свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 3Май 2003 года

ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

   ДАЖДЬ МИ ЗРЕТИ МОЯ СОГРЕШЕНИЯ

   

   Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое.

   Тлько Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое.

   (Пс. 61)

   

   Втречаясь по своим делам с работником из другой организации, мне каждый раз приходилось выслушивать проведенные им подробные расследования и умозаключения по поводу прегрешений, с его точки зрения, непосредственного начальника. Фирма известная и процветающая. Работа у моего собеседника интересная и высокооплачиваемая. Но душу этого человека заживо съедает червь осуждения, отнимает все духовные силы. Фирма, где он трудится частная, заработная плата у всех работников одна из самых высоких в городе. Мой знакомый никакого другого отношения, кроме исполнения своих трудовых обязанностей, к этой фирме не имеет. С полгода я, регулярно общаясь с ним, наблюдаю одну и ту же занозу, застрявшую в душе этого, весьма неплохого человека. Постоянная душевная боль, все время и все его мысли заняты одним и тем же: анализом распоряжений неугодного ему начальника: кому и что сказал, кому отказал в кредите. Нервозность и душевный разлад у него с течением времени весьма ощутимо повысились, есть желание даже сменить работу. По большому счету, ему до того начальника нет ни какого дела – он работник очень трудолюбивый и исполнительный, его ценят и хорошо оплачивают его труд. Однако мне так и не удалось понять, какое ему дело до того, мог ли тот начальник дать своей работнице кредит в двадцать пять тысяч рублей или не мог, приобрел он новый автомобиль для своего предприятия или обошелся бы прежним.

   Вдругом случае уже далеко немолодой человек обладал таким нерасположением духа, которое также очерняло душу и усложняло жизнь и ему самому, и окружающим его людям. В этом примере развитие событий было таково, что долгое время неврастению пожилого человека старались не замечать. Изредка вскипал, пошумев, успокаивался, все превращалось в шутку. Но со временем стал до того изматывать криками и претензиями окружение в котором он находился, что его все стали сторониться а то и просто изгонять из своего общества, что, конечно, его очень обижало.

   Втретьем случае и наиболее часто встречаемым – это бесконечное жалобы мирских людей на тяготы жизни, все плохо, никто не помогает, концы с концами не сходятся. Угнетенное душевное состояние этого типа людей непременно передастся и вам, когда вы пообщаетесь с ними. Самое удивительное, пожалуй, в том, что ни улучшение материального положения, ни более интересная работа, изменить настроение «прокисших» людей не могут.

   Нвроз, депрессия стало обычным явлением нашего времени. Почему жизнь в наше время стала тяжелее, нежели во времена царя Иоанна Грозного, спрашивает нас в ниже предлагаемой работе кандидат медицинских наук, православный врач – психиатр, Д.А Авдеев. Почему святые отцы не знали такого понятия, как «неврастения»? Во все предыдущие поколения рода человеческого разве проще было жить? Всякий, умудренный духовным опытом, живя в согласии с Господом, знает, что болезни бывают «от естества» человеческого или, как сказали бы современные врачи, есть соматические заболевания, а есть недуги, вызванные бесовским воздействием, являющихся следствием поработивших человека страстей и грехов.

   Нша подборка на тему невротического состояния человека и основной причины его порождающей в обычных бытовых условиях, не предполагает рассмотрение вопроса патологии изменения психики, вызванных неблагоприятным воздействием различных вредоносных факторов: нейротропных ядов, СВЧ-поля, сильного шума и т.д.

   Одельные главы, работы автора публикуем с сокращениями по его книге «Причины психических заболеваний. Православный взгляд», издательство «Русский Хронограф», Москва, 2002 г.

   

   Д А. Авдеев.

   ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

   

   Невроз

   Вервые понятие невроз было предложено в 1776 году шотландским врачом Кулленом, и с тех пор дискуссии о сущности этого заболевания, корнях его возникновения и механизмах формирования не перестали быть менее животрепещущими. Однако это, конечно, не означает, что до Куллена неврозов вообще не существовало; их появление, как и появление болезней вообще, произошло вследствие грехопадения человека. Описание неврозов встречается уже в древнейших письменных источниках человечества. Так, в папирусах Кахун (ок. 1900 г. до Р.Х.) и Эберса (ок. 1700 г. до Р.Х.) содержатся данные о болезненных состояниях женщин, которые очень напоминают клинику истерического невроза.

   Сгодня трудно найти другое понятие в медицине, трактуемое различными научными школами столь многозначно и даже противоречиво. Невротические реакции, которые могут возникать у человека вслед за тяжелыми потрясениями, конфликтами, соматическими заболеваниями или жизненными неурядицами, весьма разнообразны. Симптомы их накладываются на личность человека, особенности его характера – отсюда и полярность взглядов на эту проблему.

   Они исследователи относят истоки неврозов к особенностям мышления человека, другие – к патологии эмоций, третьи – к нарушению процесса самопознания, четвертые – к психологической незрелости и инфантильности. Есть и такие авторы, которые склонны думать, что невроз – наследственное заболевание.

   Иак, точек зрения много, но ясности нет, наука запуталась. Произошло это, по нашему мнению, оттого, что невротическая патология, помимо всего прочего, имеет духовную основу, о которой в отечественной психиатрии не упоминалось на протяжении последних нескольких десятилетий. Безудержный рост неврозов в двадцатом веке порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками (на что неоднократно указывали исследователи), но, прежде всего, «прогрессом» общечеловеческого грехопадения.

   В все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. И трудно сопоставить, скажем, в какой степени нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последние времена? Причина, думается, одна – в нарастающем безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни.

    Оказывается, что главное в происхождении невроза не стрессы и неприятности, а личность человека. Причем личность внутренне расстроенная. Грех, как корень всякого зла, влечет за собой невротические расстройства. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение. Глубокий невроз – показатель нравственного нездоровья, духовно – душевного разлада.

   Пофессор Д. Е. Мелихов полагает, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой или с другими людьми. Невроз есть столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. «Вера же есть смирение», говорит святой Варсанофий Великий.

   Кк-то во время приема женщина, страдающая одной из форм невроза, эмоционально и многократно повторяла «Доктор, я устала болеть и хочу вылечиться любой ценой. К тому же я не понимаю, о каком столкновении желаемого и действительного вы говорили». На эти слова пациентки я ответил примерно следующее: «Господь ведает о вашей скорби, и если не спешит поменять имеющееся положение вещей, то, стало быть, и нет пока Его святой воли вот так, враз, вас исцелить. Когда, к примеру, со святыми случались неприятности, болезни или скорби, то они благодарили за то Бога и говорили: « По грехам своим приемлю». А что получается в нашем случае? «Хочу исцеления любой ценой». Вот в этом и столкновение между желаемым и действительным. Лечиться, конечно, можно и нужно, но очень важно смириться с постигшими вас болезненными обстоятельствами, считать себя достойной их и принять с благодарением. Господь о вас не забудет и выше сил потерпеть не даст. В этом нас уверяет святой апостол Павел: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение». Поэтому успокойтесь и не отчаивайтесь. Невроз – болезнь духовная. Смиритесь, и все пройдет».

   Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз – болезнь личности. Человек заболевает неврозом не вдруг, у этого недуга есть свой период предболезни. Можно нарисовать своеобразный портрет «потенциального» невротика, вернее, это будет целая галерея типов, каждый из которых имеет склонность к переходу потенциальных, скрытых болезненных сил в реальные. Одной из отличительных особенностей таких людей является стиль мышления, носящий характер безкомпромисности; в их оценках сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на контрасте: плохо – хорошо.

