свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|
№ 1 | Январь 2003 года |
С. ВАСИЛЬЕВ. ЗЕМЛЯ НИЖЕГОРОДСКАЯ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ Воктябре 2002 года мы возвращались из Москвы с Освященного собора РПСЦ. Нм и прежде случалось проезжать мимо Нижнего Новгорода. Всегда хотелось побывать в этом историческом месте, однако многочисленные дела и просто суета не давали осуществиться нашим планам. Но на этот раз мы были тверды в намерении осуществить свое желание. Нжний Новгород – ныне третий по величине промышленно-развитый город в России, всегда играл огромную роль в судьбах Отечества. Именно здесь, на берегах Волги и Оки, Пожарский и Минин собирали народное ополчение, которое, с помощью Божьею, освободило Москву от польских интервентов. Нижегородская земля – родина и других близких по духу всем православным христианам людей: епископа Павла Коломенского, протопопа Аввакума и многих других страдальцев за веру Христову. Да и недоброй памяти Никон, церковный реформатор и гонитель Православия, родился здесь же. Вековые, дремучие леса на реке Керженце, левом притоке Волги, дали ревнителям древнего благочестия прозвище «кержаки». Это место, исторически не потерявшееся и сегодня на бескрайних просторах России, без преувеличения можно назвать духовным центром древлего Православия, истоком того, что ныне принято называть старообрядчеством. Здесь во множестве скрывались православные христиане от жестоких гонений не в меру ретивых реформаторов, основателей «православия без христианства» по выражению Н. С. Лескова. Нконец-то было осуществлено наше давнее желание побывать в этих исторических местах, помолиться в Успенском храме, прильнуть к чистому источнику православных традиций, да и просто пообщаться с теми, кто сохранил до наших дней древлее Православие. Связь поколений живущих здесь православных христиан, никогда не прерывавшаяся, дает нам возможность окунуться в среду того благочестия, которое присуще людям искренне верующим, как зеницу ока берегущим свое духовное достояние. Премного пострадавшие, они сохранили и донесли до нас то истинное христианское учение, которое заповедано Церкви две тысяч лет назад. Оно из таких достояний прихода, которому сегодня может по-хорошему ревновать практически любой приход России – это состоящий из прихожан храма мужской хор. Наш интерес к нему подогревался еще и тем, что в последние годы он становился неоднократным лауреатом международных фестивалей духовных песнопений, проходивших в Белоруссии и Польше. Создавался он не сразу и не вчера. Много трудов положили на создание этого хора отец Леонтий Пименов (в то время Леонтий Иванович, руководитель правого клироса) и Михаил Федорович Никонов. Многие старообрядцы, наверное, помнят блестящее выступление Горьковского хора под руководством Михаила Федоровича во время празднования Тысячелетия крещения Руси. В мае нынешнего года нижегородский хор, выступая на конкурсе церковного пения, проходившем в Польше, стал лауреатом и был награжден памятной медалью. Для светских ценителей хорового пения была удивительна красота исполнения старинного знаменного распева. Не менее удивительным для них было и то, что в хоре нет ни одного певца со светским музыкальным образованием. А мы, побывав и на деле убедившись в заслуженности наград, не ошибемся, если озвучим пожелание любого прихода: пусть нижегородский хор, удивив светских слушателей, порадует и своих единоверцев, прихожан старообрядческих храмов России. Вскресная служба в Успенском храме наполнила нас тем благолепием, особым душевным подъемом, о котором говорили послы князя Владимира, когда, побывав на православной службе в Царьграде, не могли понять, где они были – на небе или на земле. Посторный храм с двумя приделами, освященными во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и святителя Николы, вмещает более тысячи прихожан. Все стены покрыты росписью, и лики святых угодников Божиих обращены со всех сторон к молящимся. На южной стене написана икона Успения Богоматери, изображение занимает всю стену над правым клиросом. С левой стороны таких же размеров икона Покрова Пресвятыя Богородицы. То небесное покровительство, оказанное уже отчаявшемуся во спасении Царьграду (в Х веке), Пречистая Дева являет и нам, ограждая своим