свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль Уральский автомобиль Уральский автомобиль
Вторник,
27 марта
2001 г.
№ 34
Уральский автомобиль

КОГДА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИНКТ БЕРЕТ ВЕРХ...

Фото А. Невзорова.   Пводом для встречи с сильнейшим лыжником Миасса послужил его очередной успех. Четвертого марта Андрей Морозов в напряженной борьбе победил в знаменитом традиционном сверхмарафоне «Азия—Европа—Азия», быстрее всех преодолев 70 км свободным ходом. Причем Андрей сделал это второй год подряд. До 2000 года миасские болельщики ждали победы земляков долгие восемь лет...

   Эи две победы — совершенно разные по содержанию. В прошлом сезоне Андрею предстояло доказывать, что его успех, в том числе и в победном для него классическом марафоне памяти Виктора Макеева, не был случайным. Андрей своим выступлением подтвердил, что звездная болезнь — не его удел, а победы не являются стечением обстоятельств.

   Ннешний же сезон для миасского лыжника выдался из разряда проблемных. Ряд неудач — и болельщики поспешили списать его со счетов. И вновь Андрею Морозову накануне гонки сезона пришлось доказывать любителям этого вида спорта обоснованность своих притязаний на победу. Проблема психологического толка была преодолена.

   Сгодня на суд читателей представляем интервью с Андреем Морозовым, двукратным победителем сверхмарафона «Азия—Европа—Азия».

   — Андрей, почему ты выбрал именно лыжный спорт? Ведь, если вспомнить, в конце семидесятых годов в Миассе было достаточное количество разнообразных спортивных секций. Почему, к примеру, ты предпочел лыжные гонки тому же футболу или хоккею, другим, более популярным видам спорта?

   — Мне нравятся лес и большие просторы. К тому же бег на лыжах очень разнообразен по работе и функциональной подготовке. Поэтому я считаю его более привлекательным, чем другие виды спорта. Хотя до лыж я несколько лет занимался футболом и хоккеем, а в домашнем архиве у меня имеется грамота за третье место по самбо. Но именно лыжные гонки увлекли меня настолько, что я практически сразу прикипел к этому виду спорта всей душой.

   — Ты помнишь всех своих наставников?

   — Моим первым наставником был Юрий Николаевич Копытин, у которого я прозанимался семь лет. Он воспитал во мне самостоятельность, упорство и целеустремленность, направленные на выполнение поставленных задач. Под его началом я неоднократно становился чемпионом Челябинской области в юношеском возрасте.

   Втечение следующих двух лет я занимался в Челябинске, под руководством Василия Михайловича Федорова. Этот тренер сделал многое для того, чтобы привить мне такое качество, как выносливость.

   Прейдя во «взрослый» спорт, я стал тренироваться у Василия Дмитриевича Соломатина. Через пару лет совместной работы я достиг первого ощутимого результата на сверхмарафоне «Азия—Европа—Азия», заняв второе место.

   — Гонка «Азия—Европа—Азия» нынешнего года — для тебя уже шестая. Какая из них была самой сложной —как в физическом, так и в морально-психологическом плане?

   — Самой тяжелой была третья гонка. Тогда я занял двадцать второе место, хотя готовился показать более высокий результат. Но, в силу ряда обстоятельств, я занял очень неподходящее для себя место, что было очень тяжело пережить морально.

   — Как ты себя поддерживаешь, оказываясь в таких непростых, ситуациях?

   — Стараюсь никогда не падать духом, потому что знаю: жизнь идет своим чередом. Знаю — за падением всегда наступает взлет. Главное — в это верить и к этому стремиться.

   — Прошлый сезон для тебя был особенно удачен: первое место в классической марафонской гонке памяти академика Виктора Макеева, победа на «Азии—Европе—Азии», многие другие успехи в соревнованиях различного уровня. Какие планы ты строил перед нынешним сезоном?

   — Летом я совершил попытку перейти в биатлон, не забывая, правда, и про лыжные соревнования. К примеру, я выиграл осенний кросс лыжников, к чему давно стремился.

   — Насколько переход в биатлон был успешным?

   — Мой первый зимний старт нынешнего сезона пришелся именно на биатлон. За декабрь я выступил на шести чемпионатах России и выполнил норматив кандидата в мастера спорта.

   — У Морозова-биатлониста есть будущее?

   — Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Дело не только в моем желании или возможностях, но и в финансировании. Биатлон, как известно, является более дорогостоящим видом спорта по сравнению с теми же лыжными гонками.

   — В нынешнем году, до победы в сверхмарафоне «Азия—Европа—Азия», у тебя были успехи на лыжном поприще?

   — В начале января я снова переключился на лыжные гонки, в результате чего занял второе место на чемпионате области в Златоусте, на дистанции 30 км.

   — Для многих стал неожиданностью тот факт, что ты в нынешнем году сошел с дистанции марафона памяти Виктора Макеева, таким образом отдав титул чемпиона фактически без боя. Что послужило причиной?

