свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|
№ 3 | Май 2003 года |
М. КОРОБЕЙНИКОВА. К ЮБИЛЕЙНОЙ ДАТЕ Вэтом году исполняется 90 лет со дня освящения храма Успения Пресвятыя Богородицы в Томске. Пчти век старообрядцы молятся здесь. Не одно поколение сменилось за это время. И сейчас, к сожаленью, мало кто из прихожан знает историю своего храма. Наши боголюбивые предки хорошо осознавали значимость памятных событий и сохранили для нас исторические свидетельства того времени. Благодаря их стараниям нам известны некоторые события. ВСибири старообрядцы стали обосновываться с первых десятилетий существования раскола. Как известно, до дарования религиозных свобод в 1905-06 гг. не было возможности открыто исповедовать свою веру. Как правило, службы совершались в тайных, хотя и прекрасно обставленных моленных, устраиваемых в домах влиятельных старообрядцев. Некоторые моленные, например дом купца Мыльникова, служили центром не только для Томичей. Сюда съезжались для молитвенного общения практически со всей губернии, включая отдаленные поселения на Алтае. После выхода решения о том, что для общественного богослужения в частном доме не требуется разрешения властей, была устроена моленная по ул. Солдатской (ныне Красноармейская), где старообрядцы молились до постройки храма. Вскоре к ней пристроили флигель с жилыми помещениями для священника и псаломщика. В 1902 г. сделали иконостас. Сарообрядцы смогли почувствовать себя немного свободнее только после выхода Императорского Указа от 17 апреля 1905 г. «О началах веротерпимости» и правительственного Указа от 17 октября 1906 г. «О порядке устройства общин». В частности, в последнем отмечалось, что общинам предоставляется право « …сооружать храмы, молитвенные дома, учреждать богоугодные заведения и школы, приобретать и отчуждать для осуществления целей общины недвижимые имущества, образовывать капиталы, заключать договоры, вступать в обязательства а равно и искать и отвечать на суде…» (Законоположения о старообрядцах и сектантах. Харьков,1911). Содержание храмов, молитвенных домов, богоугодных заведений, хранение принадлежащих общине капиталов и имущества, возлагалось на советы старообрядческих общин, избираемых на общем собрании. Для строительства храмов, молитвенных домов, скитов и обителей требовалось разрешение губернатора или градоначальника. Для выдачи разрешения на строительство община была обязана предоставить постановление общего собрания с ходатайством о постройке. В предоставляемом проекте должны были быть соблюдены все технические требования, предъявляемые строительным уставом. Этот короткий период справедливо называют «золотым веком» старообрядчества. Как писал один из известнейших старообрядческих писателей Ф.Е. Мельников, это была «своеобразно-стильная», «торжествующая эпоха», в которую старообрядчество заявило о себе необычайно мощно. В самом деле, за чуть более чем десятилетний период старообрядцы смогли выстроить, без посторонней помощи, сотни(!) церквей. Многие из них были чрезвычайно ценны по своей архитектуре, «древнему стилю», по затраченным на них «огромным суммам». Томская церковь не является в этой связи исключением, несмотря на то, что здание храма строилось по проекту (не сохранившемуся на сегодняшний день), который неоднократно применялся в строительстве старообрядческих церквей в начале XX века. Тем не менее, это позволило старообрядцам не только сохранить, но и «…существенно продвинуть качественную сторону храмового строительства и фактически восстановить в общественном сознании средствами архитектуры утраченную за сотни лет гонений православную сущность старообрядчества…» (4). Тмскую общину зарегистрировали в губернском управлении 21 февраля 1907 г., спустя четыре месяца после выхода указа о порядке регистрации старообрядческих общин. Деятельность общины распространялась на г. Томск и ближайшие регионы. Через некоторое время число приходов возросло. Томск стал не только епархиальным, но и благочинным центром. 22 марта Томское губернское управление утвердило список членов церковного совета, избранного общиной, а 22 июня того же года, городская Дума единогласно приняла решение об отводе старообрядческой общине участок городской земли в количестве 1200 квадратных сажень по ул. Алексее-Александровской (ныне Яковлева) для постройки церкви и училища. В 1909г. была совершена закладка храма. Городские власти не позволили старообрядцам совершить крестный ход на место закладки храма, не смотря на «дарованные правительством свободы». Оновными строителями были приехавшие несколько семей из Самарской губернии, которых не устраивала там малоземельная жизнь. Все они приняли горячее участие в строительстве нового храма, в том числе и в финансовом отношении. Это были два брата Филипповых: Порфирий Егорович и Карп Егорович с сыновьями, Шашев Николай Егорович, Глухов А.