   Нврозы справедливо называют запущенной формой страстей (имеется в виду страсть в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души). В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость, страх и т. д.

   Дугим мощным психотравмирующим и неврогенным фактором выступает тяжелая болезнь. К сожалению, по-христиански болеть умеют далеко не все. Адекватная, мужественная реакция – «по грехам своим приемлю», на недуги встречается редко, гораздо чаще у людей в таких ситуациях возникают невротические реакции.

   Вт еще одно наблюдение. В последние годы стал очень популярным хлесткий, как удар кнута, термин «стресс». Он неизвестен разве что маленькому ребенку. Православный врач В.К. Невярович совершенно верно указывает: «В наше же время в понятие «стресс» (с психологической точки зрения) вошли чуть ли не все неприятные и тягостные для человека явления: ссора, конфликт, обида, печаль, переутомление, зависть, разочарование и пр. Границы стресса чрезвычайно размыты. Не случайно Ганс Селье, автор теории стресса, утверждал, что пока человек жив – он находится в состоянии стресса. Греховные страсти неведомы нехристианским ученым. Зато найден некий новый мистический и универсальный враг человечества по имени «стресс», с которым наука пытается бороться. Какими же способами? Самыми разнообразными – от аутотренинга, массажей, бань, транквилизаторов до путешествий, медитаций и специальной «противострессовой диеты» Сами же люди по старинке прибегают нередко к водке, а в последнее время многие пристрастились и к наркотикам».

   Нвроз (особенно некоторые его формы: упорные навязчивые состояния, стойкие страхи преследования, возможного отравления и т. д. и т. п.) может быть также следствием дьявольского ополчения. При этом больные ужасно страдают, мучаются от своих состояний, тяготятся ими, но ничего с собой поделать не могут. Кстати, сам медицинский термин «обсессия», обозначающий навязчивые явления, переводится как одержимость.

   Уподвижников Православия есть такие наблюдения: «Мудрецы мира сего, не признающие существования бесов, не могут объяснить происхождение и действие навязчивых идей. Но христианин, сталкивающийся с темными силами непосредственно и постоянно ведущий с ними борьбу, иногда даже видимую, может им дать ясное доказательство бытия бесов. Внезапно появляются помыслы, как буря, обрушиваются на спасающегося и не дают ему ни минуты покоя. Опытный подвижник вооружается сильной и крепкой Исусовой молитвой. И начинается и идет борьба, которой не предвидится конца. Человек ясно сознает, где его собственные мысли, а где всеваемые в него чужие. Вражеские помыслы часто уверяют, что если человек не уступит и не соизволит им, то они не отстанут. Он не уступает и продолжает молить Бога о помощи. И вот в тот момент, когда человеку кажется, что действительно, может быть, борьба эта бесконечна, и когда он уже перестает верить, что есть такое состояние, когда люди живут спокойно и без таких мысленных мучений, в это самое время помыслы сразу пропадают, вдруг, внезапно…Это значит – пришла благодать, и бесы отступили.

   Хчется подчеркнуть, что человек, страдающий неврозом, не лучше и не хуже остальных; его заболевание – лишь частный случай последствия греха. Человеческая природа повреждена грехом со времен наших прародителей, посему всем нам надлежит, уповая на помощь и милосердие Господне, каяться и исправляться.

   

   Депрессия

   Дпрессия (от латинского слова (dергеssіо, что означает прижимать, угнетать) – сниженное, подавленное настроение, сопровождающееся вялостью, утомляемостью, уныло-пессимистической оценкой происходящего.

   Дагноз «депрессия» выставляется настолько часто, что к нему привыкаешь как к чему-то обыденному.

   Двольно продолжительное время мне приходилось заниматься реабилитацией лиц, пострадавших от разрушительного, психодеструктивного действия тоталитарных сект и оккультного воздействия. В числе наиболее частых психических осложнений – депрессия, всевозможные фобии (страхи), тревога.