   — Причина опять-таки заключается в специфике биатлона. Все соревнования в этом виде спорта проходят в коньковом стиле, а гонка памяти Макеева — классическая. Но самое главное — в биатлоне напрочь отсутствует марафонская подготовка. На начальном этапе мне пришлось много стрелять и мало бегать. В результате я оказался практически не готовым к макеевскому марафону.

   — После этой неудачи некоторые болельщики разуверились в твоем успехе и стали считать, что победа в сверхмарафоне «Азия—Европа—Азия» на сей раз тебе не по зубам...

   — Несмотря на то, что болельщики разочаровались, я в него продолжал верить. Я уже говорил: нужно только поставить цель и стремиться к ее достижению. И тогда после черной полосы обязательно наступит белая. К тому же на период подготовки к сверхмарафону я полностью отказался от биатлона.

   — Как складывалась нынешняя гонка «Азия—Европа—Азия»?

   — Если честно, эта гонка складывалась для меня очень непросто. Физическое состояние было неважным. И тогда, когда по запланированному графику мне надо было уходить в отрыв от основной группы, у меня было ощущение, что сил просто нет. Надеялся на старый «багаж» и рад, что он меня не подвел. Не зря же я в прошлом году в упорной борьбе выиграл эту гонку.

   — Общий итог гонки ты считаешь удовлетворительным?

   — Не просто удовлетворительным. Это — максимально возможный результат, причем не только на моей дистанции. Я радуюсь победам других миасцев: Татьяны Поповой, которая в шестой раз стала «Хозяйкой Ильменских гор», Сергея Лисака, победившего на юниорском отрезке. Несомненный успех — выступление Павла Дворникова. Победа среди ветеранов и третье место в общем зачете наглядно демонстрируют, что у Павла есть еще порох в пороховницах и его слишком рано списывать со счетов.

   — Есть ли специфические особенности в твоей подготовке к лыжным стартам?

   — Есть одна особенность, которая заключается в питании. Я практически не употребляю мяса и продуктов, содержащих животный белкок. Это, на мой взгляд, способствует повышению выносливости.

   — Почему ты отдаешь предпочтение марафонским дистанциям?

   — Изнурительная подготовка к марафонам мне ближе по духу. Моя самая длинная тренировка продолжалась тринадцать часов. В течение этого времени я бежал кросс.

   — Думаю, что не все знают о том, что ты ежегодно участвуешь и в легкоатлетическом марафоне «Бег Чистой Воды». Причем небезуспешно. Так, в 1999 году ты финишировал восьмым. Для тебя это соревнование является лишь этапом подготовки или все-таки серьезным стартом?

   — Скорее всего, «Бег Чистой Воды» — этап подготовки, в котором мне приятно принять участие. После этих соревнований всегда можно проанализировать свой результат по отношению к предыдущему сезону и отметить, есть ли сдвиги в лучшую сторону.

   — Когда преодолеваешь дистанцию «Бега Чистой Воды», ты борешься с соперниками или с самим собой?

   — С соперниками. Внутри меня чаще берет верх соревновательный инстинкт, который иногда достаточно тяжело подчинить разуму.

   — Состояние детско-юношеского лыжного спорта в Миассе —каково оно, на твой взгляд?

   — Состояние детского лыжного спорта в городе — критическое. В частности, на стадионе Уральского автозавода его нет вообще. Это очень огорчает, так как в будущем в Миассе не будет не только выдающихся спортсменов, но и просто, физически здоровых и крепких парней и девушек.

   — Как оцениваешь потенциальные возможности подающего надежды миасского юниора Сергея Лисака?

   — Сергей — единственный в городе лыжник юниорского возраста. Со временем он может добиться достаточно высоких результатов, если проявит упорство и терпение на пути к намеченной цели. Главное — чтобы он сам желал этого.

   — Смотрел ли ты нынешний чемпионат мира по лыжным гонкам? И если «да», то на чем заострилось твое внимание?

   — Да, я смотрел чемпионат мира и был очень рад за наших ребят, которые добились достойных уважения результатов. За последние годы российская команда повзрослела в спортивном плане, несмотря на то, что остается самой молодой.

   Орицательный момент — дисквалификация финских лыжников по результатам допинг-теста. Считаю, что на Западе на это событие отреагировали достаточно слабо по сравнению со скандалом разыгравшимся вокруг Любови Егоровой в 1996 году.

   — Андрей, думаешь ли ты о будущем? Ведь, наступит пора, когда тебе придется распрощаться с большим спортом...

   — В настоящий момент я учусь на третьем курсе заочного отделения УралГАФКа, на тренера-преподавателя. Поэтому свое будущее неразрывно связываю со спортом.

   — Последний вопрос. Какие у тебя планы на окончание нынешнего сезона и подготовку к следующему?

   — Обычно я свой зимний сезон завершаю в Мурманске, марафонской гонкой «Праздник Севера». И в нынешнем году я не собираюсь ломать эту традицию. А на будущее? Поживем — увидим.

   — Спасибо, успехов тебе.

   


Д. ФЕДЕЧКИН.



назад


Яндекс.Метрика