свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|
№ 3 | Май 2003 года |
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ИСТИННОСТИ ЕВАНГЕЛИЙ ОТ РЕДАКЦИИ Нжепредлагаемые исторические документы представляют собой лишь небольшую часть из имеющихся на сегодняшний день свидетельств об Исусе Христе и лицах, которые упоминаются в Евангелиях. Эти документы позволят каждому читателю сделать вывод о том, насколько точно в историческом плане нам повествуют Евангелия о событиях двухтысячелетней давности. Наиболее важные сообщения мы находим у нехристианского историка Иосифа Флавия. Он был современником евангелистов, еврейским писателем, выросшим в Палестине, на месте описываемых событий. Это делает его уникальным свидетелем, с которым не могут сравниться ни один греческий или римский автор. Чрезвычайную ценность для нас, представляют те краткие фрагменты, где Иосиф Флавий говорит непосредственно об Исусе Христе, Иоанне Крестителе, сообщает об убийстве Иакова, «брата Исуса, называемого Христом», а так же упоминания о Понтии Пилате, Ироде Антипе, Каифе и других лицах, живших во времена Исуса и хорошо известных нам по Евангелиям. Н протяжении веков «свидетельство Флавия» многократно цитировалось и пересказывалось, пока в середине прошлого столетия критические исследователи не высказали серьезные сомнения в его подлинности и достоверности. Невероятно, чтобы такой правоверный иудей, как Иосиф Флавий мог назвать Исуса Мессией (Христом), признать его чудеса, воскресение из мертвых и видеть в нем исполнение мессианских пророчеств. И поскольку «Иудейские древности» дошли до нас через руки христиан-переписчиков, возникло мнение, что рассказ об Исусе сочинен христианами и вставлен в текст Флавия. Мнение такое настолько укрепилось, что в последующих изданиях «Иудейских древностей» (например, в издании Б. Низе, 1888г.) указанный отрывок целиком брался в скобки как позднейшая интерполяция. До недавнего времени взгляд на «свидетельство Флавия» как на христианскую подделку почти безраздельно господствовал в советской исторической науке Ощие перемены во взглядах на «свидетельство Флавия» произошли после введения в научный оборот его арабского варианта, приведенного в сочинении средневекового историка Агапия Манбиджского. Вариант Агапия признан сегодня большинством исследователей аутеничным первоначальному тексту Флавия и стал важнейшим аргументом в пользу историчности Христа. Пдборку исторических документов предварим дошедшей до нас биографией Иосифа Флавия.
ИОСИФ ФЛАВИЙ Йсеф бен Маттитйаху (Йосеф, сын Матфия) родился в 37 году н.э. в Иерусалиме в знатной иудейской семье. В автобиографическом сочинении «Жизнь» он сообщает, что семья его принадлежала к жреческому роду, связанному с фарисеями. Иосиф участвовал в антиримском восстании в Иудее 66-74 гг. н. э., командуя вооруженным отрядом посланным в Галилею. После поражения при Иотапатеон сдался в плен римлянам и был отпущен на свободу императором Титом, отчего принял родовое имя последнего – Флавий. Впоследствии Иосиф получил права римского гражданства, переселился в Рим и оставил четыре сочинения на греческом языке: «Иудейская война» (закончена в 79 г. н. э.), «Иудейские древности» (закончены в 94 г. н. э.), «Против Апиона» и «Жизнь». Умер Иосиф в Риме около 100 г. «Иудейская война» (в семи книгах) посвящена антиримскому восстанию 66-67 гг., но в первых двух ее книгах кратко излагается предшествующие восстанию события, в том числе конец династии Иродов и переход Иудеи под владычество римлян. В предисловии к «войне» Иосиф сообщает, что сначала он написал свой труд «для варваров внутренней Азии на нашем родном языке», т.е. на арамейском, бывшем тогда общеупотребительным языком Передней Азии, но затем решил изложить свой труд по-гречески, чтобы с ним могли ознакомиться народы Римского государства. До нас дошла лишь эта греческая версия «Войны», в то время как арамейский прототип не сохранился. Чрез несколько лет после завершения «Иудейской войны» Иосиф приступил к основному своему произведению, названному им по аналогии с популярными тогда «Римскими древностями» Дионисия Галикарасского (7 год до н.