   Дпрессивные расстройства – спутник пристрастившихся к выпивкам, наркотическим средствам.

   Уыние, безрадостность, хандра, меланхолия, увы, так свойственны нашим современникам. Сегодня многие считают, что депрессия – болезнь цивилизации с ее непосильными требованиями к человеку и психоэмоциональными перегрузками. Во многом, безусловно, эта точка зрения оправдана. Существует даже такой вид депрессивных расстройств как депрессия истощения.

   Вспециальной литературе все чаще говорят об экзистенциальной или ноогенной депрессии, то есть таком виде депрессивных расстройств, который связан с утратой или отсутствием смысла жизни.

   Дпрессия – это синдром (совокупность болезненных проявлений), который встречается при многих психических и при части соматических (телесных) заболеваний. В последнем случае депрессия нередко является как бы психологической реакцией личности на угрозу своему здоровью или жизни. Например, установлено, что даже спустя 6-12 месяцев от возникновения инфаркта у 90% пациентов обнаруживается депрессия. Причины ее стойкости, как показали наблюдения, связаны с утратой смысла жизни, крахом надежд.

   Ели привести систематизацию депрессивных расстройств, то она может выглядеть следующим образом:

   Нвротические – возникающие, условно говоря, «на нервной почве» в результате нервных потрясений, конфликтов внешних и внутренних (душевных) у потенциально здорового в психическом отношении человека. Большинство исследователей подчеркивают роль личностных особенностей в формировании невротической депрессии.

   Ели говорить о лечении, то становится понятно, что невротическая депрессия – это проблема личности и лечится такой вид депрессии преимущественно духовными и психологическими средствами. Для православного человека – это борьба со страстями, шествие ко Христу путем терпения, смирения, незлобия, любви.

   Нряду с этим, конечно, важны: непродолжительный отдых, физическая активность, разумное и душеполезное общение. Нелишне будет пройти курс общеукрепляющей терапии, показаны свежий воздух, достаточный сон.

   Сматогенные – как психические нарушения в результате соматических заболеваний.

   Эдогенные – развитие которых обусловлено конституциональными факторами. Подобного рода депрессии встречаются в клинике шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, при инволюционных (возрастных) психозах. Описываемый вид депрессией не связан с ситуационными факторами и обстоятельствами жизни, но развивается «от естества». При эндогенной депрессии, в частности, наблюдаются: грубая дезорганизация личности с отрывом от реального мира; наследственная отягощенность; цикличность в течении; сезонность обострений (весна, осень – ухудшение самочувствия), более выражено ухудшение психического состояния больного в утренние часы; склонность к затяжному течению.

   Дпрессии соматогенные и эндогенная, как правило, не могут быть излечимы без назначения необходимых медикаментов. Назначает их врач психиатр. В ряде случаев требуется госпитализация и интенсивная терапия в условиях стационара.

   Ппытки ограничиваться, в данном случае, лишь наставлениями, увещеваниями практически безрезультатны. Оценивать такого рода уныние как греховную страсть – не верно. Это состояние болезненное, психопатологическое.

   Срытые (маскированные) – которые проявляются различными телесными недомоганиями (боли в сердце или в желудке, головные боли и т.п.). В данном случае не депрессия сопровождается телесным недомоганием, а это самое недомогание и является проявлением депрессии. Приведу пример.

   «Уважаемый доктор! Мне трудно даже перечислить свои недомогания, но мне очень тяжело. Сильно болею уже три года. Меня мучают щемящие боли в сердце, тошнота, аритмия, головокружение. Я была у многих врачей: терапевта, хирурга, невропатолога... Никто не смог мне помочь, а работать становится все тяжелее. Единственное, что меня поддерживает, – это сочувствие мужа и его помощь: ведь дома я ничего делать не могу. У меня есть еще сопутствующие болезни – язвенная болезнь, мочекислый диатез, остеохондроз. Доктор, прошу Вас, если это возможно, помогите...»

