свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|
№ 1 | Январь 2003 года |
РОЖЕСТВО ХРИСТОВО.ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКОГО «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей стране. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давыдов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давыдова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, Которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2, 1–7). Препись происходит для того, чтобы, когда всякий пойдет в свое отечество, и Дева пришла бы в Вифлеем, Свое отечество. Таким образом Господь родится в Вифлееме, и пророчество исполнится. Когда единый Бог должен был прекратить многобожие, прилично было и править одному царю – кесарю. Вместе со всеми записывается и Христос. Господу и следовало записываться со вселенною, чтобы освятить записывающихся и упразднить рабство; ибо как, претерпев обрезание, Он упразднил обрезание, так, записавшись как раб, упразднил рабство нашей природы. Ибо работающие Господу уже не суть рабы людей, как говорит Апостол «Не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23), но если по телу и рабы, то по духу свободны, не увлекаясь нечестием господ. Господа справедливо назвал Сыном Девы, «Первенцем», хотя никого другого Она не родила, ибо рожденный первым называется первородным, хотя бы после него и не рождался другой. Плагается в яслях, быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, и для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей – место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам (Псал. 48, 13, 21). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей – нам. Итак, мир – ясли, а мы – неразумные животные, а чтобы искупить нас от неразумия, для того Он явился здесь. «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давыдовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 8–14). Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи, Иаков, Моисей и Давыд, были пастырями. Ангел не явился в Иеросалиме фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те, не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал сим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом. Ангел благовестил великую радость, которая, сказал, будет для всех людей; собственно для людей Божиих. Ибо не все иудеи – народ Божий. Но воплощение Бога было радостью и для всего рода человеческого. Чо означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: слава Богу, на земле теперь настал мир. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении. Итак, видишь ли мир Бога с человеком? Можно разуметь и иначе. Сам Сын Божий есть мир, как и говорит о себе (Иоан. 14, 27 и 16, 33). Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле. И «в человецех благоволение», то есть упокоение Божие; ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе. «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем, и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И поспешив пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лк. 2, 15–17). Эи пастыри – образ духовных пастырей, архиереев. Итак, архиереям должно хранить свое стадо, и играть, то есть петь нечто духовное и учить народ, и тогда они удостоятся божественных видений и слышаний. Вфлеем значит: дом хлеба. Какой же это иной дом хлеба, как не Церковь, в которой отложен этот хлеб? Итак, дело словесных пастырей – искать небесный хлеб, и, когда увидят сей хлеб, долг их проповедовать и другим, подобно как пастыри, увидев Младенца, передавали о Нем и другим. «А Мария сохраняла все слова, сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2, 18–19). Ккие слова соблюдала Дева? Иные говорят, что те, кои сказал Ей Ангел, и те, кои сказали Ей пастыри. Она соблюдала их и слагала в сердце Своем, то есть обсуждала и во всех находила одну согласную мысль, что Сын Ее есть Бог. А мне кажется, что здесь словами называются события; говорится как бы так: Мария соблюдала все слова («глаголы» по-церковно-славянски), то есть те события, о которых я теперь говорю, и через то делаю их словами. Ибо событие, когда о нем скажут, становится словом. Пстыри возвратились с благодарностью Богу за все; ибо они не были завистливы, как иудеи. |
назад |