э.) – «Иудейскими древностями». Этот обширнейший труд в двадцати книгах, написанный на греческом языке специально для греческих и римских читателей, охватывал всю историю евреев, начиная от времен Адама и кончая 66 годом н. э., когда вспыхнуло антиримское восстание. По своему значению для древней истории Палестины это произведение вправе занять второе после Библии место. Пересказывая Ветхий Завет, цитируя различных авторов, приводя документы из архивов, Иосиф Флавий преследовал главную цель – показать древность своего народа, выдержавшего испытания многих веков, защитить еврейский менталитет в пространстве многонациональной Римской империи. Рввинская традиция, считая Иосифа изменником отчизны, перешедшим на службу к ее врагам, совершенно игнорировала его сочинения. Его книги не переписывались и не сохранялись. Учителя и отцы Церкви часто ссылались на Иосифа как на «знаменитейшего из еврейских историков» (Евсевий Кесарийский. Церковная история, 15.2), подчеркивая то, что он «жил немного спустя после Иоанна и Исуса» (Ориген. Против Цельса, I. 47) и, следовательно, может считаться надежным источником. Уже в IV в. «Иудейская война» была переведена на латинский язык (т.н. перевод Гегесиппа); позже появились армянский и славянский переводы. Популярность Иосифа выросла среди христиан настолько, что возникла даже легенда, будто бы он принял христианство и стал епископом. На самом же деле, как следует из его автобиографии. Иосиф до конца жизни оставался верен своей «фарисейской закваске», хотя внешне признал владычество Рима и императорскую власть. Ия Исуса дважды встречается в «Иудейских древностях»: сначала в XVIII книге следует небольшой рассказ, получивший в историографии название «свидетельства Иосифа о Христе», «свидетельство Флавия» (testimonium Joephi de Christo, testimonium Flavianum), затем в XX книге Христос бегло упоминается в связи с казнью апостола Иакова.
«ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ» КНИГА XVIII, ГЛАВА 3, ПАРАГРАФ 3. «...Около того времени жил Исус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он творил удивительные дела и учил людей, с удовольствием принимавших истину. Он привлек к себе многих иудеев и многих эллинов. Это был Христос. П доносу первых у нас людей Пилат осудил его на распятие, но те, кто с самого начала возлюбил Его, оказались Ему верны. На третий день Он явился живой. Пророки Божии предрекли это и множество других Его чудес. И поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени...» КНИГА XVIII, ГЛАВА 5, ПАРАГРАФ 1-2. «...Около того времени царь Каменистой Аравии Арета1 и тетрарх поссорились между собой по следующей причине. Во время одного путешествия в Рим он заехал к сводному брату своему Ироду, который родился от первосвященника Симона Влюбившись в жену своего брата, Иродиаду (она была дочерью их общего брата Аристобула и сестрой Агриппы Великого), он рискнул предложить ей выйти за него замуж. Иродиада согласилась и сговорилась с ним пойти в его дом, когда он возвратится из Рима. При этом было условленно, что Ирод прогонит дочь Ареты. После этого тетрарх отплыл в Рим, заключив вышеуказанный договор. Когда он по исполнении в Риме всего нужного, собирался вернуться домой, жена его, без его ведома успевшая разузнать все о его условии с Иродиадой, просила разрешения уехать в Махерон, находящийся как раз на границе владений Ирода и Ареты, причем никому не сказала о цели своей поездки. Ирод согласился, не предполагая, что жене его что-либо известно. Последняя между тем заранее послала в Махерон к начальнику, поставленному там ее отцом, просьбу приготовить все к дальнейшему путешествию. Затем она явилась сама и поехала тотчас в Аравию, причем арабские князья последовательно сопровождали ее, пока она приехала к своему отцу. Ему она рассказала о намерении Ирода. Арета на основании этого решил объявить войну со своим зятем; именно границах Гамалитиды. Собрав войска, обе стороны вступили в борьбу, причем вместо Ареты и Ирода сражались их военачальники. В происшедшей тут битве все войско Ирода было уничтожено благодаря измене нескольких перебежчиков, которые примкнули к Ироду, принадлежа собственно числу поданных тетрарха Филиппа. Ирод написал об этом Тиберию. Тот разгневался на действия Ареты, послал Вителлию приказ объявить ему войну и представить ему Арету либо живым в оковах, либо прислать ему его голову. Ткой приказ отдал Тиберий сирийскому наместнику. Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание Божие за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека. который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу и из благочестивых чувств к Богу собираться для омовения...» КНИГА XX, ГЛАВА 9, ПАРАГРАФ 9. «...Узнав о смерти Феста2 , Цезарь3 послал в Иудею наместником Альбина4 . Около того же времени царь5 лишил Иосифа первосвященнического сана и назначил ему преемником Анана, сына Анана. Последний, именно Анан Старший6 , был очень счастлив: у него было пять сыновей, которые все стали первосвященниками после того, как он сам очень продолжительное время занимал это почетное место. Такое счастье не выпадало на долю ни одного из наших первосвященников. Анан же младший, о назначении которого мы только что упомянули, имел крутой и весьма неспокойный характер; он принадлежал к партии саддукеев, которые, как мы уже говорили, отличались в судах особенной жестокостью. Будучи таким человеком, Анан полагал, что вследствие смерти Феста и неприбытии пока еще Альбина наступил удобный момент для удовлетворения своей суровости. Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Исуса, именуемого Христом, равно как несколько других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. Однако все усерднейшие и лучшие законоведы, бывшие тогда в городе, отнеслись к этому постановлению неприязненно. Они тайно послали к царю с просьбой запретить Анану подобные мероприятия на будущее время и указывали на то, что и теперь он поступил неправильно. Некоторые из них даже выехали на встречу Альбину, ехавшему из Александрии, и объяснили ему, что Анан не имел права без его разрешения созывать синедрион. Альбин разделил их мнение на этот счет и написал Анану письмо с угрозой наказать его. Ввиду этого царь Агриппа лишил Анана первосвященства и поставил на его место Исуса, сына Дамнея...»
ДРЕВНИЕ ИСТОРИКИ И ОТЦЫ ЦЕРКВИ Д нашего времени дошли ссылки на свидетельства Флавия о жизни Христа древних историков и отцов церкви, живших в разное время и писавших на разных языках. Приведем некоторые из них.
Ориген (185-254 гг.) Против Цельса: «Цельс в лице выведенного им иудея до некоторой степени соглашается на признание факта крещения Исуса от Крестителя. Вввиду этого я желаю обратить его внимание также на то обстоятельство, что писатель, живший немного спустя после Иоанна и Исуса, повествует об Иоанне Крестителе и его крещении во оставление грехов. Я имею в виду Иосифа, который в восемнадцатой книге «Иудейских древностей» свидетельствует, что Иоанн крестил и тем, которые принимали от него крещение, возвещал отпущение грехов7 . Правда, он со своей стороны не верит в Исуса как в Христа, и когда занимается решением вопроса о причине падения Иерусалима и разрушения храма, он не усматривает эту причину – как это следовало бы ему сделать – в кознях против Исуса Христа со стороны [еврейского] народа, так как именно [евреи] убили предреченного пророками Христа, но в то же время он, как бы сам того не замечая, значительно приблизился к истине, коль скоро говорит, что все эти беды обрушились на иудеев в наказание за убиение Иакова Праведного, который приходился братом Исусу, называемому Христом».
Ориген. Комментарий на Матфея: «…Это тот Иаков, о котором Павел упомянул в Послании к галатам: «Другого же и апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня». Об этом Иакове известно, что он получил в народе прозвище Праведный, и Иосиф Флавий, написавший двадцать книг «Иудейских древностей», желая объяснить многие бедствия, постигшие народ, и разрушение храма, видит причину этого в Божием гневе из-за убиения Иакова, брата Исуса, называемого Христом. И удивительно, как при том, что он (Иосиф) не признает нашего Исуса Христом, он свидетельствует о великой праведности Иакова».