   Вт с таким заранее подготовленным письмом пришла на прием молодая женщина с усталым и изможденным лицом. Выяснилось, что язва двенадцатиперстной кишки у нее давно зарубцевалась, и терапевты не видят причин для беспокойств. Мочекислый диатез был выражен незначительно. Лечение остеохондроза принесло пациентке лишь незначительное облегчение. Ни один из консультантов не поспешил признать ее заболевание «своим», но практически все рекомендовали обратиться к невропатологу или психиатру.

   ...Прочитанное письмо и обстоятельная беседа с пациенткой не оставляли никаких сомнений в том, что, женщина действительно больна. Ее заболевание не было миражом, но больна она была, судя по всему, отнюдь не телесным недугом, а душевным, хотя сама больная психически нездоровой, естественно, себя не считала. Если соматические недуги пациентки в данном случае оказались мнимыми, то боль, которая заставляла упорно обращаться чуть ли не ко всем врачам поликлиники, была вполне реальной и ощутимой. Оказалось, что заболевание женщины есть не что иное, как «скрытая» или «маскированная» депрессия.

   Нзвание болезни говорит о том, что депрессия, о наличии которой сама пациентка все эти годы и не подозревала, как бы скрывалась за несуществующими телесными недугами, имитируя их симптомы, маскируясь в чужие одежды.

   «Маски» депрессии чрезвычайно многообразны, и распространенность скрытой депрессии велика. Заболевание встречается у 10-30 процентов от общего числа пациентов, посещающих общемедицинскую сеть наших поликлиник. Как правило, поражается самый работоспособный возраст – 21-40 лет. И с контингентом «непонятных» больных могут встретиться врачи различных специальностей.

   Срытые депрессии также требуют приема лекарственных средств.

   Зачительная часть депрессивных состояний – следствие греховного образа жизни, следствие губительного действия греха на душу человека. В первую очередь эти слова относятся к невротическим депрессиям, которые, как будет показано ниже, сродни греховным страстям печали и уныния.

   Здолго до научных психиатрических наблюдений касательно происхождения невротической депрессии святые отцы очень точно и достоверно описали этот душевный недуг, определив его греховными страстями уныния и печали. Так что в этом случае диагнозу медицинскому соответствует диагноз духовный. А всякая страсть еще более «подогревается» бесами, находящими в ее недрах себе прибежище.

   Дпрессия – своего рода сигнал души о ее неблагополучии, бедственном положении. Но это не плач о грехах, а мучение нераскаянной души, которой демоны нашептывают: «Все плохо, надеяться не на что...»

   Н не всякая печаль греховна. В дни горести и в часы печали человек становится равнодушным ко многим страстным движениям своей души. Честолюбие, деньги, чувственные удовольствия – все это в такие периоды жизни отодвигается на задний план. Как в счастье человек скоро забывается, так и в несчастии он волей-неволей обращает свои мысли к самому себе, глубже и лучше осознает свою греховность.

   Н если этого нет, если печаль для печали, а покаяние подменяется невротическим «самоедством», которое кроме разрушения ничего не дает душе, то такая печаль – греховная страсть.

   Кнечно, и ложь, и низкая клевета, и обиды не приносят душе радости. Но если человек, а тем паче христианин, ими совершенно сломлен и длительно пребывает в печальном настроении или, более того, в состоянии отчаяния, полной потери самообладания, надежды на милость Божию и веры в святость Промысла Божия о человеке, то это отнюдь не христианский настрой, это уже грех. В таком случае и лукавый так и ждет, что человек оступится и ввергнется в пучину тяжких переживаний и тоски.

   Пчаль – это всегда сожаление (о потерянном, не осуществившемся и т.п.). Унынию же зачастую предшествуют леность, праздность, чрезмерное любление комфорта, самовлюбленность.

