свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 2Март 2003 года

ЕП. АРСЕНИЙ УРАЛЬСКИЙ. КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ. ГЛАВА ТРЕТЬЯ "ОБ АНТИХРИСТЕ, О МНОГИХ АНТИХРИСТАХ И ОБ ОДНОМ АНТИХРИСТЕ"

   Вех противников и врагов Христовых, сиречь еретиков, и царей гонителей и мучителей во святом Писании <апостол> нарицает антихристами из-за их противления Христу. И таковые антихристы начались с самого времени вознесения Христова на небеса: Симон Волхв и прочие после него – Арий, Македоний, Несторий и Магомет, турецкий законодатель. А царями нечестивыми, гордыми и лютыми мучителями были Нерон, Севир, Валериан, Максимиан, Диоклитиан и прочие таковые. Сих всех в Писании <апостол> нарицает антихристами, как еретиков, так и нечестивых, гордых царей и лютых мучителей. Ибо те злочестивым своим учением рабов Христовых губили, те же мучением за веру Христову убивали. И о таковых антихристах говорит Иоанн Богослов: «Не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть, яко мнози лживи пророцы изыдоша в мир» (1 Ин. 4,1). И вновь говорит: «слышасте, яко антихрист грядет и ныне антихристи мнози быша» (1 Ин. 2,18).

   Мого было прежде и ныне суть в мире таковых антихристов, противников Христовых, но нам не о них надлежит здесь ныне говорить. Ибо те антихристы были только по подобию, а по свойству и существу не были антихристами, но только предотечами его. Ибо так же имя Исус толкуется двояко, сиречь вообще и в частности. Вообще таковым именем некие в Ветхом завете нарицаются: Исус Навин, Исус Сирахов, Исус Оседеков и прочие. В частности же сие имя Исус свойственно одному Самому Исусу Спасителю и Богу нашему, как сказал ангел: «Родит же Сына и наречеши имя Ему Исус, Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1,21). Оные три мужа названы были Исусами потому, что они были образом и подобием Истинного Господа нашего Исуса Христа (Катихизис большой, гл. 1). И когда солнце встало по слову Исуса Навина, то ради чего же было сие? Оное имя Исусово было образом, ради того было сие (Апостол толковый, зачало 330).

   Иеще имя Христос двояко толкуется: во-первых, вообще, а во-вторых, в частности. И вообще такое толкование: сим именем вместе нарицались православные цари, как помазанники. Ибо Христос – греческое слово, обозначает «помазанник». Потому и первый израильский царь Саул назван был царем Давыдом «христом», когда он сказал мужам своим: «Не буди мне ничтоже от Господа, аще сотворю глас сей господину си христу Господню, еже воздвигнути руку мою нань, яко христос Господень есть сей» (1 Цар. 24,7). И еще говорит убившему царя Саула: «како не убояся воздвигнути руки своея на христа Господня?» (2 Цар. 1,14). И еще пророк Самуил того же царя Саула «христом» нарицает, смотри 12-ую главу первой Книги царств.

   Ткже и Давыд нарицается христом, как в псалме сказано: «Величая спасения царева и творяй милость христу Своему Давыду» (Пс. 17,51). И вновь чрез того же Давыда Господь говорит: «Не прикасайтеся помазанному Моему» (Пс. 104,15), или «помазанным Моим», или «христом Моим», или «духом Моим», как написано в других переводах. В толковании Псалтыри стих сей объясняется, как о помазанных Аврааме, и Исааке, и Иакове, ибо и сии нарицаются пророками и христами, сиречь помазанниками. Хотя миром и не помазаны, но духовно помазаны, потому и христами нарицаются.

