свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | |||
![]() | |||
№ 10 | ![]() |
октябрь 2004 г. | ![]() |
![]() |
ОТ ОПИСАНИЯ ПРОЦЕССОВ К ПРОЗРАЧНОСТИ БИЗНЕСА Иак, прежде чем приступать к дальнейшему освещению заданной тематики кратко напомним читателю, о чем шла речь в предыдущей статье. В прошлый раз она была посвящена обзорному представлению современных технологий в управлении бизнесом и тех преимуществ, которые могут получить использующие их предприятия. Надеемся, что нашему читателю стало очевидно, что моделирование бизнеса и построение процессной модели предприятия с помощью современных инструментов моделирования бизнеса открывает новые горизонты, позволяя максимально улучшить бизнес. Н сегодняшний день процессный подход к организации управления бизнесом является одним из реальных способов, позволяющих существенно улучшить основные показатели предприятия, повысить его конкурентоспособность и снизить издержки. Ивестно, что процесс — это последовательность операций, заканчивающаяся результатом. Опираясь на это определение, попробуем вместе ответить на вопрос: что такое моделирование бизнеса? Поцессы объективно существуют в любой системе, в том числе в любой бизнес-системе (на предприятиях, в организациях, в компаниях). Они могут быть строго регламентированы, например, на предприятиях, связанных с производством больших объемов продукции. Тким образом, мы вплотную подошли к определению таких понятий, как «бизнес-процесс» и «моделирование бизнес-процессов». Бизнес-процесс — это набор определенных операций, который приводит к результату, имеющему ценность для потребителя. Мделирование бизнес-процессов — это документирование, анализ и разработка структуры бизнес-процессов, их взаимосвязей с ресурсами, необходимыми для выполнения процессов, и среды, где эти процессы будут использованы. Как только модель бизнес-процесса получена, можно с помощью различных аналитических методов проверить, насколько процесс оптимален и рентабелен, насколько каждая выполняемая операция оправдывает затраты и какой приносит доход (или же она является лишь бюрократической процедурой и просто отнимает время и деньги). Ипользование информационных технологий коренным образом изменило традиционное производство и сферу услуг. Содержащиеся в информационных системах данные давно стали важной составной частью операций многих предприятий. При моделировании и настройке бизнес-процессов оказалось недостаточным рассматривать информационные системы и данные только как ресурс: статус систем и данных стал соответствовать статусу процесса. Таким образом, моделирование бизнеса должно включать моделирование процессов, моделирование данных и анализ информационных систем. Поизошли и другие не менее значимые изменения. Многие предприятия осознали необходимость целостного подхода к качеству и ключевым показателям бизнеса. Впоследнее время предприятиями все чаще стали заказываться проекты по построению систем сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), так как возникла необходимость в более реалистичном взгляде на интегральную производительность бизнеса. Таким образом, модели процессов должны быть связаны еще и с целями (стратегией), и с задачами по достижению заданных результатов, при этом в них должна присутствовать информация, которая собирается в ходе выполнения процессов. Тперь уже стало не очень корректным рассматривать только простейшие отношения между отдельными компаниями: конкурент-конкурент или поставщик-клиент. Взаимоотношения между субъектами бизнеса становятся все более разнообразными и сложными, в том числе в связи с развитием электронного бизнеса. Чобы понять, как работает современное предприятие, необходимо понять не только бизнес-процессы, но также данные, системы, оргструктуру, цели бизнеса, продукты, ключевые показатели, риски, правила, интерфейсы, уровень квалификации персонала и даже внешнюю среду и корпоративную культуру. Более того, недостаточно и изучение всего этого по отдельности. Ве эти понятия имеют значение только тогда, когда они взаимосвязаны (важны именно их взаимоотношения и взаимодействия). Это и есть моделирование бизнеса. Моделирование бизнеса — это документирование, анализ и оптимизация работы предприятия или отдельных направлений его деятельности; его целей и задач, механизмов и ресурсов, используемых для их достижения; правовые ограничения и взаимоотношения со средой, в которой предприятие ведет свою деятельность. Видеале сначала должны быть определены цели и задачи бизнеса, затем разработаны процессы, которые позволят достичь этих целей, а потом уже определяются системы, организации, данные и т.д., которые поддерживают эти процессы. Это может быть сделано достаточно просто для только что образовавшихся компаний, а в работающих не первый год компаниях уже существуют сложные системы и модели данных и зачастую процессы разрабатываются вокруг «сложностей» имеющихся взаимодействующих систем, что, конечно же, не совсем правильно. Тким образом, мы плавно подошли к следующему вопросу: зачем нужно моделировать бизнес? Именения природы бизнеса не предполагают очевидной необходимости использования моделей. Для чего все-таки нужны модели? Мдели бизнеса: —вводят точность и методологичность; —обеспечивают единственное, последовательное представление; —интегрируют процессы, информационные системы, оргструктуру, информацию и данные, позволяют увидеть и проанализировать существующие взаимосвязи; —помогают оценить соответствие процессов поставленным целям; —обеспечивают информативную среду для оценки сценариев типа «а что, если?»; —создают основу для быстрого проектирования процессов и их корректировки в соответствии с поставленными целями. Дже в небольших компаниях существует большое число документов, форм и