свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|
№ 1 | Январь 2003 года |
М.НИКОНОВ. СТАРООБРЯДЧЕСТВО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ В все времена земной путь человека был немыслим без искушений и соблазнов, но особенно они умножились в наше время. Если старшее поколение в какой-то мере защищено своим жизненным и духовным опытом, то молодых людей может смущать настойчивая пропаганда антихристианских ценностей и образа жизни; настырность и респектабельность всевозможных сект; показная сила и могущество РПЦ, её внешняя пышность и роскошь. Потакая человеческим слабостям, идя по пути упрощения и изменения церковных канонов и уставов, новообрядчество в то же время претендует на то, что РПЦ - единственная православная церковь в России. Вподдержку неопытных, "неискусных" братьев-христиан, смущенных трудностями и тяготами настоящего времени, кажущеюся слабостью современного старообрядчества, звучит голос нашего современника, нижегородского начетчика Михаила Федоровича Никонова. Он призывает малое христианское стадо не смущаться умножившимися соблазнами и множеством еретичествующих обществ, именующих себя "православными", но мужественно хранить истинную веру Христову, уповая на Господа, Сказавшего: "Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни" (Откр. 2, 9-10).
Весом исправит юный путь свой, внегда сохранити словеса Твоя. П. 118, 9
С, гряду скоро, держи, что имеешь, дабы кто не восхотил венца твоего. Окр. 3, 11
Гавной заботой человека, согласно Библии, должно быть: познав Бога, спасти свою душу, заслужить Царство Небесное. Содобиться небесных обителей могут только члены основанной Господом Исусом Христом Церкви с правым и спасенным исповеданием веры кафолической (соборной), не одолеемой "вратами адовыми". Любое, самое малое отклонение от истинной веры - уже отступление от нее и надежду на спасение исключает. Сившимся с этого правого пути возврат возможен уже только через покаяние. Об этом говорят все церковные правила. Павда, принадлежность к Христовой Церкви еще не гарантия спасения, а лишь предпосылка к нему. Остальное - труд каждого христианина в соблюдении заповедей. Вт что сказал пророку Ездре посланный от Бога Ангел: "Погибнут многие в этой жизни, потому что не радят о предложенном им законе Божием. Ибо строго повелел Бог приходящим, когда они пришли, что делая, они будут живы, и что соблюдая, не будут наказаны. А они не послушались и воспротивились Ему, утвердили в себе помышление суетное. Увлеклись греховным обольщением, сказали о Всевышнем, что Его нет, не познали путей Его, презрели закон Его, отвергли обетования Его, не имели веры к обрядовым установлениям Его, не совершали дел Его. И потому, Ездра, пустым пустое, а полным полное". Хтя это было сказано в Ветхом завете, но и в Новом - требования почти те же. ВОткровении Иоанна Богослова Господь обращается к семи церквам. В одном случае Он говорит: "То, что имеете, держите, пока приду". В другом: "Се, гряду скоро, держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего". В третьем: "Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела". Эи заповеди сохраняет Русская Православная старообрядческая церковь, удержавшая, что имела со времен крещения Руси. Остаивание истинной веры от вводимых новшеств многим стоило жизни. Это мученики и исповедники: епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум, боярыня Морозова и тысячи других. Их заслугу перед Церковью ведает Господь Бог. (Дополнительное определение "старообрядческая" Церкви пришлось добавить по необходимости). Итинную веру Аввакуму и его сподвижникам с помощью Божией отстоять удалось. Но не смогли они, по причине их физического уничтожения, удержать падающую нравственность людей. П плодам, которые созрели к началу XXI века, можно лучше понять произшедшее в середине века XVII. Бездуховность, даже нравственная катастрофа - характерность современности. И Российские истоки ее там, в средневековьи. Сйчас с уверенностью можно сказать, что изменение догматов и обрядов в Церкви патриархом Никоном по договоренности с царем не было самоцелью. Главной задачей было освобождение прежде всего себя, а затем и всей Святой Руси от моральных ограничений. Ели бы вопрос состоял только в том, что благочестивее: старое или новое, - то в дискуссиях с защитниками старины царь и патриарх должны были бы убедиться в своей неправоте, как это подтверждалось в дальнейшем при диспутах старообрядческих начетчиков с никонианскими миссионерами. Дело было в другом. Дяволом в продолжение его многовековой губительной деятельности была задумана обширная (глобальная) "культурная революция" в России, цель которой - искоренение