свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Право выбора

Россия-2010: вид из Охотного ряда

   Дпутаты Государственной Думы спланировали жизнь россиян на три ближайших года.

   6 июля завершила работу весенняя сессия нижней палаты российского парламента. Думцы трудились по-стахановски, выдав на-гора рекордное количество законодательных актов: рассмотрено 537 законопроектов, принято 222 федеральных закона (за шесть предыдущих сессий - 1957 и 753 соответственно). Напомним: эта сессия была предпоследней для Госдумы четвертого созыва, полномочия которой истекают в декабре нынешнего года. Так что парламентарии показали себя умелыми марафонцами, постепенно набиравшими скорость и сумевшими сохранить силы для финишного рывка. Как им это удалось? - За предыдущие три года депутаты Госдумы четвертого созыва научились работать, не отвлекаясь на самопиар, - считает президент челябинского регионального объединения работодателей <ПРОМАСС> Валерий ПАНОВ, представляющий в российском парламенте избирателей Златоустовского округа. - Слаженно трудились комитеты, фракции, экспертный совет фракции <Единой России>, в которую я вхожу.

   

   РСЧИСТИЛИ ДОРОГУ ДЛЯ НАЦПРОЕКТОВ

   - Какие белые пятна в правовом поле удалось устранить в минувшем полугодии?

   - Особое внимание было уделено правовому обеспечению приоритетных национальных проектов. О начале их реализации президент заявил в сентябре 2005 года. Все радостно подхватили, к примеру, идею сделать жилье для россиян доступным и комфортным. Но в 2006 году мы столкнулись с тем, что если механически накачивать денежную массу в этот проект, эффект получится обратный. Деньги пошли, а квадратных метров больше не стало. В результате выросли цены на жилье.

   Анализ этого негативного явления показал, что реализацию проекта тормозят муниципалитеты: на местном уровне не решены вопросы выделения земельных участков, оснащения их инфраструктурой. Застройщики столкнулись также с тем, что земельные участки, на которых можно возводить жилье, все расписаны по разным фирмам, фирмочкам и предпринимателям. Вторичный рынок диктует правила игры. Естественно, это тормозит строительство. Не случайно вокруг Челябинска и других мегаполисов стали появляться города-спутники. Земли сельхозназначения переводятся в земли поселения, расширяются границы существующих поселений, на месте которых строятся города со всей урбанистикой. Так проще.

   - Чтобы упростить выделение земельных участков под строительство, понадобился какой-то закон?

   - Для этого пришлось внести изменения и в Земельный кодекс, и в законы <О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую>, <Об архитектурной деятельности>, <Об особо охраняемых природных территориях> и другие.

   Ивсе это было сделано за весеннюю сессию. Зато сегодня мы можем говорить о том, что практически полностью (может быть, за небольшим исключением) удалось расчистить в законодательном плане дорогу для реализации приоритетных национальных проектов. Особенно проекта о жилье.

   

   МТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ

   - Если изучить список принятых на весенней сессии законов, то нетрудно заметить: Россия переводит экономику на другие рельсы. Сейчас она носит сырьевой характер, а задача ставится сделать ее высокотехнологичной, инновационной.

   - Да, на это были направлены и принятый нами трехлетний бюджет, и ряд других законов - <О Российской корпорации нанотехнологий>, приказ о создании которой на днях подписал Владимир Путин, о повышении уголовной ответственности за преступления, связанные с нарушением авторских и смежных прав, ряд поправок в действующие законы, призванные создать благоприятные налоговые условия для инновационной экономики. Понятно, чем это вызвано: рано или поздно запасы нефти и газа иссякнут. К тому же роль сырьевого придатка развитых стран - не для России, это достаточно унизительно для такой великой державы. Во все времена у нас были изобретатели и ученые, которые прославились мировыми открытиями.

   Дя перевода экономики на интеллектуальные, инновационные рельсы в России создаются технопарки. Недавно я посетил единственный пока на Южном Урале технопарк <ЮУрГУ-Полет>, созданный по инициативе ПРОМАССа. Свыше двух десятков предприятий самой разной направленности занимаются в нем коммерциализацией научных идей. Это первый в области бизнес-инкубатор. В нем созданы тепличные условия - льготная арендная плата за офисы, за пользование лабораторным и прочим оборудованием, бухгалтерия ведется на льготных условиях. Таким образом государство взращивает новые предприятия, чтобы потом, при продаже, окупить расходы.

