свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 117 Уральский автомобиль Суббота, 18 октября 2008 г.

Здесь для завода готовили кадры

   1964 год… На Уральском автомобильном заводе освоен выпуск принципиально нового грузового автомобиля «Урал-375». Он заметно отличался от своих предшественников, как в конструкторском плане, так и по дизайну. Предприятие интенсивно развивается, идёт обновление производственной базы. В октябре 1965 года Уральский завод вступит во второй, решающий этап реконструкции: с производства будут сняты двухосные автомобили, которые выпускались более двадцати лет.

   В второй половине шестидесятых в жизни заводчан произошли большие изменения. Предприятие поднялось на новую ступень развития. Глобальная реконструкция и модернизация коснулись практически всех производств. Постепенно изменялся облик цехов, возрастал объём выпускаемой продукции, который требовал расширения производственных площадей. К старым зданиям пристраивались новые корпуса, в которых размещалось высокотехнологичное оборудование. Строились новые цеха. Заводские производственные мощности в этот период были увеличены как минимум вдвое. Уральский автомобильный набирал мощь… Его тогдашний директор, Виктор Алексеевич Гурушкин, прекрасно понимал, что без хорошо подготовленных кадров в новых производственных условиях придётся трудно. Особенно УралАЗ нуждался в высококвалифицированных специалистах среднего руководящего звена. Да и в недавно построенных цехах — прессовом № 1 и 2, агрегатном, термическом № 2, литейном № 3 и на главном конвейере нехватка кадров ощущалась особенно остро. Пустые цеха: кому они нужны без людей? А завод между тем интенсивно развивался, требовались люди конкретных профилей и специальностей. Нужно было обучать своих, заводских работников. Причём быстро и качественно. Благодаря инициативе Виктора Гурушкина в январе 1968 года вышел приказ Минавтопрома об организации в Миассе вечернего автомеханического техникума. Обеспечение в сжатые сроки Уральского автомобильного завода специалистами средней квалификации путём организации вечерней системы обучения в техникуме работников предприятия без отрыва от производства — такова была цель строительства нового учебного заведения.

   Сазать, что до 1968 года обучения рабочих кадров не было, было бы неверно. Оно велось, но только в старом городе, в автомеханическом техникуме, где были дневное и небольшое вечернее отделения. Усталые, после рабочей смены, молодые заводчане должны были потратить как минимум час, чтобы доехать на автобусе до места учёбы. Конечно же, переезд в новое светлое четырёхэтажное здание, расположенное, к тому же, вблизи завода, был долгожданным и знаменательным событием в истории техникума. Произошло это 22 октября 1968 года. Именно этот день и знаменует рождение в нашем городе нового учебного заведения — вечернего автотехникума. Своего, заводского. Его директором стал Анатолий Тимофеевич Жидков, который до этого назначения работал заместителем директора автомеханического техникума по учебной части в старой части города.

   Знятия в техникуме проводились в две смены. В первые годы здесь готовили техников-технологов по обработке металлов резанием, литейщиков, техников-механиков по автомобилестроению. Позднее в связи с возросшими потребностями завода были открыты такие специальности как электрооборудование промышленных предприятий, бухгалтерский учёт, ковочно-штамповочное производство, металловедение и термическая обработка. Вечерний техникум был образовательной базой завода, кузницей кадров, так как готовил высококвалифицированных специалистов необходимого профиля. Как только на предприятии вводилось новое производство, техникум реагировал незамедлительно. Все научные дисциплины читали педагоги с большим стажем — Анатолий Тимофеевич Жидков, Михаил Иванович Беседин, Галина Игнатьевна Наумова, Людмила Павловна Трифонова, Юрий Александрович Зеленов, Людмила Александровна Полетаева, Надежда Петровна Лазарева, Людмила Ивановна Кузнецова, Ольга Гри-горьевна Мурашова, Нина Петровна Сабанская, Галина Николаевна Рогова, Елена Николаевна Семёнова, Татьяна Борисовна Ильина, Анатолий Григорьевич Федотов, Евгения Ивановна Михеева, Александр Николаевич Звездин, Таисия Анатольевна Новожилова, Нина Витальевна Яковлева и Галина Николаевна План, а также преподаватели-совместители спецдисциплин: Михаил Петрович Зуев, Николай Васильевич Горбунов, Вячеслав Дмитриевич Колесов, Андрей Андреевич Панасько, Виктор Александрович Ланге и Григорий Дмитриевич Коростин.

