свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 3Май 2003 года

ЕП. АРСЕНИЙ УРАЛЬСКИЙ. КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ "О РОЖДЕНИИ АНТИХРИСТА, О ЧУВСТВЕННЫХ СОБЫТИЯХ, ПИСАННЫХ ВО ИНОСКАЗАТЕЛЬНОМ, ТАИНСТВЕННОМ СМЫСЛЕ"

   Иков, нареченный Израиль, сын Исааков, внук Авраамов, имел двенадцать сыновей. Их же имена суть: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Заулон, Исахар, Дан, Гад, Иасир, Неффалим, Иосиф, Вениамин. Сей же Иаков-Израиль, когда был близ своей кончины, призвал сынов своих и сказал им: «Соберитеся, да повем вам чему быти в вас в последняя дни. Совокупитеся и послушайте мене, сынове Иаковли» (Быт. 49,1). И благословил всех сих сыновей своих достодолжным благословением, которое внушил ему Дух Божий. Тогда пророчески провозгласил рождение Христа Бога нашего, будущее от колена Иудова; также и рождение антихриста, будущее от колена Данова. Сказал о Христе четвертому своему сыну Иуде, говоря: «Иуда! тебя восхвалят братья твои, рука твоя на хребте врагов твоих; рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, сын мой, с добычи поднимается, лег и поспал как лев, кто разбудит его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель» (Быт. 49,8-10). И сие проречение о Христе, рождаемом от колена Иудова. Подобно и об антихристе сказал седьмому сыну своему Дану, говоря: «Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, уязвляющим ногу коня» (Быт. 49,16-17). И пророк Моисей о сем так говорит: «Дан львичищ скочит от Васана» (Втор. 33,26). Подобно им пророк Иеремия говорит: «От Дана слышана есть ржания коней их, от гласа вопля поборник его подвигнута вся земля» (Иер. 8,16). На все же сии пророчества творит толкование святой Ипполит, Папа Римский, в своей Повести об антихристе так говорит, все оное во свидетельство приводя: «Господь Исус Христос, во плоти Пришедший на землю от Святой, Чистой Девы, воспринял Иудино племя. От него же придя, явил царский род, как в благословении возгласил Иаков к сыну своему: “Иудо, тебе восхвалят братия твоя, руце твои на плечахврагов твоих. Скимен львов (львенок) Иуда возлег и поспа яко лев, и яко скимен, кто возбудит и? И не скончается князь от Иуды, ни вождь от чресл его, дондеже приидет ему щадится, и той чаяние языком”. Видишь ли, слова Иаковы, сказанные Иуде, на Господе исполнились? Так же и об антихристе патриарх вызывает. Как об Иуде пророчествовал, так и о сыне своем Дане, ибо Иуда был ему сыном четвертым, а тот – сыном седьмым: “Да будет Дан змий при пути седя, хапая пяту конску”. Кто сей змий, если не изначально прельстивший Адама? Сказанное следует подтвердить многими <свидетельствами> и мы не поленимся.

   Вистину от колена Данова хочет родиться и враждовать мучитель, царь и судия, лютый диавол. Говорит пророк: “Дан да судит людем своим, яко едино есть племя во Израили” (Быт. 49,16). Но если скажет кто, что сие сказано о Сампсоне, который родился от колена Данова и судил людей двадцать лет, то <возразим>, что сие лишь отчасти исполнилось на Сампсоне, а совершенно исполнится на антихристе. Ибо Иеремия говорит так: “От Дана слышана есть ржания коней их, от гласа вопля поборник его подвигнута вся земля” (Иер. 8,16). И вновь Моисей говорит: “Дан львичищ скочит от Васана” (Втор. 33,26). Но пусть не погрешит кто, <думая>, что слово сие о Спасителе. Пусть употребит ум: Дан назван молодым львом (львичищ) – так <пророк> объяснил предположение, назвал колено Даново, от которого хочет родиться супротивник. Как от колена Иудова рождается Христос, так и от колена Данова родится антихрист».

   Нже: «в мире Спаситель был обрезан – и тот <антихрист> подобно обрезан будет. Во образе человеческом явился Господь – и тот придет подобно, во образе человеческом. От евреев воссиял Христос – и тот родится от иудеев».