омофором христиан, ныне присутствующих на Богослужении. «Созерцаю образ Божий, как видел Иаков… ибо он очами ума видел невещественный прообраз будущего, а я созерцаю напоминание о виденном во плоти!» – говорил об иконах великий подвижник православия Иоанн Дамаскин. Мрцающий свет от множества сверкающих огоньками свечей. Старинное паникадило, степенно возжигаемое перед Литургией с высоких лестниц двумя прихожанами в традиционных кафтанах. Два больших клироса, вместивших каждый не менее двух десятков прихожан-певцов. И все это благолепие погружено в благоухание ладана и необычайную красоту мелодии мужского хора, в котором словно дорогой жемчуг проблескивают и женские голоса. – «Всех вас, да помянет Господь Бог во Царствии своем!..» – возглашает с амвона настоятель храма отец Михаил. Можество молящихся отвечает ему глубоким земным поклоном. Идет самая торжественная часть литургии – поют Херувимскую песнь. Хор своим пением как бы подхватывает душу и поднимает на невообразимую высоту. Кменное сердце любого атеиста, так и не познавшего цели своего существования на земле, непременно дрогнет, заставит оледенелую душу усомниться в целесообразности своего растительного существования, если он хоть раз это все увидит и услышит. Какое улучшение к этому служению Божественной литургии мог дать неверующий композитор Гречанинов? Чайковский? Рахманинов? З службою порадовало нас и множество детей-причастников. А в праздничные дни их бывает намного больше. Кокончанию воскресной службы в храме появилась группа нарядных прихожан, сопровождавших жениха и невесту. В приделе Святителя Николы в сопровождении небольшой части певцов-клирошан начал венчание молодых второй священник, отец Александр. Вспышки фотоаппаратов ярко отражались на сияющих венцах, вознесенных священником на головы счастливой и взволнованной торжеством обряда молодой и очень красивой пары. Уе несколько уставшие, но по-прежнему приятные и сильные голоса сопровождали церковное благословение вступающих в брак. Но если быть откровенными, то нам показалось, что легкая тень театральности все-таки коснулась исполнения певцами церковных песнопений. Очевидно, требование определенной парадности в выступлениях на мирских концертах сыграло свою роль… Нше путешествие в нижегородский приход обогатилось и другими впечатлениями. После службы дети и взрослые стали спускаться в нижнюю часть храма – обширное помещение, где заботами духовенства и прихожан организована воскресная школа. Человек 50 детей и взрослых занимаются в ней, изучая Закон Божий, богослужебное пение и чтение, рисование, историю Церкви, иконографию. Приятно удивило нас множество детей, сидящих за партами с часословами, бумагой и карандашами, и мы, не удержавшись, сделали на память несколько снимков. Дти постарше изучают пение, чтение, занимаются по программе «Основы христианского мировоззрения», знакомятся с традиционными ремеслами. Итересно построены занятия в молодежной группе – один рассказывает об истории Церкви, другой читает лекцию по церковно-славянскому языку. В этой же группе проходят занятия, на которых отец Александр рассказывает о порядке церковного богослужения, о значении отдельных моментов службы. Смая старшая группа учащихся воскресной школы – люди среднего и преклонного возраста. Каждый православный христианин должен уметь прочитать полунощницу, павечерницу, молебен, помолиться за усопших. Но не все знают, как правильно это сделать. И вот в воскресенье, после службы, прихожане учатся правильно молиться, а заодно и выясняют значение непонятных славянских слов, церковных понятий. С этого началось общение прихожан старшего возраста. У каждого есть возможность поделиться новостями, обсудить прочитанное в кругу единоверцев. Где еще услышишь рассказ человека, побывавшего в Иеросалиме, да еще с показом на карте святых мест? Н только дети, но и учителя открывают для себя много нового. Преподают в нижегородской воскресной школе не профессиональные педагоги, а те люди, которые чувствуют нужду в духовном просвещении ближних, которые что-то знают и могут рассказать об этом другим. Н наше недоумение, как дети после долгой службы занимаются весьма продолжительное время, нам показали накрытые столы, продукты для которых приносят родители. Пятьдесят-шестьдесят человек по