свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|
№ 1 | Январь 2003 года |
С. ВАСИЛЬЕВ. ЧТО МЫ ПРАЗДНУЕМ? Ве мы с детства привыкли к тому, что 1 января – праздник Новый год. Елка, подарки, каникулы… И в праздничной суете мало кто задумывается над тем, что за праздник мы отмечаем? Как он возник? Почему? Пиняв от греков христианскую веру, Древняя Русь приняла и летоисчисление, применявшееся в Византии: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневную неделю (седмицу). Счет лет велся от сотворения мира, а первым месяцем года называли март, «Зане вонь началобытный свет сей видимый сотворен бысть. И Адам первый человек от Бога создан бысть и вся тварь его ради. И в Рай введен, преступления же ради изгнан». В Византии церковное и государственное новолетие начиналось с 1 сентября. И сейчас в Православной Церкви ежегодно в этот день по старому стилю (14 – по новому) молятся службу Индикту, новому лету, прося Господа благословить начинающийся год: «Благослови венец лету благости Твоея». В1582 году на Западе был разработан новый григорианский календарь, названный так по имени римского папы Григория XIII, по указу которого он был введен. По этому календарю, который якобы более точно определяет продолжительность года, отсчет лет ведется от Рожества Христова (дата которого, впрочем, была высчитана неверно), а год начинается с 1 января. П указу Петра I от 15 декабря 1699 года (7207 от сотворения мира) день, следующий после 31 декабря, предписывалось считать началом нового года – 1 января 1700 года от Рожества Христова. «По примеру всех христианских народов... считать новый год не с 1 сентября, а с 1 января 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... Людям скудным хотя по дереву или ветви над воротами поставить...» – говорилось в указе. В ту далекую полночь Петр I зажег первую новогоднюю ракету, дав этим сигнал к открытию празднества и утверждению нового обычая. В городах вовсю зашумели маскарады и широкие народные гулянья... Н реформа календаря была не полной. В России по-прежнему использовался юлианский календарь. Это объяснялось тем, что юлианский календарь тесно связан с положениями пасхалии – таблицы, определяющей день празднования Пасхи и подвижных церковных праздников. По определению Первого Вселенского Собора (325 г.) христианская Пасха празднуется после пасхи иудейской в первое воскресенье после полнолуния, которое бывает в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после него, но не ранее весеннего равноденствия. Для определения Пасхи необходимо знать число и день равноденствия, число и день полнолуния. С переменою календаря невозможно соблюсти соборного правила о дне празднования Пасхи, так как это правило приспособлено к юлианскому стилю. Католики, использующие григорианский календарь, нередко празднуют Пасху раньше евреев, а то и вместе с ними, нарушая тем самым соборные постановления. Вт так и получилось, что на Западе Рожество празднуют по новому стилю, который опережает старый на 13 дней. А Петр I при проведении календарной реформы «потерял» еще и 8 лет! Все православные люди знают, что Христос родился в 5500 году от сотворения мира. Но в 1699 году ради торжественности «круглой даты» было решено считать 7208 год годом 1700. Так что теперь при переходе с церковного летоисчисления (оно ведется по-прежнему от сотворения мира) на гражданское мы отнимаем или прибавляем 5508 лет. Пясню на примере: 2002 год по гражданскому календарю соответствует 7510 году церковного календаря (2002+5508=7510). Но так как Рожество Христово было в 5500 году от сотворения мира, то этот год является 2010 от Рожества Христова по правильному счету (7510-5500=2010)! Дло Петра закончили большевики в 1918 году. Советское правительство, отрекшееся от Православия, ввело в России григорианский календарь. Тем самым было ликвидировано «отставание» старого стиля (юлианского) от нового (григорианского), которое составляло для XVIII века – 11 суток, для XIX – 12, а для ХХ и XXI – 13. В XXII веке разница