   Сотри о Христе Господе. Христом нарицается от помазания, ибо то свойственно плоти. «Каким, спросишь, помазанием помазан? Воистину не помазан миром, но являет духовное помазание, сиречь Духом помазан. Потому Писание тех помазанными нарицает. А в начале в помазании Дух есть и потому елей вместо Духа почитается. И нарицает Писание помазанными тех, кто не помазан, говоря: “не прикасайтеся духом Моим (сиречь помазанным Моим) и во пророцех Моих не лукавнуйте”. Тогда не было чина помазания елеем» (Апостол толковый, л. 225). О таковых христах так написано в Четьей Минеи (слово поучительное на 30 ноября): «Много христов, но все смертны. Авраам христос – и во гробе истлел. Исаак также был христом, но кости его во гробе лежат. Был Иаков христом, но смертным. И Моисей был христом, но не знаем, в коем месте погребен. Давыд также был христом, но все были смертны». И в Евангелии недельном так написано: «Христами нарицаются цари и иереи, сиречь помазанники, ибо помазываются святым елеем, каплющим из рога на главы их» (в Неделю святых отец пред Рожеством Христовым). И так об имени Христос вообще.

   Ворое же рассуждение в частности. Сие пресвятое имя Христос свойственно Самому Единственному, Истинному Христу, Спасителю нашему, Помазаннику Божьему и Богу, о Нем же сказано: «Помаза Тя, Боже, Бог елеом радости паче причастник Твоих» (Пс. 44,8). И еще сказано: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя» (Ис. 61,1) и прочее. «Сие греческое слово Христос, а по-еврейски Мессия, толкуется «помазанник». Ибо для восприятия плоти помазан свершением Святого Духа, как Царь высший всех царей, и Священник высший всех священников, и Пророк высший всех пророков» (Большой катихизис, гл. 1). Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «всякий богоносный человек может христом называться, но не Богом по естеству» (кн. 3, сл. 12). И святой Феофилакт <Болгарский> говорит: «много было христов, ибо так называются цари и архиереи, но ни один из них не был Сыном Бога Благословенного» (толкование на 65-е зачало Евангелия от Луки). И еще он же говорит: «ибо христами назывались многие, все цари и священники, Христос же один по существу, Отца Сын» (Толкование на 67-е зачало Евангелия от Матфея).

   Тк сказав об Исусе и о Христе, скажем и о Боге. Ибо сие имя Бог также двояко толкуется святыми отцами: вообще и в частности. Святой Иоанн Дамаскин о нем говорит: «<Бог> называется Царем царствующих, и Господом господствующих, и Богом богов и Создателем всех и Господом. По-всякому и святые <называются>: богами, и господами, и царями, но царствующими не естеством, а страданиями, и соединенные Богу Его причастием» (кн. 4, гл. 15). И в Большом Катихизисе в главе 56 так написано: «Не только один Творец сим именем Бога нарицается, но и тварь Его сим словом называется. Святой апостол Павел в Послании к коринфяном говорит: Аще и суть глаголемии бози мнози и господие мнози, но нам един Бог Отец (1 Кор. 8,5-6) и прочее. Не достойно так нарицать тварь, но ради некоего подобия нечто из нее сим именем нарицается. Во-первых, ангелы нарицаются богами, ибо они посланники Божьи. А потом и люди: цари, господа, судьи и наместники, которые сидят на месте Его и владычествуют людьми. Обыкновенно же Писание называет богом и чрево, которому обжоры, и пьяницы, и прочие чувственные люди угождают похотями своими, как богу. Еще же и кумиры (идолы, бесы) нарицаются богами, ибо люди их вместо Бога почитают, ибо сказано: бози язык – бесове (Пс. 95,5). Они же все не по естеству называются богами, не по причастию, но только ради подобия древней гордыни. По естеству же один Господь Бог Праведный и Истинный, Вседержитель и Творец всей твари. Он достойно нарицается сим именем Бог, так и есть» (гл. 56).

   Пказали здесь от священного Писания, как имя Исус вообще и в частности толкуется. Ибо были иные Исусы, но один истинный Исус Спаситель, Господь Бог наш. Прочие же Исусы были только образами и подобиями Его. И также многие христами нарицаются в Писании, но один Истинный Христос Бог наш. И также многие богами и господами многие именуются, но один по существу Истинный Господь Бог, Творец всея твари. Прочие же богами называются или по благодати усыновления (как святые ангелы и святые люди), или по подобию (как цари, и князи, и судьи земные), или по заблуждению (как языческие боги-бесы и прочие такие, ибо вообще и они богами нарицаются). А в частности и по существу, по естеству Божественному есть один Истинный Бог, а не множество, о чем всякому правоверному христианину известно.