очереди, отдельными классами, обедают в трапезной. Смые активные прихожане Александр Семенович и Анна Владимировна сумели объединить желающих учиться и желающих учить. Беседуя с этими тружениками, мы удивлялись их целеустремленности, желанию послужить на ниве Христовой. Долго им пришлось убеждать родителей в необходимости духовного, церковного образования. Анна Владимировна поделилась с нами опытом: – Начинали с праздников, устраивали рожественскую елку. Они все пришли тогда – за подарками. На следующее воскресенье пришло в два раза меньше детей, а потом еще меньше. Все посчитали, что одного раза достаточно. А потом оказалось, что у нас есть еще праздник Пасхи… Они тоже пришли. Некоторые из них остаются, но не все. Но хоть какой-то толчок. Оень много значит, по словам руководителей школы, наличие своего, отдельного помещения. Раньше заниматься было негде, занимались то в церкви, то в подвале. Лекции были интересные, люди желали учиться, но отсутствие условий приводило к тому, что школу посещали немногие, лишь самые стойкие. Сейчас, когда отремонтированы подвальные помещения храма, в них оборудованы классы – просторные, светлые – желающих заниматься стало больше, и все больше становится изучаемых предметов. Человек, придя в школу, должен получить ответ на любой вопрос, пусть и не сразу – вот концепция организаторов и преподавателей воскресной школы. Еть намерение организовать при школе обучение переплетному делу, тем более, что в приходе есть человек, умеющий не просто переплетать, но и реставрировать книги. Трудно передать удивление, с которым листали мы книги, восстановленные Евгением Семеновичем Лебедевым. Оторванные страницы вклеены настолько искусно, что мы долго не могли понять, как это сделано. Еще сложнее восстановить потрепанные края страниц, обтянуть переплет новой кожей, восстановить тисненые надписи, но Евгений Семенович прекрасно выполняет и эту работу. Рассматривая отреставрированные книги (это настоящие произведения искусства!), мы подумали – надо довести такое умение и до остальных приходов. Пд впечатлением увиденного и услышанного, в нас укрепилось естественное в таких случаях желание глубже узнать историю нижегородского прихода. И Господь нам помог. Нкануне отъезда, зайдя в книжную лавку, мы увидели несколько номеров журнала «Нижегородская старина». Издает его новообрядческий мужской монастырь. Прекрасно оформленное, недорогое издание. Из любопытства купили первый номер. Именно в нем номере была напечатана статья члена общества «Нижегородский краевед» А. Бубнова «Первая старообрядческая церковь в Нижнем Новгороде или история одной из нижегородских церквей, немало пострадавших». О наиболее интересных исторических событиях жизни старообрядчества начала ХХ века, описанных в этой статье, хотим рассказать и вам. Нжегородская община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, была зарегистрирована 17 сентября 1907 года и внесена в реестр зарегистрированных общин под № 22. Председателем общины в то время был Семен Степанович Рахманов, а попечителем – известный купец-пароходчик и гласный городской думы Дмитрий Васильевич Сироткин. Итересна и поучительна история строительства храма, который был возведен несмотря на все препятствия властей и козни новообрядцев. Вапреле 1912 года община подала в Строительное отделение Нижегородского Губернского правления просьбу разрешить постройку каменной церкви на земле, принадлежащей общине. Технический надзор над строительством храма взял на себя городской архитектор Николай Михайлович Вешняков, он же был и автором проекта. Васти не имели никаких возражений и, казалось, готовы были утвердить проект и разрешить строительство. Однако вскоре из Строительного отделения поступил запрос расчета устойчивости и прочности храма. Требование исполнили, но властями вновь было вынесено решение о том, что расчет недостаточен, нужен новый, и проект остался без утверждения. Начались проволочки, под разными предлогами затягивался вопрос утверждения документации, необходимой для начала строительства. Ппечитель общины Д. В. Сироткин решает все-таки начинать строительство храма. Для этого он купил у г. Араповской дом между Гергиевской набережной и Жуковской улицей и начал его перестраивать в храмовое здание. Об этом незамедлительно стало известно никонианам, а от них властям. Началась тяжба со старообрядцами, в которой противостоящей стороной был новообрядческий епископ Иоаким Нижегородский и Арзамасский, губернатор Виктор Михайлович Борзенко и нижегородская полиция. 