   Нже: «во всем хочет сравниться со Спасителем нашим супроивник и сын погибели. Как Спаситель, желая спасти мир и род человеческий, родился от Чистой Приснодевы Марии, таким же образом и супротивник придет на землю от скверной жены» (Большой соборник, гл. 8).

   Исвятой Никифор Каллист говорит: «Прежде второго Христова пришествия придет супротивник Христу и родится, как говорит божественный Ипполит Римский, от скверной женщины, девицы из евреев, от племени Данова, который был сын Иакову» (Синоксарь в Неделю мясопустную). И в Книге о правой вере говорит: «А тот антихрист будет человеком, сыном беззакония, и родится, как говорит Ипполит Римский, от нечистой девицы-жидовки из колена Данова» (Книга о вере, гл. 30).

   Пеподобный Ефрем в книге своей так говорит: «воистину Истинный Бог был зачат во чреве, также воплотился, также и родился в нашу плоть от Святой Девы». Подобно же сему и о диаволе говорит: «поистине родится от женщины скверной сосуд ему (тело). Не сам родится сатана, но в образе человека придет прескверный, как тать» (слово 105).

   Вседьмой главе Апокалипсиса святой Иоанн Богослов перечисляет все двенадцать колен израилевых и от каждого отсчитывает по двенадцать тысяч, запечатленных от ангела печатью Живого Бога. Начинает же порядок племен не по обычаю и родству сынов израилевых, но первым называет колено Иудино, а затем и прочие по порядку. Колена же Даново к оным ни причислил, ни помянул, но совсем оставил. Потому сие место надлежит внимательно смотреть ради сих двух вин или обстоятельств. Первое, ради чего колено Иуды, четвертого сына Иакова, впереди поставил, а не первородного Рувима? Второе, зачем колено Дана, седьмого сына, не причел к числу прочих, но исключил? Разве тот не был сыном Иакова? Воистину сын, такой же, как и прочие. По приведенным здесь и по иным святоотеческим писаниям явствует: потому колено Иуды, четвертого сына Иакова, поставил впереди, что сие колено царское и от него по плоти родился Христос Бог наш. О сем и апостол <Павел в послании> к евреям пишет, говоря: «Яве бо, яко от колена Иудова возсия Господь наш Исус Христос» (Евр. 7,14).

   А колено Дана, седьмого сына Иакова, не причел к прочим потому, что от него родится антихрист. Так святой Андрей <Критский> говорит, толкуя сие место во Апокалипсисе: «Стоит обратить внимание на колено Даново, потому к прочим не причтенное, что из него антихрист родится» (гл. 7).

   Ичто яснее сего писания о рождении антихриста, хотящего родиться от колена Данова? А из того, что Писание показывает его плотское родство и колено, явствует, что он будет чувственным. Если же он чувственно не родится от женщины еврейского рода, от колена Данова, то разве Христос не родился чувственно от женщины еврейского рода, от колена Иудова? Ибо рождение обоих, Христа и антихриста, Святое Писание неизменно показывает от девиц еврейского рода. О том же всем известно, что Христос чувственно родился от девицы еврейского рода. Так подобает и антихристу чувственно родится от девицы еврейского рода.

   Н не так родится антихрист, как родился Христос, ибо как может рождение такового врага уподобится Христову рождению: «зачатие бо Его безсеменно и рожество несказанно» (глас 6, ирмос 9)! Хотя и несказанно, но чувственно от Святой Девы из рода еврейского родился «и на земли явися и с человеки поживе» (богородичен воскресен 8-го гласа). Так и антихрист чувственно родится от скверной блудницы, мнимой девицы, из евреев, из колена Данова, из страны Галилейской. Так премудрый старец Филипп пишет в своей книге, нарицаемой «Душезрительное зерцало, сиречь беседа души с телом: «ДУША: Рабыня, воистину ли сатана сам хочет воплотиться и существо его растворится с плотью, имеющей душу и ум словесной силы, и будет сущим человеком? ПЛОТЬ: Нет, госпожа моя, отнюдь так не думай! Но отроковица от рода Данова и страны Галилейской, мнимая девица, всяко же всескверная, родит тогда от блудной скверны человека. И тотчас в него сатана войдет и <человек> примет все его злейшее действо, будучи без сознания взбешен им, и с ним всё лютое сделает и сотворит» (стих 91).