Православия, погибель как можно большего количества человеческих душ. Первоначальные исполнители этого злодеяния уже приготовлены: патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Заменательно, что церковную реформу эти два властителя начали проводить в период существования кружка "ревнителей благочестия", в который сами же и входили, но впоследствии изменили его идеям. Это был ключевой момент. Чобы не быть голословными, обратимся к независимым источникам. Вкниге "Русская рукописная книга" (издательство "Наука", г. Ленинград, 1971 г.) автор Н. Розов пишет: "Итак, все перечисленные произведения официозной публицистики времен царя Алексея Михайловича были созданы не в царской или митрополичьей книгопечатной мастерской, как при Иване Грозном, а в приказе, тесно соприкасавшемся с западноевропейской культурой, при активном и инициативном участии иноземцев. Последнее вряд ли было возможно за сто лет до этого: другие наступили времена, другие появились вкусы и потребности. Вековая нетерпимость российской монархии к "иноверному" Западу если еще не была окончательно сломлена, но уже основательно расшатана. Влияние западноевропейской культуры охватило верхи русского общества и начало быстро сказываться во многих сторонах быта". Далее автор упоминает о том, что "царь Алексей Михайлович не считал грехом смотреть скоромошьи игрища, которые вплоть до его царствования жестоко преследовались". Сало быть, к этому времени проповеди Иоанна Златоуста против зрелищ авторитет для царя утратили. Нкона тоже стали стеснять евангельские заповеди, поскольку он получил большую власть и богатство, что, в свою очередь, дополнялось его жестоким характером. Сэтого времени, а особенно с Петровского периода, все Российские императоры осуществляли "театрализацию всей страны". А император Павел I настолько уклонился от Православия, что даже возглавил католический Мальтийский орден в России. Вдальнейшем части русских людей уже нестрашным стало разрушать церкви, сбрасывать колокола, жечь иконы и книги, принять проповедников безбожия и согласиться с тем, что человек произошел от обезьяны. Врнемся к старообрядчеству. Сущность старообрядчества упомянутый выше Н. Розов характеризует как "реакционное, косное, консервативное, стремящееся сохранить религиозные обряды такими, какими они были триста лет тому назад". Потопопу Аввакуму еще при жизни каких только ярлыков не навешивали. Но какое это имеет значение?! Он возлюбил Христа, подражал Ему, как только мог, исполнял "держи, что имеешь", и отдал за это жизнь. Ее один современный писатель Д. Жуков об Аввакуме пишет: "Аввакум со своим протестом нарушал закономерности исторического развития, и потому потерпел поражение" (газета "Русский Вестник", № 41-42, 2002 г.). В-первых, Аввакум не поражение потерпел, а одержал победу. В-вторых, тем, кто придерживается идеи "развития", следовало бы вспомнить, что в Евангелии сказано: "Небо и земля прейдут (изменятся)…" По пророчествам будет: солнце померкнет, луна не даст света своего, звезды с неба спадут, небо совьется как кожа, воздух и вода будут вредными, женская красота опротивеет, похоть увянет и т. п. Ну, чем не развитие? Не так уж давно и атеизм считался прогрессивным, и социализм развитым… Возвращаясь к причинно-следственной связи Никоновских реформ, можно увидеть, что уже самым первым действием патриарха - изданием "Памяти" - его руководитель сатана хотел нанести смертельный удар по Русскому Православию. Казалось бы, всего два пункта: изменение перстосложения и отмена земных поклонов. Чо касается первого, что это не больше не меньше, как покушение на христианское оружие против нечистой силы. А в будущем, когда антихрист будет ставить поклонившимся ему и отрекшимся от Христа свою мерзкую печать, человек окончательно лишится возможности перекреститься в силу свойств той печати. Омена земных поклонов вместе с искажением крестного знамени ведет к освобождению человека от Страха Божия. В конечном итоге, при антихристе это приведет к презрению добрых дел и дерзновению на зло. Обо всем об этом сказано в Откровении Иоанна Богослова. Свведением реформ в символичном 1666 году церковные и светские власти России по сути дела пригласили "на постоянное жительство" дьявола к себе, "прописка" которого после свержения с неба была на Западе. Впомним неизбежное: "Соблазн должен прийти в мир, но горе тому, через кого он приходит". Мтоды насаждения новых порядков и избавление от инакомыслящих были далеко не евангельскими. Также избавились иудеи от обличавшего их Христа. Не вмени им, Господи, не ведят, что творят… Благодарение Господу Богу, давшему старообрядцам силы избежать сотрудничества с сатаной в развале Церкви и России.