   Геховные страсти взаимосвязаны и находятся во взаимном влиянии друг на друга. Так гордость и тщеславие «поддерживаются» чревоугодием и блудом, а также все эти страсти связаны со сребролюбием. А результатом этого «содружества» являются: гнев, печаль, уныние. Образно говоря – синдром «разбитого корыта».

   Уыние, печаль подстерегают того, кто не обрел крепкую веру в Бога. Эти страсти зачастую хозяйничают душе тех, кто, отвергая Небесное, н крепко прилепился к земному. То есть в своей глубинной основе невротическая депрессия – следствие неверия в спасительный Промысл Божий. Скорби и страдания в этом случае для человека что-то отвратительное, совершенно ненужное. Собственно говоря, это закономерное следствиё философии гедонизма, жизни «в свое удовольствие», к которой стремятся очень многие.

   Пи невротической форме депрессивных расстройств определяется ее самая непосредственная связь с морально-нравственным состоянием человека. Как врач я, конечно, облегчаю страдания пациентов медикаментами, беседами, да и просто человеческим участием, но удовлетворение при приеме больного наступает лишь тогда, когда заходит разговор о душе, о вере, о покаянии. С согласия пациента и по его желанию мы пытаемся оценивать симптомы болезни с духовных позиций.

   Еинственно правильный путь к исцелению от нервности, уныния, печали и обретению душевного мира лежит через истинную Православную веру, покаяние и исправление своей жизни согласно заповедям Божиим. Главное для человека – понять греховные истоки своего психического состояния, глубоко осознать свою немощь, возненавидеть демонические грехи гордости, тщеславия, гневливости, уныния, лжи, блуда и захотеть изменить себя, с искренним покаянием обратиться ко Господу.

   Итинная причина депрессивных расстройств, как правило, заключается в совершаемых человеком грехах, Святые отцы считали, что в основе всех душевных страданий лежит гордыня. Поэтому, чтобы избавиться от невротической депрессии, надо стремиться обрести смирение. Завышенный уровень притязаний человека, не осуществившихся в его жизни, конфликт между желаемым и действительным, всегда оставляют в душе чувство неудовлетворенности, печали, горечи, досады.

   Уержим в сердце своем дивные и великие слова святого апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Исусе (1 Фес. 5, 16).

   Саринная французская пословица гласит: «Каждый стареет так, как он жил». В этих словах заложен глубокий смысл. Тело с каждым годом стареет, но душа... Душа нематериальна, и если она пребывает с Богом, то к старости приносит обильный плод

   Пемудрый Сирах изображает действование премудрости, как она сначала мучит и испытывает любимца своего, потом обращается к нему, возвеселяет его и открывает ему тайны свои (Сир. 4, 18 и далее). Это последнее – характер духовного мужа. Мужу мы приписываем твердость, степенность, непоколебимость, опытность.

   Сященник и врач о. Валентин Жохов о зрелом христианине пишет: «Перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивые чувства. Таких христиан с иконописным ликом можно встретить именно среди православных. Благообразие не приходит само собой, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней».

   Оин мой давний приятель рассказывал, что он долго искал Истину, размышлял о вечности, но окончательно утвердился в Православии после того, как встретился взглядом с пожилой женщиной, возвращавшейся с церковной службы. «Сколько простоты, скромности, благородства было в ее внешности, походке. А в глазах было столько доброты!» – вспоминал он.

   Нверное, многим православным знакомо то волнительно благоговейное чувство, которое испытываешь, общаясь с опытным старцем, духовником. На сердце после таких встреч сладость, мир, покой. Однако большинство теперешних пожилых людей – дети тридцатых-сороковых годов. Год за годом, десятилетие за десятилетием в их душах наводили атеистический «порядок». Партия, комсомол прививали им своим ценности.