   Зесь сочинитель «Душезрительного зерцала» ясно показывает, что сосуд (тело) врагу родится от блудной скверны, то есть от растленной женщины еврейского рода от колена Данова, кажущейся девицею. Уподобляется проклятый Христову рождению! Якобы родится от девицы без семени, как и Христос (как говорит Ипполит: посему и от девы, как бы сказать, родится, как дух).

   Зесь сочинитель показывает и страну: родится <антихрист> от девицы-жидовки, которая будет из страны Галилейской. Согласно сему показывает и Афанасий Великий в ответах ко князю Антиоху: «подобает антихристу прийти из Галилеи, откуда же и Христос пришел» (ответ 110). И во образе человеческом явится, и людьми видим будет, как сказал апостол: «тогда откроется человек беззакония» и прочее (2 Сол. 2,3). И святой Ипполит глаголет: «во образе человеческом явился Господь – и тот придет подобно, во образе человеческом». И еще: «и начнут люди видеть его истинно». Но только по списателю«Душезрительного зерцала» и по Иоанну Дамаскину будет <антихрист> в себе носить сатану. Первый говорит: «и тотчас в него сатана войдет и примет все его злейшее действо, будучи без сознания взбешен им, и с ним всё лютое сделает и сотворит». Второй говорит: «Бог, зная его страшное будущее, позволит вселиться в него диаволу».

   Н нежелающий последовать таковому любомудрию Святого Писания, как и в прочих местах препирался, так и здесь говорит: «Девка от еврейского рода не есть дева, но жидовская вера, от которой давно уже родился антихрист, сиречь нечестие!»

   Отом выше показали во второй главе сей книги, что одно есть антихрист, другое же – нечестие или ересь, и что сие просто нечестие или ереси, а не антихрист. Также нечестие или ереси не от жидов произошли, но самостоятельно явились в народах. Потому здесь неприлично считать деву-жидовку жидовскою верою, но подобает разуметь самого того человека естеством. Ибо не о вере жидовской святые отцы сказывают, но о деве, что будет от колена Данова. Ибо, как от колена Иудова была Святая Дева Богородица, от Неё же по плоти родился Христос, так и от колена Данова будет сия скверная дева, от которой родится антихрист. А если кто скажет, что сия скверная дева не дева естеством, а скверная жидовская вера? Таковой пусть говорит и о Деве Богородице, что и Она есть вера, а не Дева естества человеческого! Но так говорить всякий стыдится, ведая, что не мысленно и не от веры, но чувственно и от человека, Девицы Марии, родился Христос, Который веру с небес принес и преподал. Так да постыдится мысленно говорить и об антихристе, который большее принесет нечестие, ибо и тот родится не мысленно от веры, но от человека, сиречь от нечистой девы.

   Се опасно понимать двояким смыслом: колено Иудово, и Деву, Матерь Божью, и Рожество Христово – чувственно, а колено Даново, и деву от него, и рождение антихриста – как бы мысленно. И видится, что такое двойное толкование есть погрешение и несправедливость. Ведь святые отцы только в чувственном смысле всё сие приемлют, говоря: «Как Спаситель, желая спасти мир и род человеческий, родился от Чистой Приснодевы Марии, таким же образом и супротивник придет на землю от скверной жены… Как от колена Иудова рождается Христос, так и от колена Данова родится антихрист… Во образе человеческом явился Господь – и тот придет подобно, во образе человеческом. От евреев воссиял Христос – и тот родится от иудеев… Воистину от колена Данова хочет родиться» (Слово Ипполита Римского об антихристе).

