свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru |
Ключ к кладовой, где богатства лежат <В газетах время от времени встречается словосочетание <Урал промышленный - Урал Полярный>. Где-то я даже прочла, что так называется еще один национальный проект, вроде тех, что реализуются сейчас в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве и жилищном строительстве, но только касается он непосредственно нас, уральцев. Поэтому хотелось бы узнать поподробнее, что это за проект такой, чего нам от него ждать и можно ли нашим предприятиям как-то в нем поучаствовать? Суважением Елена Кузнецова, предприниматель из Златоуста>.
- Проект <Урал промышленный - Урал Полярный> готовился очень давно, - говорит один из инициаторов его реализации на Южном Урале депутат Госдумы Валерий Панов. - Поначалу он воспринимался в Москве как местечковый, интересный только уральцам. Мол, вы там что хотите, то и творите в своем муравейнике, а на федеральный уровень с такими предложениями рано выходить. И я очень рад тому, что инициатором этого проекта выступил полпред президента в УрФО Петр Латышев, который <провел> проект по всем стадиям подготовки и реализации: сначала предложения рассматривались во всех регионах Уральского округа, потом уже <Единая Россия> провела в Госдуме парламентские слушания. А кульминацией стал VII съезд <Единой России>, на котором проект получил статус партийного. Более того, на XI Международном экономическом форуме, прошедшем этим летом в Санкт-Петербурге, проект получил государственную поддержку на сумму в 6,5 миллиарда рублей. - А как удалось убедить Москву в его важности для всей страны? - У <Единой России> на руках было несколько козырей. Во-первых, мы напомнили, что Уральский федеральный округ занимает менее 11 процентов территории страны, но при этом производит пятую часть всей промышленной продукции и генерирует половину налоговых поступлений в федеральный бюджет. Во-вторых, концентрация промышленного производства на Урале в четыре раза выше, чем в среднем по России. Но сегодня эта мощная индустриальная площадка стоит на истощенной ресурсной базе. Наши металлурги возят железную руду за 2500 - 5000 километров из Украины, Казахстана. У нас полностью отсутствуют марганцевые и почти нет хромовых руд, а без них не изготовить легированные стали. Везем руду из-за рубежа, а все это есть у нас, на севере Урала. Однако реализация нашего проекта будет иметь не только экономический, но и политический эффект. Ведь чем меньше отечественная промышленность зависит от поставок из-за рубежа, тем крепче суверенитет России. Ябы сравнил проект <Урал промышленный - Урал Полярный> с такими эпохальными событиями в истории нашего государства, как принятие в 20-е годы прошлого века программы развития энергетической отрасли (плана ГОЭЛРО) и освоение в 70-80-е годы Западно-Сибирской нефтегазовой провинции, когда вся страна строила железную дорогу Тюмень - Сургут. Тогда же разбуривались нефтяные и газовые месторождения. Зато сегодня, спустя 35 лет, Россия развивается за счет реализации этого проекта - благодаря нефти и газу, которые тогда наши отцы вывели к нам. Мне, кстати, в том проекте тоже довелось поучаствовать. Будучи студентом, я ездил со стройотрядом на Тюменский Север, строил поселок Пыть-Ях, который теперь стал городом. - Но воплощение проекта в жизнь будет проходить по новой для нашей страны схеме, когда и государство, и бизнес будут вкладывать деньги в развитие инфраструктуры и разработку новых месторождений на паритетных началах. - Да, сегодня у нас появилась возможность использовать элементы частно-государственного партнерства, новую законодательную базу. Государство профинансирует разведку полезных ископаемых, постановку месторождений на кадастровый учет. После этого государственная корпорация <Урал промышленный - Урал Полярный>, которая уже создана, организует продажу лицензий на разработку месторождений. Разрабатываться они будут за счет частных инвестиций, а государство проконтролирует