4 сентября 1913 года епископ пишет письмо губернатору, сохранившееся до сего дня в городском архиве: «Ваше Превосходительство, Милостивый Государь, Виктор Михайлович. Нстоятель Нижегородской Георгиевской церкви, священник Н. Авров, донес мне, что Нижегородский купец-старообрядец Д. В. Сироткин перестраивает купленный им у г. Араповской каменный дом по Жуковской улице, отстоящий в 33 саженях от Георгиевской церкви, и придает ему вид храма. На запрос по сему поводу Нижегородской Духовной Консистории, Городская управа сообщила, что ходатайства от г. Сироткина о разрешении ему переустройства купленного им у г-жи Араповской дома, находящегося на углу Жуковской улицы и Георгиевской площади, в Управу не поступало, а выдано ему лишь разрешение на постановку временного забора. Нзависимо от сего, Нижегородскому Епархиальному Начальству сделалось известно, что на углу Суетинской, в конце Сергиевской улицы, уже выстроен старообрядческий храм с куполом, колокольней и часовенками по бокам алтаря. Храм и колокольня каменные, выстроены вчерне и снаружи наполовину оштукатурены. Как на куполе храма, так на колокольне и часовенках при храме воздвигнуты золотые кресты. Означенный раскольничий храм отстоит от православного храма – Сергиевского – приблизительно сажен на 60-70, отделяясь от него почти по прямой линии площадью около Сергиевской церкви и улицами Гоголя и Суетинской. Между тем, на запрос о сем Консистории, поступило из Нижегородского Губернского Правления отношение, от 19 минувшего августа за № 1141, в коем сообщается, что хотя в Губернское Правление и был представлен проект для постройки каменной церкви Нижегородской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии на углу Телячьего переулка города Нижнего Новгорода, но такой проект оставлен правлением без утверждения, впредь до предоставления некоторых данных, необходимых для суждения о правильности проекта»1. Псле этого письма дело было передано в Городское полицейское управление, которое незамедлительно провело осмотр строящегося храма губернскими архитектором и инженером совместно с полицейскими чинами. Оказалось, что храм действительно уже построен, а утвержденного проекта не имеется. На этом основании строительство было прекращено до получения соответствующего разрешения. Ксчастью, весною 1913 года попечитель старообрядческой общины Дмитрий Васильевич Сироткин был избран городским главой и приобрел большое влияние на обстановку в городе, благодаря чему проект был, наконец, утвержден. 22 мая 1914 года нижегородский губернатор Борзенко направляет письмо новообрядческому епископу Иоакиму: «Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь. Иею честь сообщить Вашему Преосвященству, что Строительное отделение Нижегородского Губернского Правления, рассмотрев ходатайство Старообрядческой общины «Белокриницкой иерархии» о разрешении постройки каменной церкви на углу Телячьего переулка и Сергиевского съезда в гор. Н. Новгороде, и проверив чертежи и расчет устойчивости этого сооружения, нашло проект в техническом отношении составленным правильно, в виду чего вынесено 22 мая сего года заключение проект утвердить и выдать разрешительный билет на постройку этого здания. Сарообрядческая община «Белокриницкой иерархии» утверждена постановлением Губернского Правления 17 сентября 1907 г. В настоящее время, в общине этой имеется 80 человек членов, имеющих право голоса на общих собраниях». Далее губернатор пишет: «... глубоко сожалею, что, несмотря на свое желание, я лишен возможности в данном деле пойти навстречу пожеланиям Вашего преосвященства»2. Зесь будет уместно прервать повествование и сказать несколько слов об епископе Иннокентии, окормлявшем нижегородских старообрядцев, а также о попечителе прихода в то непростое время – Дмитрии Васильевиче Сироткине. Еископ нижегородский Иннокентий (Иван Григорьевич Усов) – ученик епископа Арсения Уральского, известный начетчик, писатель и издатель. Он был поставлен во епископы на Нижегородскую епархию в апреле 1903 года. Вот как пишет о нижегородском