таблиц, которые показывают, как работает компания, описывают проекты и являются основой для прогнозов в отношении бизнеса. Хотя этого и не видно с первого взгляда, но реально все эти тома документов представляют собой модель бизнеса. Ткой подход очень ограничен, так как все документы и таблицы разрозненны и независимы друг от друга, и поэтому трудно найти какую-то связь между ними и показать их взаимодействие. Они не могут создать истинную модель бизнеса, которая была определена выше. Это означает, что вопрос состоит не в том, должны ли вы моделировать свой бизнес, а в том, как и в каком объеме вы должны моделировать свой бизнес. Овет на этот вопрос зависит от сложности бизнеса и от той степени автоматизации, которую бы вам хотелось иметь. Невозможно автоматизировать деятельность предприятия, если не понимать, как оно работает. Невозможно иметь сложные интерфейсы взаимодействия с другими предприятиями, если не понимать, что происходит на вашем собственном. Более того, невозможно выжить на стремительно изменяющемся рынке, если нет видения того, как должен развиваться бизнес. Тем более нет никаких шансов организовать успешный электронный бизнес, если нет контроля над процессами, системами и данными. Вобщем, каждый бизнес должен иметь бизнес-модель. Как же строится модель бизнеса? Что это такое? А очень просто, модель бизнеса это всего лишь отражение реальной ситуации, смоделированной с определенной целью. Ккие-то части бизнеса могут быть смоделированы в общем виде, другие потребуют более точного описания, для того чтобы их автоматизировать. Могие делают ошибку, думая, что если они один раз построили бизнес-модель, то она в точности изображает то, что происходит. Если это и так, то все равно необходимо постоянно обновлять модель с тем, чтобы она была актуальна и деятельность предприятия была синхронизирована с самой последней версией модели. Эффективное моделирование бизнеса, его анализ и проектирование являются основами для любых проектов по организационным изменениям или совершенствованию бизнес-процессов. Поэтому, создавая модель бизнеса, необходимо ответить на вопросы: —какова главная цель создания модели? ——какая нужна степень детализации? —каким образом будет использоваться данная модель (анализ, имитационное моделирование)? Вжен методический подход, последовательность и понимание некоторых базовых аналитических методов. Что действительно трудно, так это найти эффективные способы представления на бумаге абстрактных концепций, таких как потоки данных, метрики, последовательность операций в процессах и прочее и, что наиболее важно, взаимоотношения между ними. Оновной задачей в моделировании бизнеса является наличие целостного подхода к документированию и анализу бизнеса как единого целого. Очень важно то, чтобы каждый, кто занимается моделированием конкретных направлений бизнеса, использовал бы один и тот же подход. Далее модели могут быть соединены друг с другом или хотя бы согласованы между собой, и они должны быть понятны (при недолгом обучении) каждому, кому это необходимо. Ипользование современных методов моделирования, в особенности метода ARIS, гарантирует стандартизированный подход к описанию бизнеса, позволяет накапливать опыт и практические навыки и на протяжении длительного времени обеспечивать понимание созданных моделей другими сотрудниками. Дя чего же нужен специальный инструментарий при моделировании бизнеса? Ипользование специализированного инструмента для моделирования бизнеса не столь необходимо, но дает опреде-ленные преимущества: —поддерживается стандартный подход; —повышается качество и точность при проектировании процесса; —создается единая целостная система записей и документов, которая хранится в одном месте; —поддерживается использование общепринятой терминологии процессов; —используются различные инструменты анализа; —поддерживается многократное использование моделей; —есть возможности проводить проверку адекватности, «прогон», тестирование процессов; —является стартовой точкой для разработки программных систем или систем класса Workflow; —позволяет публиковать модели в Интернете; —поддерживается работа виртуальных рабочих групп; —упрощается обратная связь с конечными пользователями. Оним из самых сложных этапов создания общего подхода к моделированию бизнеса является обеспечение определенного уровня стандартизации. Использование методов моделирования создает основу для стандартизации, а использование инструмента дает возможность реально следовать стандарту. Мделировать можно и без использования инструмента, но инструмент сильно упрощает этот процесс. Инструменты моделирования, как правило, работают с заранее определенными графическими символами, диаграммами и связями, что позволяет пользователю следовать методологии. Поэтому важно создать свои собственные корпоративные стандарты, которые бы точно определяли, каким образом выбранный метод и выбранный инструментарий будут использоваться в вашей организации. Гамотное моделирование бизнеса способно изменить бизнес-культуру и управление процессами в компании. Мы очень часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда модели процессов создаются несколькими избранными сотрудниками, просматриваются ими, а потом соответствующие документы собираются в огромные тома, которые никто не читает. Тперь подобных ситуаций можно избежать, так как процессы и другие модели могут быть доступны всем благодаря Интернету и Интранету. Заинтересованные сотрудники могут их просматривать, оценивать и высказывать свои замечания/добавления, работая при этом как на своем персональном компьютере, так и в виртуальных рабочих группах. В итоге модель процесса становится живой, релевантной, реальной частью бизнеса и ежедневной деятельности организации. |
назад |