Иероним Блаженный (ок. 348-420 гг.) О знаменитых мужах: «Иосиф, сын Матфия. Иерусалимский священник, взятый в плен Веспасианом по возвращении его в Рим, оставался с сыном его Титом. По прибытии потом в Рим он поднес императору отцу и сыну семь книг о завоевании Иудеи, которые и были переданы в общественную библиотеку, и так прославился своими дарованиями, что удостоился статуи в Риме. Он написал и другие сочинения, а именно: двадцать книг «Древностей», заключающие в себя исорию от сотворения мира до 14-го года царствования Домициана Цезаря, и две книги ўArcaiothtoz против Апиона, александрийского грамматика, который будучи отправлен при Калигуле послом от партии язычников, написал против Филона книгу, содержащую в себе порицание Иудейского народа. Есть также и другая очень хорошая его книга под заглавием Peri autokratoroz logismon, в которой описаны мученичества Маккавеев. В восемнадцатой книге «Древностей» он очень откровенно признается, что Христос был умерщвлен фарисеями за то,что совершал великие чудеса, что Иоанн Креститель был истинно пророк и что Иерусалим разрушен за убиение апостола Иакова. А о Господе он написал следующее: « В то время был Исус, муж мудрый, если только можно назвать Его человеком. Ибо Он совершал дивные чудеса и учил тех, которые охотно воспринимали истину. Он имел весьма много последователей, как из иудеев, так и из других народов, и веровали, что это Христос. И хотя по доносу наших начальников Пилат осудил Его на распятие, но тем не менее не поколебались в вере в Него те, которые сначала возлюбили Его. Ибо Он явился им на третий день живым, согласно предсказаниям пророков, предвозвестивших о Нем это и многое другое удивительное, и род христианский, получивший от Него свое имя, до настоящего времени не уменьшается».
Георгий Кедрин (кон. XI в.) Обозрение истории: «Об Иоанне Крестителе пишет и Иосиф: «Некоторые иудеи видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Бога за убиение Иоанна, называемого Крестителем. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу и из благочестивых чувств к Богу собираться для омовения». О Христе же он (Иосиф) говорит так: «В это время жил Исус, человек мудрый, если следует назвать его человеком. Он творил удивительные дела и учил людей, с удовольствием принимавших истину. Многие из эллинов последовали за Христом. Пилат осудил его на распятие, но Ему остались верны те, кто слушал его проповедь, – возлюбившие Его с самого начала ученики. На третий день Он явился им живой. Пророки Божии предрекли это и множество других его чудес».
Михаил Глика (XII в.) Хронография: «После мудреца Филона [Александрийского] скажем и об известном Иосифе. Этот любитель истины хвалит Крестителя Господнего, а равно свидетельствует, что Христос был муж мудрый и показал великие знамения; распятый же, Он живым явился на третий день. Вы же, возлюбленные, не удивляйтесь, если и язычники воздавали прежде Ему честь».
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СОБЩЕНИЯ ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ ИСТОРИКАМИ Римская перепись и правление Квириния в Сирии Достоверность Евангельского повествования подтверждается не только приведенными выдержками из книг Иосифа Флавия и ссылками на него других авторов. Есть и другие исторические свидетельства о достоверности событий, описанных Евангелистами. Больше всего споров вызывает сообщение Луки о переписи населения в правление Квириния Сирией (Лк. 23, 1-3), как о времени рождения Спасителя. Кк указывает Иосиф Флавий, перепись в Иудее была произведена в 6 г. н. э. На первый взгляд это противоречит указанию Евангелистов, что Христос родился при Ироде Великом, который правил в 37-4 гг. до н. э. Найденные впоследствии документы разрешают это кажущееся противоречие, свидетельствуя, что Квириний дважды правил Сирией, также и перепись проводилась в несколько приемов. Евангелист Лука указывает, что перепись, во время которой родился Христос, была «первой в правление Квириния Сириею», а Флавий упоминает, вероятно, вторую перепись. Другие источники подтверждают истинность евангельских слов.