епископе Ф. Е. Мельников: «Почти все начинания и предприятия в старообрядчестве как того времени, так, в особенности, «золотого» периода, были <организованы> по его инициативе, он же был и первым их <участником>. Так, он первым начал созывать епархиальные съезды; раньше всех организовал у себя курсы для подготовки старообрядческих учителей; прежде других начал созидать в своей епархии монастырь с широко задуманными задачами: не только для иноческого жития образцовый, но и с апологетическими, просветительными, церковно-иерархическими и другими подобными же целями. Смелый, предприимчивый, он много раз лично обращался к правительству со своими ходатайствами по старообрядческим делам и почти всегда имел успех. Особенно много он потрудился в деле примирения с Церковию неокружников, беглопоповцев, беспоповцев…». Отметим также, что епископом Иннокентием был основан в 1904 году первый древлеправославный журнал «Старообрядческий вестник», печатавшийся в Австрии. После объявления в 1905 году свободы вероисповедания владыка уже в Нижнем Новгороде начал издавать журнал «Старообрядец», после закрытия которого стал выходить другой – «Старообрядцы». Псле революции владыка активно выступал против коммунистического безбожия, вследствие чего ему пришлось в 1920 году эмигрировать в Румынию. В 1942 году он был возведен в сан митрополита Белокриницкого. Владыка Иннокентий пользовался заслуженным уважением не только в Церкви, но и в светских кругах. Веобщим уважением также пользовался попечитель нижегородской общины, Дмитрий Васильевич Сироткин, крупный купец-пароходчик. Послушайте, что говорит о нем Ф. Е. Мельников: «…Он приобрел в старообрядчестве действительно всероссийское значение, был исключительным ходатаем перед правительством по всем старообрядческим делам. Он именно своей предприимчивостью, настойчивостью и смелостью, заставил правительство переменить свое веками установившееся недоброжелательное отношение к старообрядчеству на благожелательное и покровительственное. Главным образом Д. В. добыл старообрядчеству права и свободу 1905 г. Он снаряжал к правительству многочисленные депутации, всегда стоя во главе их, неустанно добиваясь намеченных целей. Став в старообрядчестве инициатором проведения Всероссийских Съездов, он неизменно был единодушным голосованием избираем на них председателем. …Ведя свои огромные коммерческие предприятия (торговлю и пароходства на Волге, по рекам Сибири и на Аральском море), состоя председателем Императорского судоходного Общества и директором многих учреждений, а также занимая еще должность городского главы в Нижнем Новгороде, в военное время – должность председателя военно-промышленного Комитета, Дмитрий Васильевич находил еще немало времени отдаваться всеми своими силами и с любовью старообрядческим церковно-общественным делам»3. И еще одно дополнение к портрету этого неутомимого человека. После избрания на должность городского головы Д. В. Сироткин «счел своим религиозным и гражданским долгом представиться местному архиерею «православной» церкви и заявить ему, что он, Сироткин, как городской глава должен присутствовать в православном соборе на царских молебнах, но как старообрядец не может принимать ни благословения, ни других каких-либо «освящений» от новообрядческого епископа или других священнослужителей»4. В1914 году была закончена постройка церкви. Храм был освящен во имя Успения Пресвятыя Богородицы. Пятиглавая, очень изящная церковь в неорусском стиле была построена из кирпича. Мтрическая книга общины, сохранившаяся в Государственном Архиве Нижегородской области, свидетельствует, что в 1914 году в приходе родилось 44 человека. А это говорит о том, насколько большой была община. К сожалению, тяжба, длившаяся два года, подорвала здоровье ее председателя Семена Степановича Рахманова, который умер в июле 1914 года. Нсмотря на войны и прочие социальные катаклизмы, нижегородские старообрядцы жили полнокровною церковною жизнью. Даже начало советских «безбожных пятилеток» не могло помешать развитию нижегородской общины. А как помнит старшее поколение, первая такая пятилетка началась в 1932 году. Но, к удивлению большевицкого правительства, она ничего не дала. Слишком велика была вера в Бога у русского человека. За нею в 1938 году последовала вторая