свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 3Май 2003 года

ЕП. АРСЕНИЙ УРАЛЬСКИЙ. КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ. ГЛАВА ПЯТАЯ "ОБ ИМЕНИ ЗВЕРЯ, СИРЕЧЬ АНТИХРИСТА"

   Хистос, Господь Бог наш, имеет много имен: Исус, Слово Божье, Восток, Еммануил, великого совета Ангел. О Исусе ангел сказал Богородице: «И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Исус» (Лк. 1,31). Исаия же пророк глаголет: «Се Девая во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7,14; Мф. 1,23). Там же сказано: «нарицается имя Его велика совета Ангел». Также и ирмос поется: «Бог сый мира Отец щедротам, великаго совета Ти Ангела, мир подавающа послал еси нам» (глас 1, песнь 5). И еще ирмос: «Исаия ликуй, Девая бо име во чреве и породи Сына Еммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему» и прочее (глас 5, песнь 9).

   Иеще много имеет Христос имен. Нарицается Жизнь, Свет, Пастырь, Овча, Камень, Путь, Мышца, Дверь, Агнец и прочее. Еще же нарицается Тельцом, Львом, Единорогом, Солнцем, и Звездою утреннею, и Денницею, и прочими многими. Все же сии имена Христовы показывают нам Его благоволение к нам, правду и избавление, владычество Его и смирение, и прочие устроения. Так и антихрист имеет много имен из-за своего злонравия и лукавства, гордости и лютости, и прочих коварств.

   Сятые писания нарицают его змием, зверем, львом и зверем семиголовым, врагом, губителем, диаволом и сатаною, и бесом преисподним, супротивником и супостатом, человеком греха и беззакония, мерзостью запустения, сыном погибельным и беззаконным, злым вождем, агнцем неправедным, древним завистником, истовым пакостником, и прочими таковыми. Однако из сих имен некоторые суть общие, ибо во Святом Писании теми именами могут назваться и называются не только антихрист, но и предотечи его, еретики и мучители, и прочие злые и беззаконные люди. Потому есть некое собственное имя, которое свойственно ему самому, одному антихристу. Но сие имя нигде не написано в святых книгах. Только святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе показывает по счету число сего имени, говоря: «<Тогда> никто же возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание или имя зверя, или число имени его. Зде мудрость есть – иже имать ум, да сочтет число зверино, число бо человеческо есть, и число его 666» (Откр. 13,17-18). «ТОЛКОВАНИЕ. Истинное число имени его, как и прочие писания о нем, явит время и исследование тем, кто будет тогда бодрствовать. Ибо если бы была нужда явно разуметь таковое имя, то узревший его открыл бы, но не изволила Божественная благодать, чтобы во святых книгах было написано пагубное имя его. Исследованием же можно найти в сем числе много имен на языке греческом и на ином: лампетис, венедиктос, злой наставник, истовый пакостник, древний клеветник, агнец неправедный. Ибо наречется сими именами, соответствующими его лести, полагая свою славу в постыдном» (Толковый Апокалипсис древлеписьменный, гл. 13). В Сказании святого Андрея Кесарийского, напечатанном в Киево-Печерской лавре, дано такое толкование сим именам: «Лампетис, сиречь освещенный, теитан – солнце, латеинос – латинник, венедиктос – благословенный, по подобию воистину Благословенному Христу Богу нашему. Какос одигос – злой наставник, палаи васканос – древний завистник, алифис влаверос – вредитель истины, амнос адикос – неправедный агнец». О том числе имени антихриста святой Ипполит глаголет в Большом соборнике: «Думаю, что я не знаю точно сего надписания (666), ибо много имен обретается в сем числе: злой вождь, агнец неправедный, древний завистник, великий разрушитель, Титин – преисподний бес». И сие об имени антихриста.

   Нкоторые же говорят, что сие число 666 не имя обозначает, но время пришествия и убиения антихриста. Однако святые отцы, Ипполит Римский и Андрей Кесарийский, не о годах рассуждают, а об имени его. Таковое же сказание святого Иринея <Лионского> обретается в древлеписьменных апокалипсисах (зачало 38), если и не во всех, то во многих. Есть же и собственный Толковый Апокалипсис сего святого Иринея.