   Уебный процесс был полностью приспособлен к нуждам производства. Вечерний техникум окончили немало нынешних руководителей цехов, мастеров и высококвалифицированных рабочих. Многие выпускники техникума впоследствии возглавили заводские подразделения. В их числе Александр Шарышев, Иван Ставцев, Владимир Круглов, Евгений Синебрюхов, Александр Ионов, Анатолий Воронин, Виталий Ерофеев, Александр Сиднев, Олег Князев, Пётр Плеханов и многие другие. Выпускники вечернего техникума всегда являлись отличными специалистами своего дела.

   Ввечернем автотехникуме была организована воспитательная работа, непредусмотренная учебными планами: регулярно проводились классные часы, читались лекции, выпускались стенгазеты, работали кружки технического творчества и художественной самодеятельности.

   Ообенно большое внимание руководство учебного заведения уделяло совершенствованию учебно-методической базы. В этом плане работа была проведена очень серьёзная. Лаборатории и кабинеты считались лучшими не только в области, но и в России. Они были созданы в короткие сроки и позволяли проводить сложные лабораторно-практические занятия. На плакате объяснить всё невозможно в принципе, поэтому кабинеты были оснащены многочисленными действующими моделями механизмов, агрегатов, электрифицированными стендами, изготовленными бывшими дипломниками, а также проекционной аппаратурой, тренажёрами и другими техническими средствами обучения, управляемыми с пульта преподавателя. Учитывая острую нехватку времени у «вечерников», наглядные технические средства являлись большим подспорьем в деле обучения.

   Дйствовала собственная телестудия, откуда велась трансляция по аудиториям. Библиотека и читальный зал насчитывали в своих фондах около 45 тысяч экземпляров учебной литературы. Всё это создавалось при активном участии студентов путём умелой организации технического творчества и реального курсового и дипломного проектирования (создания действующих моделей и механизмов). Техникум был отмечен высокими правительственными наградами. На протяжении многих лет он занимал призовые места в соревнованиях учебных заведений Министерства автомобильной промышленности на лучшую организацию учебно-воспитательной работы и высокое качество подготовки выпускаемых специалистов. Выпускники выполняли дипломные проекты по актуальным для Уральского автомобильного завода темам. В 1970 году в список тем дипломных проектов была включена и практическая работа. Этот год можно считать точкой отсчёта по улучшению технической базы техникума. Именно тогда в учебном заведении широко вошло в обиход выражение — курсовой проект или диплом с подтверждением. Одним словом, Миасский вечерний автомеханический техникум был одним их лучших, образцовым в Министерстве автомобильной промышленности.

   Одельно хочется сказать о большом стремлении автозаводцев тех лет к получению знаний, желании овладеть специальностью, быть технически грамотным. И всё это несмотря на то, что они совмещали работу и учёбу, у большинства были уже семьи. Преподаватели старались удовлетворить тягу к знаниям студентов с помощью дополнительных занятий, использования новейших технологий. Студентов вечернего отделения необходимо было учить так же, как и дневного, только ещё лучше. Потому что «вечерники» — люди с большим практическим опытом, но с пробелами теоретических знаний. Учиться в техникуме считалось за большую честь.

   Рководил вечерним техникумом на протяжении двадцати лет Анатолий Жидков — человек с уникальными организаторскими способностями, большой внутренней энергией, глубокими профессиональными знаниями, умеющий найти подход к любому — будь то преподаватель, руководитель или студент. Кроме того, он читал курс металловедения. Во время возведения здания техникума Анатолий Тимофеевич вникал в тонкости строительного дела. Типовой проект индустриального техникума, предложенный отделом капитального строительства, требовалось изменить и приспособить к специфике техникума, предусмотреть удобное расположение кабинетов и лабораторий. У Анатолия Тимофеевича много наград. Самую первую он получил в 19 лет. Это была медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Через 30 лет к ней прибавился орден Трудового Красного Знамени, а также знак «Отличник среднего специального образования». За огромный вклад в дело подготовки кадров для автозавода без отрыва от производства ему было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель России». При Анатолии Тимофеевиче была внедрена система защиты реальных дипломных проектов с подтверждением на базовом предприятии, а также программированный опрос учащихся. Под его непосредственным руководством методическая и воспитательная работа в техникуме была поставлена с учётом особенностей вечернего обучения студентов.