Иосиф Флавий («Иудейские древности, книга XVIII, глава 1, параграф 1): «Квириний, сенатор, раньше занимал все государственные должности и проложил себе дорогу к консульству, человек, пользовавшийся во всех делах огромным влиянием, явился в Сирию куда его послал Цезарь для того, чтобы творить суд и оценить все имущество населения. Весте с ним был послан и Копоний, происходивший из всаднического сословия. Ему была представлена верховная власть над всей Иудеей. Затем в Иудею, которая тем временем вошла в состав Сирии, прибыл и Квириний, желая совершить общую перепись и конфисковать имущество Архелая. Хтя иудеи при первых слухах о переписи с самого начала были возмущены этим, но в конце концов оставили всякую мысль о сопротивлении, благодаря увещеваниям первосвященника Иоазара, они, наконец, беспрепятственно допустили оценку своего имущества».
«Клавдиева таблица» Н обнаруженных в 1527 г. близ Лиона двух бронзовых таблицах сохранилась латинская надпись, с отрывком речи императора Клавдия перед сенатом, произнесенная в 48 г. н. э. Об этой речи сообщает в своих «Анналах» Тацит (XI:24). По мнению ученых, речь о которой идет речь в таблицах, сопоставима с сообщением Луки «о повелении кесаря Августа сделать перепись по всей земле». «Они (галлы) доставили моему отцу Друзу8, пользуясь спокойствием в то время, как он был занят покорением Германии, полный и нерушимый покой в его тыле; и то, чем он был занят перед тем, как отправиться на войну, была перепись, дело тогда новое и такое, к которому непривычны были галлы. Мы сами знаем еще и теперь по долгому опыту, насколько оно для нас тяжело, хотя от нас требуется не больше, как открыто собрать сведения о том, чем мы владеем».
Этик Истер. Космография: «Юлий Цезарь, изобретатель високосного года, человек столь понимавший дела божеские и человеческие, будучи консулом9 , приказал обозначить границы своего земного круга или, лучше сказать, римского мира, и поручил это лицам, выдававшимся умом и просвещением. Так, исполняя этот приказ, Зенодокс измерил весь восток в течении двадцати одного года, восьми месяцев, десяти дней, начиная от того же консульства Юлия Цезаря и М{арка} Антония до десятого консульства Августа10 ; наконец, Поликлит измерил юг в течение тридцати двух лет, одного месяца, десяти дней, начиная от того же консульства Юлия Цезаря до консульства Сатурнина и Цинны11».
Свида (Словарь): «…Когда император Август хотел узнать, как велико было число жителей в Римской империи, он приказал провести личную перепись. Число всех подчиненных Римской империи доходило 4 101 017 лиц».
Надпись Палатина. I в. н. э. В1647 г. в Венеции был найден камень с гробницы римского военачальника Палатина Секунда, служившего, судя по надписи, при легате Сирии Квиринии. Палатин происходил из Берита (Бейрута) в Ливане и, вероятно, там же похоронен. По какому-то случаю надгробный камень позже был перевезен в Венецию. «К{винт} Эмилий, с{ын } К{винта}, Пал{атин} Секунд, И воинства Божественного Августа, при Публии Сульпиции Квиринии, легате Августа Цезаря в Сирии почтенный достоинством префекта II морской когорты. П повелению Квириния я произвел перепись в Апамее, городе с населением 117000 граждан. Ткже по повелению Квириния я выступил против итуреян в Ливанских горах и захватил их крепость с оружием и предводителями войска, за что был назначен дважды консулом12 префектом казначейства и в колонии квестром, дважды эдилом, дважды дуумвиром и понтификом. Эо посвящено К{винту} Эмилию, с{ыну }К{винта}, Па{латину} Секунду и Эмилии Хии13 их воль{ноотпущенником} М{арком} Амплием».