   Вё же сие суть самая истина, ибо так Иаков-Израиль прорек, пророки Моисей и Иеремия предсказали, что от евреев из колена Данова произойдет антихрист. Их же пророчества святой Ипполит в своем Слове привел во свидетельство и утверждение, и создал яснейшее толкование, однако, ничуть не отступил от смысла и глагола пророческого, также ясно говорит, что от евреев из колена Данова, от нечистой девицы родится <антихрист>. Также и святой Никифор, Цареградский патриарх, и сочинитель Книги о правой вере, и сочинитель «Душезрительного зерцала», все говорят, что антихрист родится от евреев из колена Данова, от скверной девицы. И не предлагают иное, мысленное толкование, якобы та <девица> не дева естеством, а жидовская вера, или какое нечестие, или иное что такое. Но Никифор Каллист и сочинитель Книги о правой вере говорят, что сие явно будет. Во свидетельство приводят в своих писаниях святого Ипполита и последуют тому, как писано выше в главе сей. И если сии, и прочие упомянутые, и иные таковые святые отцы о том прямо говорят на письме, а некоего таинственного смысла не показывают, то и нам достойно так понимать. Ведь блаженно следовать святоотеческому сказанию, а не своему помышлению, погрешению и поврежденному умствованию, как некоторые привыкли поступать. Они не хотят так рассуждать о сем, но приводят некое свое таинственное толкование. Хотя и мнят утвердить свое толкование Священным Писанием, однако берут слова, сказанные не о том, а о чем-то ином. Потому, хотя и Писанием доказывают, но не бывает истинным такое их доказательство и мудрование, каким кажется. Ибо в Божественном Писании многообразны суть толкования: хотя и под одним именем, но часто имеют другой смысл, как было выше в Предисловии сказано о небе и земле, о солнце, луне и звездах, о горах и водах и прочем.

   Зесь немного скажем о горах и водах, а чрез сие и прочее объяснится. По существу нарицаются горами и холмами чувственные земные горы и холмы. И Пресвятая Дева Богородица часто горою нарицается (Дан. 2). Апостолы же и пророки горами и холмами нарицаются (Маргарит, слово 13). И Святая, Соборная и Апостольская Церковь горою нарицается (Маргарит, слово 10, л. 528). Небо и небесные блага горами нарицаются (Соборник, гл. 6). Еще и сильные мира сего (сиречь цари, князья, и все судья земли, и изобилующие богатством) и церковный чин горами нарицаются (Апокалипсис толковый, гл. 6, зачало 18). И гордые люди горами нарицаются. И еретики, сиречь учащие инославию, и те горами нарицаются (Благовестник на Евангелие от Марка, л. 69). И сатана или диавол, и все бесы нарицаются горами и холмами (Апокалипсис толковый, гл. 8; Толковое Евангелие, неделя 10).

   Ткже и о водах. Явно водами назовутся чувственные воды, которые пьем. И народы, сиречь все люди, водами нарицаются (Благовестник на Евангелие от Луки, л. 32; Апокалипсис, гл. 17). И Сам Христос водою нарицается, и учение Христово водою нарицается, и Дух Святой водою нарицается (Толковое Евангелие в Неделю о самаряныне и в Неделю Пятидесятницы). К тому же под именем воды и гор многие вещи разумеются. И как о тех, также и о приведенных выше, и о иных прочих так в священном Писании толкуется. Ибо обозначаются одним словом, но иной в себе имеют смысл. Потому, при таком многообразии различных понятий под одним словом, кто-нибудь может по неведению или по какому-либо своему желанию перекладывать Святое Писание с подобающего толкования на иное толкование. Может неподобно и развратно переносить с подобающего лица на иное лицо, с подобающего времени на иное время, прельщая себя и прочих таковых, каков он сам. Посему читающие Святое Писание должны читать благоразумно, рассуждать беспристрастно, а не гордостью и любоначалием, не завистью и тщеславием.

   Ее же читающему нужно непременно понимать, что о чём сказано и с каким смыслом, а не сливать вещи, сиречь, брать слова, не о том сказанные, и присоединять к другому смыслу, как делают нынешние покрещеванцы. Они неподобно с истинного смысла на некий иной смысл Святое Писание переносят, творя ему насилие. Например, слыша сказанное о днях царствия антихриста: «тогда <будет> голод сильный по всей земле, тогда <будет> неутешное рыдание, тогда <будет> безмерный плач» (Большой соборник, глава 8). И еще: «тогда голод будет великий, когда кончится всё» (Синоксарь в Неделю мясопустную). Они же не допускают сему быть чувственно, но только мысленно, ибо слышали сказанное в Евангелии: «бысть глад крепок на стране той – не голод хлеба, но голод неслышания слова Божьего» (Синоксарь в неделю о блудном сыне). И Амос пророк так глаголет: «послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажды воды, но глад слышания слова Божия» (Ам. 8,11). Сие же сказано пророком на все времена состояния человеческого, от Адама и до скончания мира, ибо Адам не услышал слова Божьего, то есть преступил заповедь Сотворившего его. Также и в Евангелии сказано о людях грешных, когда-то удалившихся от Бога неподобными делами и деяниями. Сие, сказанное выше, перелагают <еретики> на дни царствия антихриста. Подобно сему развратно переносят они слова о солнце и луне, о земле и море, и о прочем многом.