   Кк специализированное учебное заведение Миасский вечерний автомеханический техникум просуществовал до 1986 года. Когда в его здание был переведён автомеханический техникум, набор на вечернее отделение прекратился. За это время было подготовлено свыше пяти тысяч специалистов. Таким образом, учебное заведение успешно справилось с поставленными перед ним задачами. Вечерний автотехникум внёс неоценимый вклад в техническую культуру развития завода, в развитие образования всего города. За короткий срок уральский автогигант получил специалистов нужных профилей. Это было нужное дело. Сложно оспорить тот факт, что успех любого предприятия во многом зависит от степени образованности людей, которые на нём работают, непосредственно участвуют в создании той или иной ценности. И те традиции, которые лежали в основе подготовки рабочих кадров, узких специалистов нельзя считать утраченными, потерявшими свою ценность и актуальность. Они вполне применимы и к современным методам обучения нового поколения.

   Татьяна Ильинкова, главный редактор заводской энциклопедии:

   — Вечерний техникум был хорошей образовательной базой для работников завода. Знания давались прочные. Некоторые преподаватели спецдисциплин работали на заводе, поэтому имели за плечами большой практический опыт. Многие из нынешних мастеров, бригадиров, руководителей среднего звена являются выпускниками этого учебного заведения. Обучение велось в две смены, поэтому мы без проблем совмещали работу и учёбу. В техникуме не учился только ленивый. Материал объясняли вживую с помощью действующих моделей и многочисленных наглядных пособий. Преподавание велось в такой доступной форме, что студенты довольно легко овладевали всеми необходимыми знаниями. К примеру, Анатолий Тимофеевич Жидков настолько доходчиво объяснял свой предмет «Технология металловедения», что многое из теории я помню до сих пор. И это несмотря на то, что со дня окончания техникума прошло уже 35 лет и напрямую я никогда не была связана с производством. Именно в наше время началось создание реальных дипломных проектов. В вечернем техникуме бурно развивалась художественная самодеятельность, руководила которой библиотекарь — Надежда Петровна Лазарева. Мы всё успевали: и работать, и учиться, и заниматься творческой деятельностью. У многих были уже семьи. Техникум приучал человека самостоятельно мыслить, иметь активную жизненную позицию. Он действительно был для завода кузницей кадров.

   Николай Казанков, начальник цеха мостов агрегатного производства:

   — В вечерний техникум я поступил в 1970 году на специальность «Автомобилестроение». Наша группа была очень дружной. Мы принимали активное участие в КВНе, кстати, одни из первых. Особенно нашей группе повезло с классным руководителем — Людмилой Павловной Трифоновой. В техникуме она преподавала русский язык и литературу. В создании известной действующей модели техникума — болотохода — участвовали дипломники нашей группы, которые были награждены значками лауреатов научно-технического творчества молодёжи. С однокурсниками мы до сих пор организуем вечера встреч, пусть не ежегодно, но всё-таки. Встречаемся, вспоминаем радостные и незабываемые моменты нашей студенческой жизни.

   Любовь Кочкина, техник экспериментально-исследовательского производства:

   — Окончив 11 классов, я поступила в 1966 году в техникум на специальность «Обработка металлов резанием», получила диплом с отличием. Классным руководителем нашей группы была Нина Петровна Сабанская. Помню даже дату защиты диплома — 28 марта. Такой важный и волнительный день вряд ли можно забыть. На занятия в техникум бежала с большой радостью, несмотря на то, что работала, когда в первую, а когда и в третью смену. Все курсовые и дипломные работы и особенно чертежи мы делали исключительно вручную, тогда ведь ещё компьютеров не было. Мы все очень тянулись к знаниям, учились не из-под палки, а осознанно и с большим желанием.

   


Юлия ПАПУЛОВА



назад


Яндекс.Метрика