свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 120 Уральский автомобиль Суббота, 25 октября 2008 г.

Этапы жизни, ступеньки карьеры

   Агрегатное производство во все времена характеризовалось как стабильное, устойчиво развивающееся структурное подразделение автомобильного завода «УРАЛ». И в послевоенные годы, и в лихие девяностые. Решающая роль в этом, безусловно, принадлежит самим агрегатчикам — квалифицированным специалистам, будь то рабочий или руководитель. Наш рассказ о ведущем инженере по эксплуатации и подготовке агрегатного производства Владимире Александровиче Рассомахине. Ему сегодня исполнилось 60 лет.

   Всемнадцатилетним пареньком Владимир Александрович пришёл работать на Уральский автомобильный завод. И с тех пор с предприятием никогда не расставался. Тогда, 42 года назад, молодой человек пришёл на градообразующее предприятие по совету старших товарищей, которые к тому времени уже окончили ремесленное училище и с большим энтузиазмом трудились на Уральском автомобильном. Отец, Александр Константинович Рассомахин, коренной миасец, работал на прииске гидромониторщиком. А мама, Валентина Лаврентьевна, работала сверловщицей в одном из заводских производств. Их молодость пришлась на военные годы, поэтому должного образования родители, к сожалению, не получили. Зато они очень мечтали о том, чтобы их дети, Володя и Надя, обязательно окончили вузы.

   Сой трудовой путь Владимир Александрович начал со слесаря-ремонтника третьего разряда. После окончания в 1966 году технического училища №9, новичка приняли во второй механосборочный цех автозавода в службу механика. Наставником молодого работника был слесарь-ремонтник бригады Михаил Александрович Александров, который доходчиво всё объяснял и показывал будущему специалисту.

   — В те годы большинство работников стремились во что бы то ни стало получить образование, стать высококлассными, технически грамотными специалистами, — делится своими воспоминаниями Владимир Александрович. — Бригадир Пётр Иванович Крылов всегда напутствовал нас такими словами: «Учитесь, пока молодые. Мы, дети военных и послевоенных лет, не познали радость учёбы. Сегодня для получения достойного образования есть все необходимые условия». И все старались учиться. Автозаводцы — от рабочего до руководителя — тянулись к знаниям. Несмотря ни на какие трудности и, возможно, неудобства, совмещали работу и учёбу, хотя порой это было нелегко.

   — Особенно значимым считаю тот факт, что мне довелось застать первостроителей нашего завода, которые работали здесь ещё во время войны, с первого дня основания предприятия, — говорит Владимир Рассомахин. — Опытные наладчики не считали за труд подсказать молодым, пока ещё неопытным рабочим, помочь им в решении возникающих проблем или просто ответить на производственный вопрос — доходчиво и тактично. В любое время можно было обратиться за помощью и, что самое главное, никакого психологического барьера между молодыми рабочими и стажистами — ни по возрасту, ни по опыту — не существовало.

   В1968 году Владимир Александрович от завода получил направление в Челябинский политехнический институт на дневное отделение. Первые два года учёба в институте была весьма напряжённой. Когда же начали читать спецпредметы, стало значительно легче — вся производственная теория студенту была давно знакома, ещё с техучилища. Производственную практику он проходил у себя в цехе, который к тому времени уже переехал на новые площади.

   Плучив в 1973 году диплом об окончании механо-технологического факультета ЧПИ по специальности «Технология машиностроения. Металлорежущие станки и инструменты», Владимир Рассомахин возвращается обратно в Миасс, на родное предприятие, уже в качестве инженера-механика.

   — После получения диплома мне предложили на выбор должность технолога или конструктора в отделе главного конструктора средств автоматизации и механизации, но я отказался, — отмечает Владимир Александрович. — Сразу предупредил, что пойду только на производство, мастером. И только в первый агрегатный цех. Но, к моему сожалению, вакансий не оказалось. Тогда начальник цеха Виктор Иванович Русин приложил все усилия и всё-таки добавил единицу мастера на участке «гайки-каретки». Что и говорить, участок попался очень сложный в плане номенклатуры. Была большая текучесть. За короткий промежуток времени здесь сменилось семь мастеров. Изделия, которые обрабатывались на этом участке, были собраны со всего завода. На первых порах большую помощь мне оказали начальник участка Юрий Фёдорович Степанов и контрольный мастер Зинаида Ивановна Жарова, о которой я всегда тепло вспоминаю. Также помогали адаптироваться в коллективе, ввести в курс дела старший мастер Николай Павлович Юдин и начальник бюро наладки Анатолий Николаевич Разнодежин. Ведь у начинающих в основном только теоретические знания, а основательных практических навыков ещё нет. Было большое стремление к постоянному совершенствованию, познанию новых методов работы и технологий. С первой и до последней минуты рабочее время на производстве — это, прежде всего, работа с людьми. А это значит, что нужно уметь найти подход к каждому конкретному человеку, если возникает необходимость — разрешить конфликт, производственную проблему, в короткий срок найти выход из какой-либо ситуации и так далее. Этому, к сожалению, в институтах не учат.