   Тким образом, святые отцы о сем числе 666 двояко рассуждают: некие рассуждают об имени антихриста, как мы сказали, а другие о времени пришествия его. Потому нужно, не отвергая, принимать оба <толкования>. Однако потребна немалая мудрость, чтобы сие число перевести в годы и начать исчисление исполнения лет от какого-нибудь времени. Посему и Богослов сказал о сем: зде мудрость есть. Ибо, если кто будет считать от времени воплощения Слова Божьего, то ясно, что год 666 давно уже прошел и окончился близ Шестого вселенского собора (680 г.) и от нынешних времен далеко отстоит. Потому познается, что не от того времени считать надлежит. Если же кто будет вновь считать от Рожества Христова и положит пред числом оным тысячу лет, то всего числа будет 1666 лет. Однако такое разумение будет несогласно с вышереченными святыми отцами, Иринеем, Ипполитом и Андреем, ибо они не прилагают тысячи, как сказано, но считают только 666, а не более. Потому тысяча сия будет противна разумению и исчислению оных святых отцов, а прежде и самому тому Иоанну Богослову будет противоборствовать, ибо и сам он не говорит о тысяче, но только 666, и полагает сие число не о годах пришествия антихриста, а говорит об имени его. Если же кто в годы переводит, то должен считать не от Христова воплощения, но от некоего иного нарочитого времени, ведомого Богу, и понимаемого и познаваемого <людьми>, имеющими дух дарования. Ибо и о воплощении Христовом, и о запустении Иеросалима, и об освобождении евреев <из вавилонского плена> обретается предсказанное число лет седмицами, как у Даниила пророка. Некоторые из нынешних считают от Адама, но сие не так и о том ниже будет сказание святых отцов.

   Птому и вышереченные святые отцы, а с ними и любомудрый Иустин Философ, который был мучеником, все они (каждый в свое время), делая толкование на Апокалипсис, не установили явного времени, от которого начинается отсчет исполнения сих лет. И не приложили тысячу <лет>, но объявляют только то одно число 666, как свидетельствует их толкование на сие число. И рассуждают не о годах, но явно говорят об имени зверином.

   Псему и сочинитель Книги о правой вере (в 30-м слове той книги), когда перевёл сие число в годы и приложил к оному тысячу, то не просто сказал, что якобы по исполнении сих лет тотчас придет и воцарится тот самый последний антихрист, но, как кажется, сказал двояким смыслом, более страхом нас обуздывая: «Кто знает, если в тех 1666 годах явных предотеч его или того самого не укажет?» Смысл же такой видится в сих словах, кто знает – сиречь, убойтесь, ибо уже приблизилось число, сказанное об антихристе, близко и скончание мира!

   Ко бы знал, на что надеяться, если в тех 1666 годах… того самого <антихриста> не укажет. Может быть укажет, ибо знаем, что будет, но не знаем урочного времени; может быть, на сие число придется. Если же и не придется, то всё равно, что-то недоброе случится. Потому и опасаться того <числа> повелевает, ибо ниже явственно сказал: «По тысяче лет от воплощения Слова Божьего отпал Рим со всеми западными странами от Восточной Церкви. В 1595 году жители Малой России приступили к Римскому костелу и собственноручную грамоту дали римскому папе. Се второе отпадение христиан от Восточной Церкви. А по исполнении числа лет 1666 надобно и нам иметь опасение, дабы жестоко не пострадать, как преждереченные, во исполнение свидетельств Писания, ибо наступает день Христов, как сказал апостол. И если кто достигнет тех времен, подобает <ему> быть готовым на битву с самим диаволом».

   Зесь некоторые ныне утверждают, что уже не только антихрист пришел, но якобы от тех 1666 лет стоим уже на битве с самим диаволом. Однако мы стоим на битве с диаволом не от тех только лет, но во всё время жития нашего, как сказал апостол <Павел>: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6,12). И еще он говорит: «оружия бо воиньства нашего не плотьская, но сильна Богови на разорение твердем» (2 Кор. 10,4). И Петр апостол говорит: «трезвитеся, бодрствуйте, зане сопостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5,8).