   Птому хотящему разуметь истину подобает осторожно рассматривать Писание, время, лицо и смысл сказавшего и сказанного. И если сего не будет, то всякий может тотчас прельститься и не познать истины, как о том в Толковом апостоле написано: «Подобает хотящим разуметь Божественные писания со многою опаскою изучать плоды, и личность, и ум говорящего. И если сего не соблюдем, то многие возникнут сомнения и все опровергнутся, и ничего истинно рассудить не сможем. И потому многие в ереси различные впадают. Соблазняются те, кто не хранят меры и начинают непрямо ходить, когда уклоняются на одну сторону. Тогда не смотрят на прочие свидетельства Святого Писания, которыми могли бы удержаться от своего умышления, и прибывать в той истине и воздержании, что согласна обоим свидетельствам» (л. 612, 636 и 685).

   Оретается нечто такое в Священном Писании, чувственно бывшее или будущее, что некие святые отцы условно или примерно сказали и приняли ради лучшей пользы <толкования>, и такого в Писании много обретается. Если же тому одному смыслу, сказанному условно и примерно, будем последовать, уклоняясь только на одну ту строну, не глядя на события и прочие свидетельства Святого Писания, не исследуя ума говоривших, но будем от одного смысла к другому переносить доказывать (как вышереченные), то можно изобрести и доказать Святым Писанием, что не только антихрист не придет чувственно, но и Христос не воплотился и не был на земле чувственно. И что было бы горше такого окаянства и невежества! И как сие будет? Может сие быть так показано.

   Вкниге Чисел пишет Моисей о Христе: «и бысть Дух Божий на нем (на Валааме) и восприим притча его и рече: …возсияет бо звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля, и погубит князя Моавля, и пленит вся сыны Сифовы» (Чис. 24, 2-17). И в книге Бытия говорит: «востав Иаков на нозе, иде на землю восточную, к Лавану Вафуилеву сирину, к брату Ревекки, матере своея… И даде ему Лаван обе дщери своя, Лию и Рахиль, ими же оженися Иаков; и родишася ему сынов 12 от жен его и от рабынь их… И разбогате муж зело, и бысть ему скот мног, волове, рабы и рабыня, и верблюды,

   и ослы» (Быт. 29,1 и 30,43).

   Вдругом же писании о них сказано так: «Израилем же нарицается всяк, зрящий умом Бога и разумно слушающий Божественное» (Евангелие толковое на Введение Богородицы). И еще: «Израилем же называется ум, зрящий Бога» (Большой соборник, гл. 61, 5). «А сыны его – помыслы, а скоты – бессловесные части души: ярость и похоть» (Благовестник на Евангелие от Иоанна, л. 66). И еще: «Лаван есть мир сей, а Рахиль – всякая душа созерцательная, Лия же – всякая душа деятельная» (Соборник большой, гл. 60, стих 44). Если же Лаван – мир сей, Израиль – ум, зрящий Бога, Лия же и Рахиль – души, а сыновья их – помыслы, то где чувственный Израиль-Иаков со своими женами и сыновьями? Ведь по сему писанию не были они чувственно! А если их не было, то как же чувственно Христос родился от колена Иуды, сына Израиля?

   Ее же нечто подобное сему обретается и в Евангелии: «бе же некто боля Лазарь от Вифании, от веси Мариины и Марфы, сестры ея… И речу Исус учеником своим: Лазарь, друг Наш, успе… Тогда рече им Исус не колеблясь: Лазарь умре» (Ин. 11,1-14). В другом же писании о сем так сказано: «и ныне всякий умирающий человек, Лазарем нарицается» (Евангелие толковое и Синаксарь в Субботу праведного Лазаря). И еще: «друг умерший – ум, сестры же – плоть и душа». И еще в одном месте сказано: «разумей, что Марфа – деятельная добродетель, Мария же - видение» (Благовестник на Евангелие от Иоанна, зачало 39; Благовестник на Евангелие от Луки, зачало 54).