   Идействительно, роль среднего руководящего звена на производстве трудно переоценить. Мастер на заводе, бесспорно, — фигура заметная, значимая. Именно он создаёт атмосферу в коллективе. Производство всегда успешно там, где есть грамотный мастер, сумевший обеспечить хороший микроклимат в бригаде или на участке. В течение трёх лет Владимир Александрович был председателем совета мастеров завода.

   П словам Владимира Александровича, каждый работник цеха старался трудиться без брака. Этому способствовали и проведённая проверка оборудования на технологическую точность, и постоянная разъяснительная работа, и получившие большую популярность так называемые часы качества. Занятия в них проводили технологи и мастера цехов. Но в семидесятые у агрегатчиков заметно ощущался дефицит кадров. Особенно остро производство нуждалось в наладчиках. В сложившейся ситуации руководство приняло решение об организации курсов наладчиков. Ответственным за обучение кадров назначили Владимира Рассомахина. Совместно с отделом технического обучения была составлена программа обучения. В результате проблема с отсутствием необходимых специалистов была решена.

   Тлько за шесть лет — с 1975 по 1981 год — в первом агрегатном цехе были введены в действие 164 единицы нового высокопроизводительного оборудования отечественного производства и семь единиц — импортного. Среди них — агрегатные станки, шлифовальные и зуборезные полуавтоматы, станки с ЧПУ и автоматические линии.

   Дсконально изучив механосборочное производство, Владимир Александрович не один десяток лет проработал мастером, старшим мастером, затем начальником участка и начальником первого агрегатного цеха. Но в девяностые Владимир Рассомахин неожиданно меняет свой род деятельности. Нет, завод в эти тяжёлые — не только для страны, но и для предприятия — годы он не покидает. Директор агрегатного производства Александр Викторович Донсков назначает его заместителем директора по кадрам и быту. В течение десяти лет бывший производственник занимался вопросами строительства жилья для агрегатчиков, а также бесперебойного обеспечения продуктами питания и промтоварами своих работников.

   — Поначалу, конечно, трудно было перестроиться с производства на решение социальных вопросов и проблем. Но я старался быть полезным и в этой сфере. Оглядываясь назад, даже не представляю, кем бы я ещё мог быть, — сказал с улыбкой Владимир Александрович.

   Псле так называемого периода «самстроев» Владимир Рассомахин, начиная с 1998 года, работал в родном производстве главным специалистом по организации работы, заместителем начальника цеха раздаточных коробок, ведущим инженером по инструменту.

   Спруга Владимира Рассомахина — Татьяна Ивановна также не один десяток лет работает на автозаводе в ПОИ инженером-конструктором по технологической оснастке. А родная сестра, Надежда Александровна Смирнова, — ведущий экономист управления главного конструктора инженерно-технического центра. Но на этом список трудовой династии не заканчивается. Средний сын Владимира Александровича — Александр — начальник прессового цеха № 2.

   Вем троим сыновьям супруги Рассомахины дали высшее образование. Старший сын, Иван, окончил автоматно-механический факультет ЧПИ по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств», занимается малым бизнесом. Александр — также выпускник ЧПИ, но уже по специальности «Обработка металлов давлением». А младший сын, Пётр, сегодня учится на пятом курсе машиностроительного факультета ЮУрГУ, выбрав специальность «Промышленная теплоэнергетика». Помимо учёбы он профессионально занимается сноубордом — является инструктором международного класса. Подрастают внуки — Валерий, Илья, Сергей и младшая внучка Алёна.

   Вадимир Рассомахин прошёл все ступени профессионального роста, от слесаря до начальника агрегатного цеха № 1, участвовал в отработке технологических процессов на автомобиле «Урал-4320», техпроцессов сборки раздаточной коробки на автомобиле «Урал-5323», изготовлении узлов на автомобиль «Урал-5557», в запуске в эксплуатацию участка плунжера, а также нового оборудования и новых линий.

   Оличное знание оборудования помогает ему выполнять свою работу быстро и с высоким качеством. Став высококлассным специалистом, сегодня он с большим желанием передаёт свои знания молодым работникам, руководит внедрением элементов новой производственной системы в агрегатном цехе № 1.

   — В завод я верил всегда, даже в самые тяжёлые времена, — сказал в заключение Владимир Рассомахин. — И сегодня я в него верю. А ещё в людей, которые всег-да, несмотря ни на что, были преданы родному предприятию.

   


Юлия ПАПУЛОВА



назад


Яндекс.Метрика