   А о сих словах, что, если кто достигнет тех времен битвы с самим диаволом, подобает разуметь не тот 1666 <год>, но самое последнее время, будущее при самом том антихристе. Ибо тогда с самим сатаною будут <люди> очевидно бороться, как сказано святым Кириллом Иеросалимским и Стефаном Зизанием, о чем подробно будет сказано ниже в 17-ой главе. Так и сей учитель (то есть сочинитель Книги о вере) тоже говорит. Ибо когда сказал он об отпадении римлян и униатов от восточного Православия и о том, что нам надо опасаться того числа 1666, то тотчас указал на борьбу с самим диаволом в оные времена, грядущие после сего <года>. Подобно тому, как Господь в Евангелии, сказав Своим ученикам о разорении Иеросалима, тотчас внезапно об антихристе говорит: «Тогда… аще кто речет вам, се зде Христос или се онде, не имите веры» (Мк. 13,21). От толкования: «О <слове> тогда не помышляй, что сказано было о Иеросалиме, но знай, что сие есть особенное свойство Писания. Также и Матфей после Рожества Христова глаголет: во дни же оны прииде Иоанн (Мф. 3,1). В какие дни? Тотчас по Рожестве Христовом? Нет, но в свой срок. Так и здесь сказано тогда – не когда Иеросалим запустеет, но во время пришествия антихриста» (Благовестник на Евангелие от Матфея, зачало 99, благовестник на Евангелие от Марка, зачало 60). Еще и в беседах евангельских говорится: «Сидел Исус на горе Елеонской, а ученики Его желали узнать о запустении Иеросалима и о пришествии Его. Знайте же различие времен! Ибо сказал о разорении Иеросалима, и совершилось о сем пророчество. И, желая говорить о скончании мира, добавил: тогда сия будут» (10-я беседа на Евангелие от Матфея). Так и здесь глаголет: если кто достигнет тех времен, то есть самых последних, приближенных уже ко дню второго пришествия Христова.

   Ии может так иносказательно разуметься: Святая, Соборная и Апостольская Церковь Духом Святым провидела великую битву, будущую от диавола на времена 1666 года, сиречь наибольшее смятение и развращение, соблазны и смешение в вере и людях. Потому, как чадолюбивая мать, заранее о сем предупредив своих чад, как чрез прочих священных учителей, так и чрез сего <сочинителя>, повелевает опасаться, дабы внезапно не пострадать. Сиречь осторожно оберегаться развращений и новизн, грядущих от Рима или еще откуда, пребывать же незыблемо в древлеправославных, святоотеческих обычаях.

   Онако, кажется, так не для того сообщает, что якобы по исполнении сих 1666 лет тотчас начнется царствование антихриста, сего не глаголет, но так говорит: «<Тогда> надобно и нам иметь опасение, дабы жестоко не пострадать, как преждереченные». Сиречь, подобает опасаться, дабы также не пострадать, как и преждереченные римляне и литовцы. Те воистину пострадали, ибо после отступления от Восточной Церкви впали в многоразличные развращения и ереси. Также по сему пророчеству и здесь, в Великой России, в те годы немало пострадали, ибо древлеправославные святые книги из церквей вынесли, как непотребные, а вместо них новые приняли, в которых обретаются многие нововводные чины, уставы и несогласия со староцерковными святыми книгами, противности и порицания древлецерковным обычаям.

   Птому ясно, что долженствует относить оное пророчество только до сего, а не помышлять самого антихриста, в те годы пришедшего в мир. Ибо, как выше во второй главе сей книги показали, отступление, или нечестие, или ереси не суть антихрист, но одно просто ереси, другое же антихрист. Так и сей писатель Книги о вере явственно показывает их различие. Об антихристе так глаголет: «а тот антихрист человек будет, беззакония сын. И родится, как говорит Ипполит Римский, от нечистой девицы-жидовки, от колена Данова». А о ересях сказал: «А по исполнении числа лет 1666 надобно и нам иметь опасение, дабы жестоко не пострадать, как преждереченные». А как преждереченные жестоко пострадали? Неужели антихрист в то время, по исполнении тысячи <лет от Рожества Христова>, к ним пришел? Нет! Ибо сам выше сказал, что тогда ещё не приходил <антихрист>, но в будущем времени родится и будет. А то, как они жестоко пострадали, явственно объясняет отступлением от Восточной Церкви. Также и здесь в России повелевает в сие указанное время опасаться такового же некоего зла. Что и было, как уже рассказали.