   Преосмыслив жизнь с течением времени, особенно в последние годы, кто-то из них пришел в храм, покаялся, обрел Бога, а иные продолжают быть верными идеалам юности, тратят время и увядающие силы на митингах, клеймят последними словами власть, полны обиды и разочарования.

   Пчаль становится для них так же естественно, как дыхание. Еще бы, по-человечески их можно понять: жизнь прошла, а справедливость так и не найдена. Должности и заслуги – в прошлом, деньги обесценились в ходе реформ. Душа скорбит тревожится; ощущение надвигающейся немощности, страх и горечь реального или воображаемого одиночества лишают ее мира.

   

   ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

   Нблюдая в нашей повседневной и безмерно суетной, почти сплошь бездуховной жизни зарождение, развитие и итог различных человеческих конфликтов, каждый раз не устаешь удивляться премудрости святых отцов. Они оставили нам ко спасению нашему свой богатый духовный опыт, полученный ими в великих трудах и неустанной молитве. Какую проблему, волнующую нас сегодня, мы не затронули бы, а она уже сотни, тысячи лет как изучена, проверена и даны назидания по ее предотвращению. Спросим себя: «Есть ли что-то более ценное для нас в этой земной жизни, чем душевный покой? Можно ли его купить или обменять на деньги, власть, имущество?» Пусть каждый ответит на этот вопрос по своему расположению. Однако же будем всегда помнить данную нам премудрость, что душа наша только тогда покойна, когда не омрачена укорами нашей совести, когда образ жизни нами принят по заповедям Творца, в согласии и с Его святой волей. Достичь это возможно только великими духовными трудами и с упованием о Господе. Будем же всегда хранить в душе как великую ценность следующие просьбы ко Господу, данные нам святыми отцами, не столько для облегчения земных тягот, хотя и это важно, но сколько важнее для пребывания в вечности души нашей:

   Гсподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения сребролюбия и празднословия отжени от мене.

   Дх же целомудрия ,смирения , терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

   Е, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь.

   

   

   В Шаронов

   НЕ БУДЕМ ИУДАМИ

   Вдём себя порой мы как иуды,

   Н свято верим, что идём с Христом;

   Хтим, чтоб совершил для нас Он чудо,

   Кк те, кто распинал Его крестом.

   

   Ео чудес простых не замечаем.

   Вт, к слову, наша жизнь – не чудо ль есть?

   Н мы материального желаем,

   Тго, что можно трогать или съесть.

   

   Хистос нас учит, как молиться Богу,

   Быть кроткими, не пребывать во зле.

   КНебесному Он Царству звал в дорогу,

   А мы хотим то царство на земле.

   

   Кль на земле богатства собираем,

   Гех сребролюбия стал небольшой,

   Имы уже земным довольны раем,

   Н стали нищими не духом, а душой.

   

   Н Небесах богатств коль не скопили,

   Нйдется ль место там для нас – вопрос.

   Гехов же наших тучным изобильем

   Вовь распинается Исус Христос.

   

   О грешная душа, скорее кайся,

   Пка не наступил твой смертный час,

   Сезами, как блудница, обливайся,

   Чобы Христос простил… который раз!

   

   Орекшись благ земных, давайте проще

   М будем жить, и думать лишь о том,

   Чоб не в осиновой остаться роще,

   А, как апостол Петр, быть со Христом.

   

   Г Юдин

   СЛЕДЫ

   Сарый человек, умирая, вдруг увидел во сне всю свою жизнь в виде цепочки следов на песке, а рядом с его следами шли еще чьи-то следы.

   – Да ведь это Господь рядом шел! – догадался старик.

   Н, к огорчению своему увидел он также что в тех местах его жизни, когда особенно тяжело ему было, только одни следы отпечатались на песке.

   – Как же так, Господи? - с укором сказал старик. – В самые трудные годы бросал Ты меня!

   – Нет, – ответил Господь с небес, – в те годы Я тебя на руках нес…



назад


Яндекс.Метрика