Педостережение для молодежи состоит собственно в том, чтобы уберечься от различной прелести. Три евангелиста: Матфей, Марк, Лука в главах, характеризующих последнее время, приводят первые слова Христа: "Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас". Кк противостоять современному сектантству, пропаганде экуменизма советует преподобный Максим Грек: "Есть много различных признаков, составляющих спасительную по Боге истинную веру, но из них три свойства более всех прочих необходимы для показания непогрешительного и спасительного благоверия. Они суть следующия: Сам ли Бог, всех Творец и Владыка, установил ту или иную веру; праведен ли и преподобен, и благочестив, и исполнен всякой премудрости и разума тот, через которого Бог, Творец и Владыка, ввел ее в жизнь, и третие, согласны ли узаконения известной веры во всем с догматами и заветами бывших от века боговдохновенных пророков и апостолов и вселенских отцев и учителей. Достовернейшие свидетели сих слов суть Авраам и Моисей и бывшие после него в разные времена все божественные пророки и Сам Христос, который тех, за совершенную их добродетель и за их благочестие избрал и исполнил всякой премудрости и разума и соделал их законоположниками богоугодного жительства, который Сам исполнил узаконенное ими, хотя и несовершенное, по причине немощи тогдашних людей, и запечатлел божественно и властно". Ине надо смущаться численностью и пышностью еретических обществ, их названиями, поддержкой властей. В упомянутом выше обращении Исуса Христа к церквам, Всемогущий и Всеведящий Господь называет такое общество сборищем сатанинским. Губительная, развращающая пропаганда идет и будет нарастать. В12-ой главе Откровения говорится, что змий из пасти своей вслед убежавшей в пустыню жене (Церкви) пустил воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Это та же тема поглощения Церкви ложными учениями. Пеподобный Максим Грек указывает нам правило, как искушать таковые сочинения: "Всякое писание можно считать достоверным, если оно имеет три свойства: 1. Автор благоверен и известен соборной церкви; 2. Если учение во всем согласно апостольким догматам и церковным преданиям; 3. Если автор последователен и не противоречит сам себе" (слово Максима Грека на Афродитиана Персянина. Казан. изд. часть 3, стр. 126). Гворят, что здоровый человек больного своим здоровьем "заразить" не сможет, а наоборот, если не знает правил обращения с больным, может заразиться. Так и в духовном деле. Надо сначала увериться в истине, а уж затем, при необходимости, вступать в разговор с иноверными. По этому поводу уместно привести еще одну цитату святого священномученика епископа Иринея Лионского: "Истина находится только в кафолической (соборной) церкви, хранительнице апостольского предания. Ереси появились недавно и не могут вести своего начала от апостолов" (его творения, книга 3-я, гл. 4, стр. 225). Вздавая хвалу святым мученикам и исповедникам, за древлее благочестие пострадавшим, сохранившим догматы Церкви, мы воздаем хвалу Богу ("Хвалите Бога во святых Его…"). Но даже самую привлекательную для нас Церковь, которую Господь одобряет в Откровении (Филадельфийскую), Он предостерегает о риске утраты венца. Для старообрядца это послание особенно умилительно: "И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давыдов, который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил Слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего". Иак, этой церкви обещается, что часть иудеев ее признает и присоединится. Пусть наша Церковь на сегодняшний день, может быть, и не готова к такой миссии, но Господь силен сделать все. В свое время.
г. Нижний Новгород. 21.12.2002 г. |
назад |