   А о пришествии антихриста Божественное Писание открыто не сообщает исчисления лет, в каком году быть ему, но только то явственно показывает, что будет при кончине мира. А определенное время скрывает непонятным числом, ибо так рассудилось в смотрении неисследованных судеб Божьих. Потому и тот самый Иоанн Богослов показывает, что сие число надлежит понимать не о годах, но об имени антихриста, ибо сказал: «начертание или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13,17). Число же объявляет ему 666, а тысячу не прибавляет. Если бы он понимал сие число о времени пришествия антихриста по исполнении 1666 лет, то и тысячу прибавил бы, и не говорил: число имени его, но глаголал бы: число лет исполнения. И еще не глаголал бы: зде мудрость есть. Ибо, какая мудрость по порядку годы считать? А коли тысячу не прибавляет, и не глаголет об исполнении лет, но глаголет: зде мудрость есть, то явно открывает, что сие число не времени пришествия антихриста, но имени его. Посему и вышереченные святые отцы не в годы полагают сие число, но исчисляют имя антихриста буквами, содержащимися в сем числе. И для познания многие имена образно представляют, а во всех исчисляется число 666.

   Нкие же из нынешних людей, издеваясь над тем, подсмеиваются на нами, думающими письменами исчислить имя антихриста. Однако, в свое время смех оных, издевавшихся над тем, претворится в плачь, ибо се есть не наше умышление, но святоотеческое сказание, как выше показали в сей главе.

   Исие обычно, ибо есть и в других местах Святого Писания таковое исчисление имен. И о Приснодеве Марии Богородице так говорится: «Когда у эллинов был великий голод, построили храм. И, войдя в святилище, спросили Аполлона, кумира своего, какому богу посвятить храм: “Прореки нам, о пророк Аполлон! Чьим будет сей храм и чему быть?” Аполлон же не смолчал, но, понуждаемый неизглаголанною силою, отвечал им, так говоря: “Я поведаю вам Единого Бога, Вышнего Царя, Его же слово без истления, а в Пречистой Деве носим будет – Тому будет храм тот. Имя же Девицы – дважды 70, дважды 6”» (Кириллова книга, л. 118). Дважды 70 и еще дважды 6, и того будет 152. И се есть число имени Пресвятой Богородицы, ибо, когда сочтется число всех литер в сем имени Марiа, тогда обнаружится всего 152. И в древлеписьменной книге «Алфавит толкования иностранных речей» имя сочинителя книги Диоптры так исчисляется письменами: «Диоптра, сиречь зерцало. Сию книгу Зерцало написал философ Филипп. Имя его содержит число 980, сложенное так фiлiппос». Так и в других местах Святого Писания обретается сей обычай, когда имена литерами исчисляются. Подобным же образом и имя антихриста изображается числом. Ибо Божественная благодать не допустила написать в святых книгах пагубное имя, но только явила число того имени. Сочтёшь число, обретающееся в буквах его имени, и всего числа будет в них 666, как выше во многих именах показали.

   Онако подобает понимать, что не столько имен будет у антихриста, как предполагают, но, думается, будет у него одно имя, подобное вышереченным, которое заключит в себе число 666. Но не известно о том, которым языком может быть исследовано число имени его, поскольку Апокалипсис был написан святым Иоанном Богословом на греческом языке. А самое имя антихриста может быть наречено по-еврейски, ибо от евреев родится и обрежется (по любомудрию святого Ипполита), потому должен называться и еврейским именем.

   Ее потребно и то знать, что тот антихрист нарицается или изображается змием или зверем и прочими таковыми, но не подобает помышлять, что он будет во образе змия или зверя. И Христос нарицается Тельцом, Львом и Агнцем, и изображается о семи рогах и семи очах, но все сие не вид Христов обозначает, но некие благие его качества. Вид же его или образ есть человеческий, как глаголет апостол: «Сие же да мудръствуется в вас, еже о Христе Исусе, иже во образе Божии сый не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек» (Флп. 2,5-6). Так же надобно и об антихристе понимать, что сии его изображения и названия змия, зверя и прочие таковые не вид его показывают, но являют его лукавство и злой нрав, суровство, яд и свирепство, и прочее таковое. Будет же <у него> вид человеческий, а не иной какой, как свидетельствует Священное Писание, что выше изложено во второй главе.

   Перевел Д. Урушев



назад


Яндекс.Метрика