увеличится до 14 суток. Врезультате реформы Петра I и продолжателей его дела, большевиков, миллионы наших соотечественников, отмечая наступление нового года раньше Рожества, нарушают тем самым святой Рожественский пост. Д 1918 года новый год наступал после Рожества, он приходился на Святки – период между Рожеством и Крещением, когда люди ходили друг к другу в гости, поздравляя друг друга. В череде праздников он был почти незаметен, являясь праздником семейным и «оттеняясь» церковным праздником Обрезания по плоти Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Елку тогда наряжали на Рожество, за неделю до наступления нового года, и она называлась «рожественскою». Псле революции было отменено не только празднование Рожества, но и встреча нового года. Под запретом была и елка. Но когда люди успели подзабыть православные традиции, новый год им «вернули». Теперь он подменил собою празднование Рожества с застольем и с елкой. Только вот пришелся новый праздник на время поста, особенно строгого в эти предрожественские дни. Ее за 45 лет до Рожества Христова римляне перенесли встречу нового года с 1 марта на 1 января. И с тех пор эту ночь и следующий день они проводили в бесчинных, шумных игрищах с переодеваниями и в безумном веселье. Нлишне будет вспомнить и о том, что наши предки, еще не просвещенные светом христианства, в конце декабря отмечали наступление зимнего солнцестояния, когда день удлиняется, а ночь становится короче. Отзвуки языческих игрищ дошли и до наших времен, чудовищно переплетаясь с церковными праздниками. Кощунственно встречать наступление нового года, не испрашивая Божия благословения, не воздавая хвалу Творцу, а оскорбляя Его пьяными застольями в дни поста. З сорок дней до светлого Рожества Христова начинается Рожественский пост, во время которого православные (а таковыми считают себя многие наши соотечественники) стараются отрешиться от мирской суеты, очиститься от грехов, подготовить душу к достойной встрече пришедшего в мир Спасителя. И вот приближается Праздник, заканчивается пост, становясь при этом строже, а люди, которые готовились к встрече с Господом, встречают вовсе не Его, а новый год! Нвый год связан в сознании наших соотечественников с Дедом Морозом и Снегурочкой. В последние годы с Запада «пришел» Санта-Клаус (так произносится имя святителя Николы по-английски). В сознании жителей Запада Санта-Клаус – сказочный персонаж, нечто вроде Деда Мороза. И мало кто понимает, какое это кощунственное издевательство над святителем Николой. Весь год мы призываем на помощь великого святого, во всякой беде обращаясь к «скорому помощнику и теплому заступнику», а потом забываем о небесном покровителе и слепо копируем западные нелепые легенды и суеверия о нем. С встречей нового года напрямую связано оскорбление еще одного святого, к которому также прибегают с просьбою о помощи многие русские семьи. Заглянув в святцы, мы узнаем, что 19 декабря по старому стилю (1 января по новому) Православная Церковь совершает молитвенную память мученика Внифантия. Этот святой имеет благодать бороться со страшным недугом пьянства. И именно в день его памяти вместо того, чтобы помолиться мученику, вся страна пьянствует! Не потому ли пьянство стало всероссийскою бедою? Чо же делать? Есть ли выход? Д, есть. Уже несколько лет в Казани, во Ржеве, да и в других старообрядческих приходах совершается служба мученику Внифантию. Согласно древнему монастырскому уставу она начинается с вечера 31 декабря и продолжается до утра 1 января (нового стиля). Ведь не секрет, что даже в старообрядческих семьях отмечают наступление нового года. А куда идти тем, кто не хочет участвовать в этом кощунственном действе? Конечно в церковь, чтобы помолиться за своих заблудших родных. И с каждым годом все больше людей приходят на эти службы, все больше приходов, где в новогоднюю ночь идет служба. Хчется верить, что со временем этот праздник займет подобающее ему место и тогда вернется в Россию истинное Рожество. Православное Рожество! |
назад |