   Вчем смысл инкубатора? Научная идея, изложенная на бумаге или в электронном виде, не является товаром. Товар - это то, что может купить промышленник, бизнесмен, - технология. Сегодня в нашем технопарке идет работа в самых разных отраслях: от производства медицинского оборудования и стройматериалов до изготовления корсетных изделий (нижнего женского белья).

   Сйчас у нас новая идея появилась - создать бизнес-инкубаторы по отраслям. Экономика с использованием новых технологий бурно развивается, и производству, как воздух, требуется научная подпитка. Первый отраслевой технопарк решено назвать

   <ЮУрГУ-Лайнрок>. Его цель - разработка новых технологий для завода Минплиты в Федоровке, выпускающего лучшую в России минераловатную плиту 16 видов под торговой маркой Лайнрок. Сейчас она используется для утепления фасадов, кровли. Но появилась нужда в разработке нового материала для, например, изоляции паропроводов в энергетике. Заводчане обратились в ПРОМАСС, попросили состыковать их с наукой. С проректором ЮУрГУ Сергеем Дмитриевичем Ваулиным мы обговорили первые пять научных тем, которые будут разрабатываться во вновь создаваемом технопарке.

   Фктически через технопарки мы возрождаем отраслевую науку. За последние 15 лет она пришла в упадок - в ней не было нужды. Сегодня, на этапе экономического подъема, такая нужда появилась. В ПРОМАССе мы в ближайшее время поставим вопрос о том, чтобы на всех крупнейших предприятиях создавались бизнес-инкубаторы. Это, кстати, в русле той политики, которую провозгласил наш губернатор 3 июля на совещании с полпредом президента в УрФО Петром Латышевым и руководителем РАО <ЕЭС> Анатолием Чубайсом. Он тогда сказал, что через три года Челябинская область превратится в регион инновационного развития через сеть технопарков и бизнес-инкубаторов. Так что принятые Госдумой законы по реструктуризации российской экономики уже реализуются на Южном Урале.

   

   САРТУЕМ В ТРЕХЛЕТКУ

   - Впервые в новой российской истории на весенней сессии бюджет был принят на три года - с 2008-го по 2010-й. Зачем это нужно? Мы что, возвращаемся к плановой экономике с ее пятилетками?

   - Это нужно для реализации тех пожеланий и тех ожиданий, которые есть сегодня в обществе. Мы устали от социальных потрясений и не хотим, чтобы у нас в ближайшие годы случилась цветная революция. Чтобы продолжалось развитие, плоды которого ощущает на себе большинство граждан нашей страны, нужна стабильность. Поэтому бюджет принят на три года, расписаны финансы, остается только пять процентов в каждом годовом бюджете на возможные коррективы.

   - Источник всех революций - социальная напряженность в обществе. Какие меры предусмотрены в бюджете для ее снижения? Будут ли задействованы механизмы социального выравнивания, чтобы не было такой огромной разницы в доходах, как сейчас?

   - Согласен, разность в доходах раздражает. Но самый большой раздражитель - низкое качество жизни многих россиян. А сегодня мы видим, сколько средств направляется из федеральной казны в региональные и местные бюджеты на строительство дорог, благоустройство дворов, реализацию национальных проектов. Стали лучше дороги - пусть не везде, но они строятся. <Скорая помощь> кардинально переоснастилась. (Я это по Миассу вижу: моя общественная приемная находится в одном здании со <Скорой>.) Практически в каждой школе есть Интернет. Дети, выходя из учебного заведения, умеют пользоваться и компьютером, и <всемирной паутиной>. Не надо объяснять, какие возможности в развитии им это открывает. По значению для страны и ее граждан я бы сравнил процесс компьютеризации с борьбой за ликвидацию неграмотности на заре советской власти.