Понтий Пилат Понтий Пилат – римский наместник, правивший в Иудеи и Самарии во времена Исуса Христа, известен нам по многим источникам. О Понтии Пилате упоминают Филон и Тацит, более подробный рассказ о нем приводит Иосиф Флавий. Сохранились бронзовые монеты, т. н. лепты, отчеканенные Пилатом во время своего наместничества. Греческие надписи на них содержат имена Тиберия Цезаря и его матери Юлии Августы. Филон Александрийский. Посольство к Гаю. Идейский философ Филон из Александрии Египетской, современник Понтия Пилата, (21 г. до н. э. – 41 г. н. э.) оставил характерный рассказ о правлении в Иудеи Пилата. «И вот Пилат, бывший наместником Иудеи, не столько ради славы Тиберия, сколько ради огорчения народа велел установить во дворце Ирода позолоченные щиты, на которых не было никаких изображений, а только сделана надпись: посвятил такой-то такому-то. Узнав об этом народ пришел в беспокойство и, предводительствуемый четырьмя царскими сыновьями, достоинством и жизнью подобных царю, и другими его потомками, стал увещевать его удалить щиты и не нарушать обычаи отцов, которые извечно оставались неизменны и соблюдались и царями и правителями. Но свирепый и упрямый Пилат не обратил а это никакого внимания. Тогда те воскликнули: «Перестань дразнить народ и возбуждать его к восстанию! Воля Тиберия состоит в том, чтобы наши законы пользовались уважением. Если ты, быть может имеешь другой приказ или новое предписание, то покажи их нам, и тогда мы немедленно отправим депутацию в Рим». Эти слова еще больше раздразнили его, ибо он боялся, что посольство раскроет в Риме все его преступления, продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств, и всех совершенных им постыдных дел, многочисленных казней лиц, не осужденных никаким судом, и прочих жестокостях всякого рода. Таким образом, этот от природы жестокий и гневливый человек пришел в замешательство: удалить установленные им щиты он не хотел, чтобы не доставить радости своим подчиненным, но вместе с тем ему были известны постоянство и последовательность Тиберия в этих делах. Поняв это, присутствующие написали Тиберию жалобное письмо. Тот, узнав о делах Пилата, вознегодовал, хотя гнев его, как известно всем, разжечь было не просто. Немедленно же после этого он написал Пилату письмо, велев ему без промедления убрать щиты и удалить их в Кесарию, где посвятить в храм Августа. Таким образом, честь властителя была сохранена, как и его обычное благорасположение к древнему городу.
Евсевий Кесарийский. Церковная история, II 7. Есевий Кесарийский известный христианский историк, жил в 263–340 гг. н. э. сообщает о самоубийстве Пилата при императоре Гае Калигуле 37–41 гг. н. э. «Стоит обратить внимание, что тот самый Пилат, живший во времена Спасителя, впал, по преданию, при императоре Гае в такие беды, что вынужден был покончить с собой и собственной рукой наказать себя: Божий суд, по-видимому, не замедлил настигнуть его. Это рассказывают греческие писатели, отмечавшие Олимпиады и события, происшедшие в каждую из них»13.