   Пдобным образом подобает мыслить и об антихристе, о котором есть двоякое толкование: во-первых, вообще, а во-вторых, в частности.

   Вобще в святом Писании все еретики и противники Христовы антихристами нарицаются из-за их сопротивления Христу и уподобления самому тому антихристу. Но поистине они не являются антихристом, но предотечами его или неким образом и подобием. Посему Златоуст и Нерона нарицает образом антихристовым (беседы на 14-е послание и Апостол толковый, 275-е зачало).

   Вчастности же сие наименование свойственно одному тому антихристу, грядущему при скончании мира. О нем же Сам Господь иудеям сказал: «Аз приидох о имени Отца моего и не приемлете Мене, иной же приидет о имени своем, того приемлете» (Ин. 5,43). И апостол говорит: «тогда открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяися паче всякаго глаголемаго бога или чтилища» (2 Сол. 2,3). И пророку Даниилу ангел, объясняя о зверях, говорит: «И по них востанет царь, иже преспеет злобами вся иже прежде его. И трех царей смирит, и словеса к Вышнему соглаголет, и святыя Вышняго смирит, и помыслит пременити времена и закон» (Дан. 7,24-25) и прочее. Святой Ипполит о нем повествует: «Тогда же, когда сам захочет прийти, и люди начнут видеть его истинно, какое только не сотворит лукавство, и лесть, и мечтание!» Подобно же и преподобный Ефрем говорит: «Велик подвиг, братья, <будет> во времена оные на всех людях, более же на верных, когда будут знамения и чудеса от самого того змия!» Так же и в древлеписанном «Златоусте», и в печатном пишется: «Тогда антихрист начнет явно ходить с бесами своими, до конца прельщая и губя людей, пока не придет с небес Господь наш Исус Христос» (гл. 25). Еще же и в Кирилловой книге сказано о враге: «помалу пошлет пред собою предотеч своих, дабы и самому, придя на готовое, остаток уловить» (знамение 7). И еще святые отцы Златоуст с Феофилактом <Болгарским> говорят: «что было в сени жертвы храма соломонова, то поистине свершилось и исполнилось после слов пророческих. Также начинают и посланницы антихриста, сына беззаконного. Кончина будет, когда сам придет, а с ним совершится и исполнится мерзость вседневного запустения» (знамение 6). До сих Кириллова книга и слова о явном пришествии антихриста.

   Ее надлежит знать о сказанном святыми отцами, которые все, говоря о самом антихриста, нарицают его «сам». Кто есть «сам»? И о Христе пророк Исаия говорит: «Се Бог наш суд воздаст, Сам придет и спасет нас» (Ис, 35,4). И он же говорит: «ни ходатай, ни ангел, но Сам Господь спасе я» (Ис. 63,9). Потому же и ирмос поется так: «ни ходатай, ни ангел, но Ты Сам Господи воплощься и спасе всего мя человека» (2-й глас, 4-я песнь). Ибо прежде послал Бог закон и пророки, но не смогли спасти человечество, а после них Сам Бог пришел и спас нас.

   Тк толкуется и об антихристе. Пришли еретики и мучители, противники Христовы, которые по подобию антихристами нарицаются, но не сам. После них и сам он придет, о нем же выше сказали, прельщая людей, уловляя и губя остаток.

   Оые же все противники Христовы, хотя и называются антихристами в святом Писании, но являются только предотечами его, что и будет. Ибо и папа римский после отступления <от Церкви> многократно называется в писании антихристом, но тот же папа именуется предотечею ему. О сем в Книге о вере так говорится: «Со времен Карла Великого всю власть царскую и святительскую папа на себя взял, вкупе царем и святителем называясь. Не явный ли он антихристов предотеча?» (гл. 30). Также и в Кирилловой книге пишется: «Как прежде первого Христова пришествия был один главнейший идол в Вавилоне при царе Навуходоносоре, так и среди нынешних многих антихристов есть один главнейший – папа, который оному антихристу предотеча» (знамение 8). И еще в той же главе в начале так пишется: «Как Христос времени пришествия Своего и кончины века никому не сказал, только знамения некие и разделения предсказал ради антихристов, которые вкупе людей приведут к последнему антихристу» и прочее.