   Нводится порядок с предоставлением льгот и оказанием помощи малообеспеченным. Да, многие вопросы еще не решены. Однако появилась пусть незаконченная, но какая-то система, она видна. Сегодня если полагается бесплатно оказывать какие-то услуги (транспортные, медицинские или другие), то есть источник финансирования - за это все государство платит. Положено очень серьезное начало и пройден уже первый этап становления социально справедливого общества. Того, в котором невозможен социальный взрыв, акции протеста, какие-то крайние меры. Мне, например, трудно представить, что население какого-нибудь города Челябинской области, даже проблемного Карабаша (хотя мой помощник оттуда отмечает, что благодаря совместным усилиям жизнь в городе меняется к лучшему), выйдет на улицы, будет жечь костры и перекрывать дороги. Это могут быть только политические акции спекулятивного характера.

   - Это де-факто, а в бюджете что заложено?

   - Практически удвоение расходов по разделу <Социальная политика> - с 215 млрд. рублей в нынешнем году до 396,5 млрд. в 2010-м. Планируется минимальный размер оплаты труда к концу 2008 года поднять до величины прожиточного минимума. Заработная плата в стране в ближайшие три года должна вырасти до 25 тысяч рублей, средний размер трудовой пенсии - до 5261,7 рубля, социальной - до 3881 рубля.

   Зачительные финансовые ресурсы выделяются на строительство жилья, переоснащение больниц, на систему образования, органы соцзащиты, увеличение зарплаты бюджетникам - на все те нужды, ради финансирования которых и создается бюджет.

   Гавное - контроль над эффективным использованием. Это сегодня вопрос вопросов. Президент, как вы знаете, поручил Генпрокуратуре контролировать финансовые потоки на строительство олимпийских объектов в Сочи. Есть не очень публичные документы, в которых поручается органам правопорядка не просто контролировать прохождение всех бюджетных средств, а эффективность их расходования.

   - Много говорилось о том, что бюджет может пасть жертвой предвыборных популистских обещаний. Не раздулся ли он?

   - Если бы этот бюджет делался как предвыборный, он бы не был трехлетним. Какой смысл на три года планировать, если у нас выборы в декабре 2007-го и в марте 2008-го, а бюджет до 2010 года?

   - Если не ошибаюсь, это первый бюджет, который принят в июле?

   - Да, мы впервые одобрили бюджет в весеннюю сессию. Все предыдущие годы нас вызывали в августе. Шла работа в думских комитетах, а самые первые пленарные заседания начинались в сентябре. Тогда и принимался бюджет. А потом не хватало времени, чтобы оформить все документы и Минфин мог начать финансирование с января.

   

   СЕДНИЙ КЛАСС КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ

   - А какие законопроекты Госдумой отвергнуты? Много, например, говорилось о намерении пополнить казну за счет налога на предметы роскоши.

   - Да, такой законопроект предлагался коммунистами. Он обсуждался в Госдуме, но не был принят даже в первом чтении. Потому что имеет популистский характер. Что считать предметами роскоши - то, без чего можно прожить? Но мы, например, раньше обходились без кондиционеров. Без них можно, но с ними в летнюю жару, безусловно, лучше работается. Бюджетные росписи должны быть просчитаны, показаны экономические механизмы, которые стабильно, в ровном режиме будут обеспечивать уверенный рост. А не так, чтобы в один момент все отобрать, устроить пир горой и откатиться назад.

   Вкоммунистической модели общества частной инициативе нет места. А нам сегодня надо экономическими методами мотивировать людей, понудить их к повышению квалификации, вызвать стремление зарабатывать больше. Ведь самый стабилизирующий фактор в обществе - наличие среднего класса. То есть людей, которые могли бы создать дело. Под словом <дело> в экономическом смысле понимаются новые рабочие места - оснащенные оборудованием, всем необходимым, имеющие фонд зарплаты. А государство для этого должно создать возможности. Поэтому буквально на последнем пленарном заседании Госдумы, 6 июля, мы приняли закон о развитии малого и среднего предпринимательства. В нем предусмотрены формы поддержки (финансовая, имущественная, информационная, консультационная и прочие), которые выведут малый бизнес на качественно новый уровень участия в национальной экономике, позволят задействовать его потенциал.

   Беседовала Ольга Айзенберг



назад


Яндекс.Метрика