   Иеще в Евангелии повествуется: когда восхотел Господь Исус ехать во Иеросалим на вольное страдание, тогда ученики привели осленка, и Исус воссел на него. «Предходящии и во след грядущии, вопияху глаголющее: Осанна! Благословен Грядый во имя Господне!.. И вниде во Иеросалим Исус» (Мр. 11,7-11). Глаголет евангелист, что Господь воссел на осленка или, как в другом месте сказано, на коня. Что же такое конь? «Господь сед на коня,<сиречь> на народы» (Благовестник на Евангелие от Луки, зачало 208). Ирмос же так поется: «Вседе на коня, на ангелы Твоя, Господи» или так: «на апостолы Твоя, Господи, и прият руками Си узды их, и спасение бысть еждение Твое» и прочее. «И вниде во Иеросалим Исус». Что же такое Иеросалим? Иеросалим есть мирное житие (Евангелие толковое, неделя 25).

   Кгда же Господь воплотился, и на земле явился, с людьми жил, тогда с учениками Своими ходил по земле пречистыми Своими стопами, дабы освятить её хождением ног Своих. И плавал в море на корабле, дабы освятить воды Своим шествием. В другом же смысле землею нарицаются люди или сердца человеческие, а морем нарицается житие (Апостол толковый, зачало 312; Благовестник на Евангелие от Марка, л. 23). Еще о них так говорится в Евангелии толковом: «Разумеем и мы, братие, что корабль есть Христова Церковь, обретающаяся в море жития, в сем мире» (Неделя 5 и 23).

   Оретается в Божественном Писании несчетное множество <примеров>, подобных сим, о различных действах, лицах и вещах, которые, быв чувственно, мысленно приемлются. Однако же, пропустили их из-за малости сей книги, разве немногое нечто показали о них. Что есть Иаков-Израиль, и что жены его, и сыны его, и что скот его, и что есть Лазарь и сестры его, и что осленок, на которого Христос воссел, и что Иеросалим, и что море и корабль, на нем же Христос плавал. Всякому человеку известно, ибо все достоверно знают, что всё то сказанное, лица, вещи и действа, были чувственно в свое время. Однако святые отцы там, где потребно, приемлют те <слова>, переводя в таинственный смысл, как бывшие мысленно, а не чувственно. Также должно понимать писание и об антихристе, чувственно мудрствуя его будущее явление. Если же некие писания о нем высказываются таинственно, то таковые надлежит понимать так же, как сказали и о Христе, ибо в Священном Писании часто встречается, что чувственные личности и действия мысленно понимаются.

   Ткже святые учителя имеют такой обычай, чтобы принимать одну какую-либо вещь в многоразличное свидетельство и давать на нее многообразное толкование или ради бывшей тогда нужды, или же ради большего и яснейшего разумения, и ради человеческого добронравия, и душевного исправления и спасения. Посему и об антихристе сказывают существенно и мысленно или чувственно и таинственно. Потому достойно осторожно рассматривать оба сказания, чувственное принимать, а таинственное не отвергать. Однако чувственное и разуметь подобает чувственно, а таинственное – таинственно. Сиречь, что сия тайна беззакония издавна делалась, и ныне делается, и потом делаться будет – се таинственное. А чувственно так разуметь надлежит, что и доныне истинный антихрист не пришел в мир, но придет.

   Иесли так будем о сем разуметь, то по всему будет сходно Святому Писанию и всюду окажется согласно сказанию святых отцов. Если же кто будет более таинственно разуметь и исследовать только в переносном смысле, то никак не возможно будет ему соединить сказания святых отцов, но большая часть их останется туне и не при чем, как лживая. И не только каждый святой один другому будет как бы не согласен, но каждый из них сам себе будет казаться как бы противоречащим.

   Длее, сократив сие, покажем о имени сего врага и мучителя – антихриста.

   Перевел Д. Урушев



назад


Яндекс.Метрика