соблюдение природоохранного законодательства, чтобы исключить варварское обращение с недрами и окружающей средой в целом. - И что же будут иметь, как выражаются в Одессе, со всего этого рая южноуральцы? - А что мы имели, когда в 70-80-е годы прошлого века осваивались месторождения Западной Сибири? Помните, как были загружены наши предприятия - и металлургические, и машиностроительные, и металлообрабатывающие, и производящие стройматериалы, и НИИ, и проектные институты, образовательная система: Реализация проекта <Урал промышленный - Урал Полярный> даст такой же мощный импульс. Это будет улица с двухсторонним движением: к нам сюда, на предприятия, потечет целая река денег. А мы их будем превращать в товары, и существенная часть прибыли будет оставаться у нас, пойдет на развитие нашей области. Появятся новые рабочие места, вырастут зарплаты, больше будет денег на здравоохранение, образование, социальные проекты. - Что дал проекту статус партийного? - Партийная поддержка сыграла решающую роль, начались серьезные подвижки в реализации проекта. В начале июня в Челябинск приезжал лидер <Единой России> Борис Грызлов. Перед этим он побывал в Ханты-Мансийске и Ямало-Ненецком автономном округе. И цель его визита в УрФО - посмотреть, как реализуется принятый на съезде партийный проект. А сегодня южноуральские электрометаллурги уже добывают хромиты на Полярном Урале, в Ямало-Ненецком округе, перерабатывая их в феррохром на промышленных мощностях в Челябинске. Но это только начало. В Челябинском региональном объединении работодателей <ПРОМАСС>, которое я возглавляю, 40 предприятий заявили о своем желании участвовать в реализации проекта. Когда подключатся предприятия других областей Уральского и соседнего Приволжского округов (по словам Петра Латышева, поступают предложения от пермских и башкирских промышленников), проект приобретет всероссийский масштаб. - Какие-то средства на его реализацию в бюджете предусмотрены? - Очень серьезные - 6,5 млрд. рублей. Эти деньги пойдут на геологические и геодезические изыскания. Ведь сегодня восточный склон Приполярного Урала - белое пятно на карте России. Наша страна развивалась меридианами, с запада на восток. И в этом развитии, очень энергичном и с хорошим темпом, оставались белые пятна. Сегодня, как сказал наш губернатор Петр Сумин на совещании с участием Бориса Грызлова, надо подумать о развитии широтами. И шагнуть на север. Запасы его кладовых еще во многом не разведаны, а уже разведанные нуждаются в эффективном промышленном использовании. Когда оно начнется, будут строиться новые поселки, города, дороги, мосты. В огромных количествах потребуются стройматериалы, металл, машины и оборудование - все то, что производится на Южном Урале. Иенно поэтому у нас столько желающих поучаствовать в реализации проекта. П прогнозам ученых, на Приполярном и Полярном Урале имеются залежи угля - 21 млрд. тонн, нефти и конденсата - 38 млрд. тонн, природного газа - 43 трлн. кубометров, железных руд - 3,9 млрд. тонн, бокситов - 21,5 млн. тонн, золота - 1041 тонна, марганцевых руд - 47 млн. тонн, хромовых руд - 240 млн. тонн, меди и цинка - 16,2 млн. тонн. Общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот, по предварительным оценкам, составляет 290 млрд. долларов. Этих ресурсов хватит не на один десяток лет. Поект <Урал промышленный - Урал Полярный> подразумевает разработку месторождений Полярного и Приполярного Урала, а также создание транспортного коридора. Он соединит богатые природными ресурсами северные территории УрФО с промышленными регионами на Среднем и Южном Урале. В частности, вдоль восточного склона Уральских гор планируется построить новые железнодорожные магистрали (Салехард - Надым, Полуночное - Салехард) и две автомобильные дороги (Ивдель - Ханты-Мансийск, Тюмень - Салехард). Вдекабре 2006 года в Екатеринбурге на VII съезде Всероссийской политической партии <Единая Россия> проекту <Урал промышленный - Урал Полярный> был придан статус партийного проекта. |
назад |