   Кжется, по сим сказаниям святых отцов возможно всякому, имеющему ум, рассуждать и разуметь разницу между самим антихристом и прочими антихристами, сиречь его предотечами или <людьми>, названными так по некоему сходству. Ведь не только еретики или нечестивые мучители нарицаются в писании антихристами, но и люди благочестивые так называются из-за некоего противления Христу. И о сем, хотя и мало, но помянуто в Кормчей книге в толковании 52-го правила святых апостолов: епископа или пресвитера за оную вину (неприятие кающегося) нарицает антихристом.

   Ив Азбучном патерике, и в книге Никона Черногорца, и в Прологе в день 22-го октября и в день 22-го марта, и в книге «Альфа и омега» в 51-й главе писано, что осуждающий иного есть антихрист. Однако они так нарицаются <лишь> по некоему уподоблению антихристу, поистине же не суть антихристы. И сии так называются потому, что осуждением ближнего восхищают на себя сан Христов, ибо рассуждать и осуждать <возможно> одному Богу. Также и папа римский – назвал себя не просто папою, но папою и судьею всей вселенной, посему святые отцы нарекли его антихристом, поскольку он восхитил на себя не только власть духовную и царскую, но и Божию, ибо быть судьею всей вселенной <возможно> одному Богу. Однако и сей антихрист, сиречь папа, с прочими еретиками не суть антихрист, но его предотечи, как выше во главе сей ясно показано.

   Н если кто-нибудь противоречит <нам> и скажет:

   – Святой Иоанн Богослов пишет: «яко антихрист грядет и ныне антихристи мнози быша» (1 Ин. 2,18) и еще: «всяк дух, иже не исповедует Исуса Христа в плоть пришедша, от Бога несть, и сей есть антихристов, его же слышасте, яко грядет и ныне в мире есть уже» (1 Ин. 4,3). Тоже и Павел апостол, будучи еще жив, так говорит к солунянам: «тайна уже деется беззакония» (2 Сол. 2,7). И от сих <слов> ясно видно, что и при апостолах был уже антихрист в мире. И если тогда делалась сия тайна, то сколь более ныне в мире совершается! Как же вы говорите, якобы он еще не пришел в мир?

   Овечаем: святой Иоанн Богослов сие говорит не о самом истинном антихристе, но о еретиках и лжепророках – предотечах его, бывших тогда, во время апостолов. Ибо на сей стих в Толковом апостоле так говорится: «Тогда от дьявола были приведены многие лжеапостолы, притворяющиеся имеющими евангельское учение. Сих обличая говорит евангелист: и сей есть антихрист, его же слышасте, яко грядет и ныне в мире есть уже» (л. 202). Еще о сем говорит святой Иоанн Дамаскин: «всякий, кто не исповедует Сына Божьего и Бога во плоти Пришедшего, антихрист есть. Впрочем, подлинно и изрядно антихрист в скончании времен грядет» (кн. 4, гл. 27). Здесь внимательно смотреть подобает, ибо и сей святой ясно показывает разницу между сими антихристами, по подобию названными, и последним, истинным тем антихристом. О сих говорит: «всякий, кто не исповедует Сына Божьего и Бога во плоти Пришедшего, антихрист есть». А об оном говорит, что «подлинно и изрядно в скончании времен грядет». Подлинно – сиречь, не в предотечах уже, как ныне, но в своем образе. Подобно и святой Ипполит (как выше сказали) говорит: «Тогда же, когда сам захочет прийти, и люди начнут видеть его истинно». И еще в Кирилловой книге так пишется: «Тогда святые апостолы оных отступников, совращавших людей Божьих за собою, антихристами нарицали. Также и ныне всех еретиков и совратителей разумей антихристами, служащими оному последнему» (11-е знамение).