Солнечное затмение и землетрясение во время распятия Исуса Христа Согласно Евангелиям, как рождение, так и смерть Господа на кресте сопровождалась необычайными природными явлениями. «В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого», читаем мы у трех первых евангелистов о небесных знамениях во время распятия Исуса (Мф 27:45; Мк 15:33; Лк 23:44). Тртуллиан, ранний христианский апологет (ок. 165–230 гг.) писал, обращаясь к римлянам: «Распятый, показал Он много знамений… И в тот момент,.. когда солнце показывало полдень, свет померк. Люди, не знавшие, что так предсказано о Христе, сочли это обычным затмением. Донесение об этом затмении, как о мировом бедствии, имеются у вас в архивах» (Апология, XXI 19) Нчиная с Юлия Африкана (ок. 220 г.), Оригена и Евсевия, христианские апологеты придавали исключительное значение свидетельству греческого историка Флегона, упомянувшего о затмении солнца и сильнейшем землетрясении, случившимся ок. 32–33 гг. н. э. По сообщению византийского словаря Свида, Флегон из Тралл был вольноотпущенником императора Андриана (117-138 гг. н. э.) и оставил несколько сочинений, в том числе историческую хронику «Выдержки из Олимпиад». Как придворный историк императора Адриана, презрительно-враждебно относящегося к христианам, он целиком следовал и его религиозной политике. Характерно замечание Оригена, что Флегон свидетельствует за Христа против своего желания. Сама хроника Флегона не сохранилась и известна лишь в коротких отрывках, цитируемых, позднейшими авторами. Несмотря на это, сообщение Флегона, каким его видим в передаче Евсевия, и Иеронима, считается подлинным. Ориген. Против Цельса: «Что же касается солнечного затмения, которое произошло во дни Кесаря Тиверия, в правление которого, как известно, был распят Исус, что касается, с другой стороны, бывшего тогда великого землетрясения, то об этих обстоятельствах передает также и Флегон, если не ошибаюсь, в тринадцатой или четырнадцатой книги своей «Хроники». Ситает он (Цельс) вымыслом также землетрясение и мрак. Но по этому поводу, насколько была в наших силах, мы дали свой ответ раньше, когда приводили свидетельство Флегона, по рассказу которого все эти события действительно происходили в те дни. Когда страдал Спаситель».
Иероним Блаженный. Изложение хроники Евсевия Кесарийского: «Исус Христос, Сын Божий, по предреченным о нем пророчествам, приходит на страдание в восемнадцатый год Тиберия, в каковое время и в других, языческих памятниках, находим буквально следующее: «Было затмение солнца, и тьма по всей земле. В Вифинии было землетрясение, и в городе Никее разрушено очень много зданий». Все это соответствует тому, что случилось во время страдания Спасителя. Пишет об этом и Флегон, знаменитый исчислитель Олимпиад, в XIII книге говоря так: «А в четвертом году 202 Олимпиады (соответствует 33/32 гг. н.э.) было великое и выдающееся между всеми прежде случавшимися затмение солнца; в шестом часу день превратился в темную ночь, так, что видны были звезды на небе, и землетрясение в Вифинии разрушило много зданий в Никее». Так говорит сказанный муж. А доказательство того, что Спаситель пострадал в том году, представляет Евангелие Иоанна, в котором пишется, что после пятнадцатого года Тиверия Кесаря Господь проповедовал в течение трех лет. И Иосиф, исконный иудейский писатель, свидетельствует, что около тех времен в день Пятидесятницы священники ощущали сначала колебания почвы и некие звуки; потом из Святого Святых храма вдруг раздался необычный глас, говорящий: «Перейдем из сих мест».
Георгий Синкел (византийский историк XIII-IX вв.) Хроника: «…Год 5533 от сотворения мира, 33 от воплощения Христова. Африкан о страдании и воскресении Спасителя. Овсяком деянии Его, служении телесном и духовном, тайном воскресении из мертвых в нетлении сообщили Его ученики и апостолы. Страшная тьма поглотила всю землю; от землетрясения расселись камни как в самой Иудеи, так и в прочих землях. Эту тьму в третьей книге своей «Истории» Талл объясняет затмением солнца, что, по моему мнению, необоснованно. Евреи празднуют Пасху в полнолуние, когда, согласно пророчествам, пострадал Спаситель, а затмение не может произойти в полнолуние. Солнечное затмение невозможно в другое время, кроме как в последний день старой луны и в первый день новой, когда они совмещаются. Историк Флегон также сообщает, что в правление Тиверия Кесаря солнечное затмение совпало с полнолунием, и от шестого часа до девятого померк свет, как мы уже говорили, и великое смятение охватило мир. Подобного происшествия никогда не бывало раньше, и такого нельзя припомнить; но тьма эта была боговдохновенной и сопровождала страдания Господа нашего, когда, по слову Даниила, прошло семьдесят седьмин». |
назад |