уровня оплаты.

   — Если вернуться к растаскиванию кадров: раз люди уходят, значит, не все в порядке с мотивацией труда.

   — Безусловно, рабочее место сегодня должно быть привлекательным. Нужно улучшать условия труда, повышать заработную плату, развивать социальные программы. В этом году мы впервые вводим «подъемные» для ребят, которые придут к нам после училищ, техникумов и вузов — от тысячи до полутора тысяч рублей. У нас сложилась довольно эффективная система поддержки молодых кадров. Парень приходит на завод и получает «подъемные». Он уходит в армию, и мы страхуем его на пять тысяч рублей, когда он возвращается на предприятие, получает среднемесячный заработок той специальности, с которой он ушел на службу. Если человек имеет желание учиться, мы компенсируем до 70% его затрат на обучение. У него рождается ребенок — и он получает 50 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, на автозаводе работает очень мощная система повышения квалификации — в год порядка 10 тысяч наших сотрудников проходят обучение.

   — Не получается ли из нашего разговора, что получить рабочее место на автозаводе очень легко?

   — Легко, если рабочий конкурентоспособен в нынешних условиях. Общаясь с ребятами, я всегда говорю им об этом. Ведь понятно, что выпускник училища не может выполнять работу так быстро и качественно, как его старший коллега с десятилетним стажем. Поэтому, козырем молодого специалиста может стать универсальность — и именно к этому мы призываем сейчас молодежь. Нужно стремиться овладеть не одной, а двумя, тремя профессиями. Сейчас в системе профессионального образования, где финансируются лишь нищенские зарплаты преподавателей да скудные обеды, вопрос следует ставить так: к одной специальности парня готовят за счет государства, ко второй — за счет будущего работодателя, и к третьей — за счет родителей. Таким образом, выйдя из училища, молодой человек, не имеющий навыков по своим специальностям, будет привлекателен универсальностью. И вот у такого специалиста проблем с устройством на работу, в том числе и на наше предприятие, не будет.

   — Разговаривая с молодыми работниками, я часто слышал жалобы — устроившись в цех по третьему или четвертому разряду, они никак не могут добиться, чтобы их направили на курсы повышения квалификации, поскольку находятся в рамках штатного расписания собственного подразделения…

   — Наша задача сегодня, чтобы уровень квалификации рабочих был как можно выше. Прежние подходы, четко регламентирующие необходимое нам количество специалистов 5-го или 6-го разрядов по той или иной специальности, устарели. В рыночной экономике, когда жизнь постоянно ставит новые задачи, необходимо не просто привязываться к штатной сетке, а, напротив, стремиться к тому, чтобы все рабочие обладали высокой квалификацией. Эффективность такого подхода доказывает и мировой опыт, в Германии, к примеру, 43% рабочих высокой квалификации против наших 5%.

   — Это все день сегодняшний. Что день грядущий нам готовит?

   — Если мы говорим, что сегодня проблема качественных рабочих кадров стоит остро, то анализ показывает, что с каждым годом она будет только обостряться. И первая причина этого — демографическая ситуация в России. Только один факт. В этом году в пятые классы пришло столько ребят, сколько мест в высших учебных заведениях. Если все они пойдут в вузы, то система начального и среднего профессионального образования учеников не получит. И об этом очень много говорили на совещании. Проблема в том, что сегодня, на уровне государства, нет социально-экономического прогноза в развитии регионов, который показал бы, какая структура рабочей силы будет востребована через 5, 10, 15 лет. Сейчас же наше образование, от училища до вуза, не имеет ни малейшего представления о том, какова востребованность на рынке труда их выпускников. И задачи руководителей производств, цехов, отделов и управлений в том, чтобы четко видеть перспективу развития предприятия, грамотно определять потребность в новых специальностях и масшабы подготовки. Всем, от рабочего до высшего звена руководства, надо понимать, что конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от их образовательного потенциала.

   


Сергей Лихачев



назад


Яндекс.Метрика