свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|
№ 3 | Май 2003 года |
М. ЧЕГОДАЕВА. Я С ВАМИ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА... В наше время имеется множество свидетельств о жизни и чудесах нашего Спасителя Исуса Христа. На сегодняшний день нам известно более 20 000 рукописей Нового Завета. Для сравнения можно сказать, что на втором месте по количеству списков находится знаменитая «Илиада» Гомера – «всего» 643 рукописи. Среди ученых историков, занимающихся исследованием жизни Исуса Христа, вопрос о том, жил ли такой Человек, является праздным. Известны случаи, когда историки-атеисты обещали «разобраться» с христианством и доказать, что все это выдумки , и разобравшись, писали книги о том, как они поверили в Бога. За два года до наступления XX века, благодаря археологу и фотографу Секондо Пиа, человечество узрело лик Спасителя. На проявленной фотопластинке с изображением Туринской плащаницы люди увидели образ Того, Кто умер и воскрес во спасение человечества, оставив нам свой нерукотворный образ на ткани. Что такое Туринская Плащаница? Чудо, икона или обман? Более века лет ученые ищут ответ. Искусствовед Мария Чегодаева, провела эксперимент. При помощи компьютера она совместила изображение Христа на Плащанице с изображением Пантократора из монастыря святой Екатерины на Синае (это, как известно, один из «портретных» образов Спасителя), памятуя о главном постулате криминалистики: совпасть могут изображения лишь одного и того же лица… И вот сенсация теперь уже XXI века – эксперимент Марии Чегодаевой. Ее очерк мы приводим в сокращении. Быть может, самое неопровержимое, самое странное и чудесное, что явило открытие Секондо Пиа, – поразительная близость лика Туринской Плащаницы великим творениям: Спаса Андрея Рублева и Пантократора из монастыря святой Екатерины на Синае. Именно на это я как искусствовед прежде всего обратила внимание – портретные черты Исуса, привычные настолько, что мы спокойно говорим про кого-то: «Он похож на Христа». Как если бы речь шла о конкретном человеке, чьи изображения нам достоверно известны. Правильное, с античными пропорциями лицо: тонкий нос, волнистые, распадающиеся надо лбом и спускающиеся на плечи волосы, короткая бородка – таков Исус Джото, таков Спас Андрея Рублева, таким предстает Христос у Тициана, Веронезе, Рембрандта, Александра Иванова, таковы тысячи Его изображений во всех католических и православных храмах мира. Кк, каким образом возник этот канонический образ Исуса Христа, принятый и Западной, и Восточной Церковью? Еще одна загадка. Враннехристианском искусстве Христа представляли символически – в виде агнца, виноградной лозы, доброго пастыря, прекрасного ангелоподобного юноши. И вдруг в какой-то момент все резко изменилось. Почему? И какое изображение Христа стало прототипом для всех последующих? Нет ответа. ВXVII веке первый исследователь христианских древностей Антонио Бозио обнаружил фреску с изображением Христа, совпадающим с каноническим образом. Бозио датировал ее началом II века, то есть временем, когда теоретически еще могли быть живы люди, в детстве видевшие живого Исуса. К сожалению, фреска погибла, осталась лишь копия, сделанная Бозио, так что проверить его датировку невозможно. Н совершенно поразительный образ Спасителя предстает перед нами в иконе монастыря святой Екатерины на Синае. Создан он не позднее, чем в VI веке. Реалис-тический и живой образ Исуса кажется уже просто портретным, в нем присутствуют индивидуальные, неповторимо характерные черты: удлиненное лицо с отчетливо обозначенными скулами, хорошо видные надбровные дуги; довольно длинный нос, маленький рот; характерная линия волос надо лбом… Кгда сравниваешь фотографию Туринской Плащаницы с иконой монастыря святой Екатерины на Синае, поражает абсолютное сходство; мысль, что это одно и то же лицо, с какого-то времени просто не давала покоя. И в какой-то момент пришла идея: возможности компьютера позволяют соединить два изображения – вот такой, не слишком сложный эксперимент я и провела. Результат оказался ошеломляющим: фотография Исуса (а как иначе назвать фото-лик Туринской Плащаницы?) полностью совмещается с ликом Синайского Христа. Два изображения слились в одно – на экране монитора возник новый, доселе не существовавший образ. Я, конечно, прекрасно знаю утверждение криминалистики, что слиться могут только изображения одного и того же человека… Ко тут что подтверждает: лик ли Плащаницы свидетельствует о верности облика Исуса, явленного нам древними иконописцами? Святая ли икона подтверждает подлинность Плащаницы? Для меня это подтверждение подлинности и синайского Пантократора как реального «портрета» Исуса Христа, и Лика Туринской Плащаницы как запечатленного на пелене чуда Воскресения. Н не только это. Лик Туринской Плащаницы – свидетельство реальной правды того, что «изначала сущий» Христос остается реально «сущим» и по сей день. За два года до прихода грозного, поистине апокалипсического XX века Он явился людям в виде проявленной фотопластинки, словно два тысячелетия только и ждал открытия фотографии… Отбросившее религию как истасканную ветошь, преисполненное атеизма и «научного материализма» человечество узрело фотопортрет Бога. О вновь явил себя – теперь, в преддверии XXI века, почти невыносимым для нашей психики смещением всех понятий, сбоем всех представлений о научном прогрессе, о мировосприятии современного человека… Как принять, как осмыслить такое: эксперимент, проделанный на компьютере, – и возникающий на экране Исус Христос. Вгляните на этот порази-тельный Образ, на Лик Туринской Плащаницы, открывший глаза. Спокойный, мудрый, но несколько отрешенный взор Синайского Пантократора, соединившись с ликом Туринской Плащаницы, изменился. Исус словно вопрошает нас о чем-то, скорбит, ждет отклика. Сыкаются тысячелетия, исчезают грани времен; здесь, сегодня, сейчас звучат обращенные лично к каждому из нас слова надежды, утешения, но и укора, и серьезного предупреждения, которым не стоит пренебрегать, – Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28,20). |
назад |