свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 6Май 2002 года

М.Ф.НИКОНОВ . «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРА»

   Взаписную книжку собраны советы мастеров и педагогов пения, художественного чтения и дирижирования, которые представлены в виде цитат, подобранных по темам. Материал необходим не только каждому руководителю хора, а также певцам и чтецам для постановки голоса, правильной дикции.

   Педлагаем читателям некоторые отрывки из этой книги.

   Девнерусская церковная музыка была исключительно вокальной (применение музыкальных инструментов в церкви не допускалось). Церковные песнопения отличались спокойным, величаво-повествовательным характером. Плавные мелодии, отсутствие больших интервалов, средняя тесситура, неширокий звуковой объем делали пение удобным для голоса. Проникновенность, ясное произношение слов, безукоризненность интонации, сдержанная динамика и общее благородство стиля - вот характерные черты церковного пения...

   Тебование "тихогласного" пения не давало возможности форсировать голос, сохраняло его. Большие музыкальные фразы, медленные темпы и сам спокойный характер церковной музыки требовали от певцов соответствующего дыхания. Искусство постепенного выдоха, чувство "опоры дыхания" приобретались не специальными упражнениями, а практикой, пением в церковном хоре, и обычно с детства. Так культивировалась кантилена1 - основа пения. Запрещалось "произносить слова сквозь зубы и в нос". Чистое и явственное произношение было непременным требованием. Таким образом, в церковном пении певец приобретал необходимый профессионализм. Все это давало впоследствии возможность русским певцам с легкостью справляться со сложным оперным репертуаром, введенным в Россию в XVIII веке с запада.

   Л Б. Дмитриев "Основы вокальной методики"

   

   Иальянцы: "Удивительно, как вы, русские, любите давать много звука". Главное искусство заключается в контрастировании силы голоса. Итальянская поговорка: "Нужно петь процентами своего голоса, не пользуясь капиталом!" В филировании2 звука, в умении равномерно усиливать и ослаблять его силу, кроется главное искусство пения.

   Ф Витт "Практические советы обучающимся пению"

   

   Ндо представлять себе, что посылаешь звук в последние ряды зала, но мягко, без нажима на горло, без крика, как бы устремляя голосовую струю вдаль, как будто переговариваешься с кем-то, находящемся на большом расстоянии, не желая, однако, кричать во все горло.

   "Вопросы вокальной педагогики".

   Кевская государственная консерватория

   им. П. И. Чайковского. Выпуск 3

   

   Пи волнении - не напрягаться, напротив, как можно сильнее ослаблять мышцы. Артисты в минуты сильных подъемов, под влиянием излишнего страдания, еще сильнее напрягаются. Это отрицательно отзывается на творчестве. Поэтому, чтобы не свихнуться при сильных подъемах, нужно особенно заботиться о самом полном, самом предельном освобождении мышц от напряжения. Привычка к непрерывной самопроверке и к борьбе с напряжением должна стать нормальным состоянием артиста на сцене. Замеченные напряжения надо тотчас ослаблять, одно за другим, ища при этом все новые и новые.

   К С. Станиславский "Работа актера над собой"

   

   

   См термин "хор" происходит от греческого "хорос", что значит "вместе". Это "вместе" возможно только в том случае, если в звучании есть ритмическая организованность, ритмический ансамбль. Правильное и осмысленное произношение слов - главное условие хорового пения.

   В Подольская "А. В. Свешников"

   

   

   "Пойте с такой силой, чтобы Вы могли услышать своего соседа, прислушивайтесь к его тембру и "подражайте" ему". Этот акустический прием способствует созданию "однородности" звучания всех голосов партии и созданию единого тембра.

   В Подольская "А. В. Свешников"

   

   Хр, собранный из обученных певцов, - еще не хор, по выражению П. Г. Чеснокова, "собрание поющих". Хору нужны единство и слитность. В нем все лица и все характеры должны составить как бы один характер, одно лицо. Без этого единства не может быть хора.

   В Подольская "А. В. Свешников"

   



назад


Яндекс.Метрика