   Птому удобно разумеется и явственно является, что святое Писание всех противников Христовых нарицает антихристами; не просто же, но по оному последнему антихристу. Именует их предотечами и слугами <антихриста>, так и нам разуметь повелевает. Посему и сказанное евангелистом (что антихрист уже в мире) подобает разуметь: уже в мире, но не в своем лице, а в предотечах. Нечто подобное и в Евангелии обретается, когда Христос говорит об Иоанне и называет его Ильею: «Илия убо приидет прежде и устроит вся. Глаголю же вам, яко Илия уже прииде и не познаша его, но сотвориша о нем, елика восхотеша... Тогда разумеша ученицы, яко о Иоанне Крестителе рече им» (Мф. 17,11-12). Здесь Христос об Илье говорит, что должен прийти и что пришел уже, но как же должен прийти, когда уже пришел? Сие подобает разуметь так, что при кончине мира должен прийти сам Илья в своем лице. Тогда же приходил в подобном себе лице, сиречь в Иоанне Крестителе: «ибо Илья и Предотеча имеют одно служение. Иоанн первому пришествию был предотеча, Илья же будет <предотеча> второму» (Благовестник на Евангелие от Матфея, зачало 40). Илья пришел в лице Иоанна, а Иоанн пришел в достоинстве Ильи, то есть не был он Ильею, но был наречен подобным Илье по образу служения. Так и антихрист пришел уже в своих предотечах, а не в своем лице. Так пришли и предотечи его во имя его, то есть не сам антихрист, но названные так по уподоблению ему в действиях. И чрез них тогда делалась и ныне делается тайна беззакония, как сказал апостол: «тайна уже деется беззакония». По толкованию на сей стих святого Златоуста тайною беззакония апостол нарицает Нерона, также и прочих мучителей и еретиков, чрез которых делается тайна сына беззаконного.

   Првое пришествие Христово на землю образное начало имеет от времен адамовых. Оно предзнаменовалось во многих событиях и лицах, то есть на Авеле, неповинно убиенном по зависти от своего брата; на Ное, избавившем человеческий род от потопления; на Мелхиседеке, вечном священнике, не имеющем ни начала дней, ни конца жизни; на Исааке, вознесенном от Авраама в жертву; на Иосифе, проданном своею братиею, а потом царствовавшем и обладавшем ими и всем Египтом; на Моисее, освободившем Израиль от работы фараону; на Давыде, кротком царе израильском, гонимом от Саула; на Ионе пророке, пребывшем три дня и три ночи во чреве кита. Во всех сих лицах, а также и в прочих многих лицах и событиях издревле делалась тайна спасения нашего, хотящего быть чрез Истинного Спасителя и Бога нашего Исуса Христа. Однако тогда Христос в Своем лице не приходил в мир. Когда же пришел и явился, тогда открылась сия тайна, сокровенная от века и от родов, как сказал апостол: «Бых аз служитель по смотрению Божию, данному мне в вас исполнити слово Божие, тайну, сокровенную от всех век и от родов. Ныне же явися святым Его, им же восхоте Бог сказати, что богатство славы тайны сея во языцех, иже есть Христос в вас, упование славы, Его же мы проповедуем» (Кол. 1,25-28). Ибо уже закончились тогда образы и тайнодействующие подобия, и завершились самою истиною, когда Сам Христос пришел в Своем образе.

   Пдобным образом надлежит разуметь и об антихристе, ибо образное пришествие его началось со времен пребывания на земле Христа во плоти. Однако с тех пор и доныне <антихрист> не в своем лице пребывает, что невозможно, но делается сие чрез предотеч его. И ныне делается тайна его, сиречь злоба его и противление Христу. Потому и Иоанн Богослов сказал, что антихрист в мире уже. Ясно, что таковой антихрист <был> в мире уже тогда и ныне, то есть его злоба и Христу противление таинственно бывает в предотечах антихристовых. Когда же истинный тот антихрист придет в своем образе, тогда откроется сие таинственное действо и завершится самим делом, как апостол говорит: «открыется человек беззакония, сын погибели» и прочее (2 Сол. 2,3). И святой Ипполит говорит: «Хотя сам и не явился ныне сын погибельный, но невидимо с нами враждует, отводя и увлекая нас кознями. Тогда же, когда сам захочет придти…» и прочее (Соборник большой, гл. 8). И преподобный Иоанн Дамаскин сказывает, что он <антихрист> будет в своем образе, как выше показали.