пятилетка, по результатам которой к 1943 году должен был исчезнуть с лица русской земли последний священник и взорвана последняя церковь. Дивны дела Твои, Господи! Именно в 1943 году были выпущены из лагерей на свободу священники и епископы, начались молебны на фронтах. Кк-то возвращаясь из очередной длинной командировки, мы разговорились на эту тему. «Послушай, а ведь если бы не война, Православия в России ведь не осталось бы», – пришла неожиданная мысль. И что явилось первопричиною войны: апломб Гитлера и Сталина или иное? Взрывы храмов, расстрелы епископов и священников? Названный конкретный срок исчезновения последнего священнослужителя в отдельно взятой, традиционно православной, стране? Развивая пришедшую мысль, пошли дальше: что такое революция в стране, в недалеком историческом прошлом претендовавшей на звание третьего Рима и не имевшая в мире равных по благочестию? Откуда завелась скверна большевизма? Ответ для любого разумного человека очевиден… В1938 году у старообрядцев города Горького в разгар политических репрессий и гонений на верующих церковь была отобрана. Куйбышевский райсовет постановил разместить в здании храма клуб. Постановление вступило в законную силу 20 апреля 1938 года. Но Господь не допустил, чтобы в храме совершались скоморошества и кощуны, сопровождавшиеся плясками. В церкви размесились мастерские. Кк было сказано выше, после 1943 года был значительно ослаблен гнет на Церковь. В конце мая 1945 года после праздника великой победы, которая совпала с днем Святой Пасхи, старообрядцы Нижнего Новгорода подали в Горсовет ходатайство об открытии церкви. 25 июля 1945 г. ходатайство удовлетворили, постановив вернуть верующим здание Успенского храма. Хам был заново освящен архиепископом Иринархом. Как вспоминает Александр Семенович Лебедев, первое богослужение в возвращенном храме совершалось на Покров. Храм был полон, много народу было и на клиросе. Отсутствие храма почти не отразилось на качестве церковного пения и чтения, люди всегда собирались в церковные праздники на общую молитву, сохраняя православные традиции и связь поколений. Нмало потрудились для возвращения храма и его восстановления члены общины Федор Лебедев и Иван Хистов. В церкви установили резной дубовый иконостас. В 1950-е годы храм был полностью расписан фресками замечательным мастером Аггеем Логиновичем Сорокиным. Три года он не слезал с лесов, окончательно ослеп на этой работе, но создал целостную композицию в древнерусском стиле. Сарообрядческая церковь Успения была построена на высоком берегу Оки. Даже изуродованная в тридцатых-сороковых годах, она все еще была красива. Храм был хорошо виден с Окского моста, по которому ездило высокое начальство, и мозолил глаза партийным работникам. Рйон города, в котором стоял храм, был подвергнут реконструкции, в нем строились жилые многоэтажные дома. 31 июля 1964 года Горисполком вынес решение о сносе здания церкви. Взамен старообрядцам предложили храм на городском кладбище, что соответствовало тогдашнему законодательству. 28 августа 1964 г. исполком горсовета постановил: «Передать с баланса Управления благоустройства и коммунальных предприятий помещение старой церкви на Пушкинском кладбище в Приокском районе на баланс Старообрядческой общине. Зм. председателя Горисполкома А. Соколов. Скретарь Горисполкома С. Белов»5. Виюне 1965 года храм Успения «на горке» был взорван, а на его фундаменте через год построили безликий, а по выражению автора статьи А. Бубнова «уродливый», комбинат бытового обслуживания населения, который можно лицезреть и сегодня. Сарообрядцы тем временем обживались на новом месте. В здании храма, построенном в 1916 году по проекту академика архитектуры В. А. Покровского, располагалась швейная фабрика. После необходимого ремонта, кладбищенская церковь также была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. В этом храме нижегородские старообрядцы молятся и до сего дня. Отябрь 2002
1 А. Бубнов «Первая старообрядческая церковь в Нижнем Новгороде или история одной из нижегородских церквей, немало пострадавших», Нижегородская старина №1-2/2002, стр. 22. 2 Там же, стр. 23. 3 Ф. Е. Мельников «Краткая история Церкви», стр.473. 4 Там же, стр. 473. 5 А. Бубнов «Первая старообрядческая церковь в Нижнем Новгороде…», стр. 24. |
назад |