Ф. и прочие благотворители, имена которых история, к сожаленью, не сохранила. 14 мая 1912 г. на новый храм были подняты кресты. Вот как это событие было освящено в журнале «Церковь». В этот день «в местном храме отслужил Божественную литургию епископ Иоасаф томский в сослужении местного священника Трифона Сухова и приезжего диакона из Барнаульского уезда о. Никиты Максимова. После литургии предполагалось совершить крестный ход к новостроящемуся храму для поднятия крестов, но вследствие больших дождей дорога оказалась очень грязной, поэтому решено было… совершить торжество лишь на месте. Вчас дня…при многочисленном стечении народа был совершен молебен святой Троице с водоосвящением. По совершении молебна кресты были окроплены святой водой, после чего их стали медленно поднимать на приготовленных блоках. Певцы стали петь стихеру «Крест возносится…» Когда же стали водружать кресты, певцы запели «Крест воздвизаем на нем вознесенному…». А в заключение всего был пропет светилен «Крест хранитель всей вселенной». Псле водружения крестов диаконом Никитой М. было сказано «Царское многолетие», затем местным священником о.Т.Суховым была сказана прочувствованная, приличествующая торжеству речь о храмосоздательстве, в которой он призывал и впредь быть усердными к построению святого храма. Во время речи многие плакали, потому что их сердца были тронуты горячим призывом священника и небывалым до сих пор торжеством. Пстройка храма производилась на пожертвования прихожан общины и некоторых благотворителей. Однако, за малочисленностью прихода, работа по завершению строительства пока приостановлена». Сроительство храма Успения Пресвятыя Богородицы было окончено в 1913 г. «14 сентября был совершен крестный ход по главным улицам города к новому храму для поднятия колоколов. Погода благоприятствовала торжеству. На месте поднятия колоколов совершено освящение воды, и по окроплению святой водой большой колокол медленно подняли на колокольню при пении «Благовествуй земле радость велию». Пел хор любителей из детей и взрослых, организованный уставщиком С.Г. Агеевым. После всего священник о. Трифон Сухов сказал речь о значении колоколов при христианских храмах и в заключение благодарил благотворителей, основным из которых был К.Е. Филиппов. Н следующий день, 15 сентября, после литургии был совершен вторичный крестный ход для перенесения святыни в новый храм. 22 сентября томские старообрядцы праздновали торжество освящения храма. Освящение совершал епископ Иоасаф томский и алтайский в сослужении 8-ми священников, диакона и 4-х стихарных. Тперь старообрядцы – Томичи радуются. Подходя ко храму и слыша несущийся с него мощными волнами звон, они приходят в восторг и плачут от радости, ибо случилось наяву то, о чем предки наши и не помышляли…»(3). Итория томского старообрядчества не может быть полной без упоминания священников, служивших здесь в течение многих лет. До 1908 г. постоянного священнослужителя не было. Приход обслуживали о.Иоаким Черноусов, о.Георгий Шарыпов. В 1908 г. сюда был направлен на постоянное служение о. Трифон Сухов, уроженец Нижегородской губернии. Время служения о. Трифона (в последствии епископа Тихона) смело можно назвать расцветом старообрядчества в Томске. Прежде всего, в эти годы был построен храм. о.Трифон большое значение уделял духовному развитию прихожан. В 1913 г. была организована школа, где изучалось церковно–славянское чтение и Закон Божий. В воскресные вечера проводились духовные концерты, на которых преобладало живое общение, сопровождающееся пением стихов и стихер. Знятия прекратились в 30-х годах, в период массовых репрессий. Священников выселяли из домов и арестовывали, церковные дома использовались для нужд городских властей. Только в 1942 г. церковь была вновь возвращена старообрядцам. Долгое время в томском храме служили священники пожилого возраста, которые по состоянию здоровья не могли вести активную деятельность. Периодами приход оставался без постоянного пастыря. В конце 1980-х г., когда в Томск на постоянное служение был благословлен молодой священник о. Геннадий Коробейников, духовная жизнь храма стала постепенно развиваться. Псле долгого перерыва возобновилось проведение воскресной школы для