   Иот всех вышеприведенных отеческих сказаний ясно познается, что тот самый антихрист, грядущий в мир в своем образе, не был в мире тогда, при апостолах. Ибо если тогда, при апостолах, тот антихрист был бы уже в мире, то почему же святые отцы определили ему время будущее? Ясно – потому, что не был тогда в мире! Также они <святые отцы> определяют ему время не прошедшее, как при апостолах, ни настоящее, как при них, но будущее. Святой Ипполит в слове своем указывает во многих местах будущее время, говоря о нем <об антихристе>: придет, родится, изыдет, чудеса сотворит и прочее подобное. Сей святой жил после Христа в 261-м году.

   Исвятой Кирилл Иеросалимский, бывший после Христа в 345-м году, говорит: «придет же предреченный антихрист таким образом» (знамение 9). И еще: «ожидаем врага, который вскоре пошлет пред собою предотеч своих, дабы самому, придя на готовое, остаток уловить» (знамение 7). «К жидам придет, как Христос, и жидами принят будет» (знамение 4). «Ложно прозовется Христом и тем прозвищем жидов прельстит» (знамение 8). «И полчетверти года будет люто царствовать» (знамение 9).

   Пеподобный Ефрем, бывший после Христа в 373-м году, говорит: «не будет в то страшное время покоя на земле, когда придет змий». И еще: «в свое время, на скончании времен, когда придет прельстить всяческих». И еще: «таким образом придет на землю: родится воистину» (слово 105).

   Сятой Златоуст, бывший после Христа в 402-м году, также говорит: «уже начинают посланцы антихриста, сына беззаконного, но не <будет> кончины, пока сам не придет» и прочее (Толковый апостол, зачало 150). И в другим месте: «Когда придет он, не с помощью истины будет повелевать, но ложными знамениями». Ниже: «Придет на погибель людям, все подвигнет, все возмутит» (4-я беседа на 2-е послание к солуняном).

   Пеподобный Иоанн Дамаскин, бывший после Христа в 735-м году, говорит: «нужно знать, что подобает антихристу придти». Ниже: «родится от блуда и внезапно возвеличится и воцарится. Придет же в знамениях и чудесах лжи» и прочее (4 кн., гл. 27).

   Сятой Никифор Каллист, бывший 844-м в году, тоже повествуя, говорит: «прежде второго пришествия Христова придет сопротивник Христу и чудеса сотворит, какие Христос содеял» и прочее (Синоксарь в Неделю мясопустную).

   Сятой Феофилакт, архиепископ Болгарский, который написал толкование на четыре Евангелия и был в 1071-м году от Рожества Христова, говорит: «и доныне желают евреи получить Христа, но не получат его и не познают, ибо антихриста получат и поклонятся ему» (толкование на 29-е зачало Евангелия от Матфея). «<Когда>придет Господь на облаках, то не обретет веры на земле, только в немногих» (толкование на 58-е зачало Евангелия от Луки). Выше: «ибо стольких удержит тогда сын беззакония, еще же прельстит и избранных, если возможно». И в ином месте: «придет антихрист явно, желая явить себя единственным христом и единственным богом» (толкование на 17-е зачало Евангелия от Иоанна). Так же и в иных местах во всех четырех Евангелиях всюду для антихриста время будущее являет.

   Ткже восточного благочестия блюститель и поборник, западного же кривоверия и прочих еретиков обличитель, муж исполненный благой ревности и мудрости, белорус Стефан Зизаний, бывший после Рожества Христова в конце шестнадцатого – начале семнадцатого столетия, во время благоверного князя Василия Острожского. Князь просил того церковного учителя Стефана истолковать 15-е слово в «Книге оглашений» святого Кирилла Иеросалимского, в коем святой Кирилл полагает 11 знамений наступления антихриста. И толкуя то слово святого Кирилла, многое к нему добавляет, однако и сей <Стефан> являет антихристу будущее время, говоря: «будет беда великая вскоре, каковой же не было от начала мира и потом не будет: в то время, когда последний антихрист начнет притеснять и мучить православных христиан» (Кириллова книга, гл. 4). «В то же время прельстятся многие, но о том мало нужды писать, это и ныне содевается» (знамение 3). «Сам последний <антихрист> один полчетверти года пребывать будет» (знамение 9). И как сие, так и прочее многое подобное сему говорит.

   Ее же в семнадцатом столетии от Рожества Христова был священный учитель иеромонах Азария, который написал «Книгу о правой вере» и книгу «Альфа и Омега». Се был муж духовный и святых писаний знаток премудрый, восточного благочестия хранитель великий и еретических сборищ изрядный обличитель, таковым книги его являют. Сей в «Книге о вере» об антихристе так пишет: «а тот антихрист человек будет, беззакония сын. И родится, как говорит Ипполит Римский, от нечистой девицы-жидовки, от колена Данова и сперва будет смиренным и доброго жития. И сотворит чудеса не истинные, но мнимые. И все действие дьявола воспримет и возлюбит жидов и возвысит их. А правоверных люто изгонять будет» (гл. 30).

   Ее же в 1630-м году от Рожества Христова, во время святейшего Патриарха Филарета Московского и всея Руси, польским протопопом Лаврентием Зизанием сочинен был «Катихизис большой». Книгу освидетельствовал сам Патриарх и отложил то, что оказалось в ней излишним или непотребным, а чего недоставало, то дополнил и издал печатным тиснением. И в сей книге также является антихристу будущее время: «потом же придет антихрист, будет же царствовать три года и шесть месяцев. И чудеса обманом, и ложью, и волхованием сотворит. И тогда будет великое и лютое мучение» и прочее (гл. 23, знамение 17).

   Пдобно в священном Писании бесчисленное множество доказательств обретается тому, что святые отцы объявляют самому тому антихристу время будущее, род мужской, число единственное. Так и святой Иоанн Златоуст говорит: «не в идолопоклонство введет он, но некто богопротивный будет и всех разорит богов, и повелит кланяться себе вместо Бога». Ниже говорит: «если бы прежде оного времени пришел, то дивно, коль уже есть» (4-я беседа на 2-е послание к солуняном).

   Вдишь ли, не говорит, что <антихрист> будет чем-то богопротивным, сиречь ересью или нечестием, явно бывшими уже тогда, но говорит: «некто будет» – являет род мужской, как сказали, число же единственное и время будущее. Также и ниже сказал: «дивно, коль уже есть». И не один только Златоуст так передает, но и многие священные учителя, их же здесь отчасти показали, бывшие по времени от воплощения Христова до 1600-го года и более. Все показывают, что до сих пор не пришел в мир сам антихрист, все время будущее являют! Посему ясно, что сам тот антихрист не был прежде в мире ни при апостолах, ни при отцах, написавших сие.

   А если кто-нибудь здесь найдет удобное место для противоречия <нам> и скажет:

   – Если тогда и не пришел тот антихрист, то с 1666-го года всяко уже пришел по сказанию «Книги о вере».

   Овечаем: выше объявили показания святых отцов, что до сего 1666-го года не пришел в мир тот самый антихрист, ибо все они <святые отцы>, будучи в своих временах, определили ему время будущее. А после сих лет уже не обретается учителя или писателя, засвидетельствованного Древлеправославною Церковью, кроме новых учителей. Посему и писаний о том, определяющих будущее время, взять неоткуда, разве опять от сказаний древних святых отцов. Посему приводим ниже святоотеческие сказания и знамения, являющие, что не только до сего 1666-го года или после него, но даже и доныне не пришел в мир тот антихрист. Всякий, имеющий ум, беспристрастно прочитав их о сем сказания и знамения, может уразуметь, что так и есть.

   Превел Д. Урушев

   (Продолжение следует)



назад


Яндекс.Метрика