детей и взрослых. В основу было положено изучение крюкового пения. Начинали с разбора помет, крюков, голосовых и крюковых упражнений. У детей была прекрасная возможность полученные знания закреплять регулярным присутствием на службе. Каждое занятие завершалось исполнением различных стихов и рассказом из Жития святого, приходившегося на день. Занятия посещали около 20-ти человек. Не все из них с легкостью усваивали премудрости крюкового пения, но все без исключения приходили с удовольствием для общения. Матушка Анна умела создать такую атмосферу, что каждый мог найти применение своим способностям. Она была единственным учителем. Совмещать руководство клиросом и каждое воскресение 2-х часовое занятие после службы было нелегко. Поэтому, просуществовав чуть больше года, воскресные занятия на какой-то срок прекратились, в виду отсутствия желающих и умеющих продолжить нужное дело. Шола, проводимая м. Анной, сплотила молодых людей томского прихода. Они часто собирались либо у кого-то дома, либо выезжали на природу. Но многие из посещавших воскресную школу, желая усовершенствовать полученные знания, дополнительно занимались крюковым пением. Сейчас эти люди могут заменить отсутствующего уставщика и провести грамотно службу. Нмного позже дети 7-10-летнего возраста стали заниматься отдельно. Они изучали церковно-славянскую грамматику, познавали азбуку, славянские цифры, особенности церковного чтения, Закон Божий, последовательность и значение церковного Богослужения. Также пели стихи и слушали Жития святых. Кроме этого, прошло несколько занятий по изучению истории старообрядческой церкви, томского прихода. Сбирь находится слишком далеко от центральной части России, здесь более суровые климатические условия, нравы. Не даром Сибирь называют местом ссылки. Несмотря на то, что уже в 80-е годы прошлого столетия к старообрядцам относились достаточно терпимо, здесь, в Сибири, особой терпимости не наблюдалось. Этим объясняются медленные темпы внешнего и внутреннего украшения храма. Сейчас, по прошествии 90 лет со дня освящения, церковь находится почти в том же состоянии. Иконостас маленький, временный (как считали наши предки во время перенесения святыни в новый храм) остался до сих пор постоянным. Случилось это не по нерадивости и пренебрежению, а по материальной немощи прихожан. Посторонняя помощь оказывалась крайне редко как в то время, так и сейчас. Ндо отдать должное городским властям, в настоящий момент старообрядческий храм Успения Пресвятыя Богородицы признан архитектурным памятником деревянного зодчества и находится под охраной государства. В связи с этим администрация города выделяет небольшие суммы на реставрацию храма, так как дальнейшее оттягивание капитального ремонта грозит его потерей. Уивительно что, простояв почти век, храм еще существует. Удивительно это потому, что здание много пережило за свою историю. Во время войны храм использовался под склад продовольственных продуктов. Сторож топил печь иконами и книгами. О сохранности самого здания не было и речи – все это не могло не отразится на состоянии храма. После войны церковь отдали старообрядцам. И только в 90-ые годы силами прихожан был обновлен фундамент, заменены косяки и оконные проемы, выровнены стены, возвращена в прежний вид колокольня и колокола. В эти же годы было начато строительство дома, на территории церкви, закончить которое удалось только в 2001 г. ВТомске многие студенты, аспиранты, ученые историки и этнографы проявляют научный интерес к старообрядцам. Интересует их прежде всего то, как удалось людям сохранить свою Веру, испытывая постоянно многочисленные препятствия? Нередко они приходят в храм за ответами на нескончаемые вопросы, и, некоторые из них становятся участниками церковной жизни. Дмая о будущем старообрядческой церкви, мысленным взором обращаюсь и к молодым людям, вновь пришедшим в храм, и к маленьким детям, подходящим ко причастию каждое воскресение. Как важно, чтобы и через десяток лет эти уже повзрослевшие девочки и мальчики, стояли на клиросе, пением и чтением украшая церковную службу.
1 Сибирский старообрядец. №14, 1998г. 2 Н.А. Старухин, Е.А. Долнакова. Архитектура и строительство Сибири. Новосибирск 2003г. (в печати) 3 Церковь. 1912г, 1913г. 4 А.П.Долнаков. Особенности современного храмового строительства сибирских старообрядцев//Проблемы историко-культурного наследия Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997 5 Личные воспоминания м. Ангеляры, живой свидетельницы приходской жизни томской старообрядческой общины. |
назад |