свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|
№ 6 | Май 2002 года |
М.Ф.НИКОНОВ . «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРА» Взаписную книжку собраны советы мастеров и педагогов пения, художественного чтения и дирижирования, которые представлены в виде цитат, подобранных по темам. Материал необходим не только каждому руководителю хора, а также певцам и чтецам для постановки голоса, правильной дикции. Педлагаем читателям некоторые отрывки из этой книги. Девнерусская церковная музыка была исключительно вокальной (применение музыкальных инструментов в церкви не допускалось). Церковные песнопения отличались спокойным, величаво-повествовательным характером. Плавные мелодии, отсутствие больших интервалов, средняя тесситура, неширокий звуковой объем делали пение удобным для голоса. Проникновенность, ясное произношение слов, безукоризненность интонации, сдержанная динамика и общее благородство стиля - вот характерные черты церковного пения... Тебование "тихогласного" пения не давало возможности форсировать голос, сохраняло его. Большие музыкальные фразы, медленные темпы и сам спокойный характер церковной музыки требовали от певцов соответствующего дыхания. Искусство постепенного выдоха, чувство "опоры дыхания" приобретались не специальными упражнениями, а практикой, пением в церковном хоре, и обычно с детства. Так культивировалась кантилена1 - основа пения. Запрещалось "произносить слова сквозь зубы и в нос". Чистое и явственное произношение было непременным требованием. Таким образом, в церковном пении певец приобретал необходимый профессионализм. Все это давало впоследствии возможность русским певцам с легкостью справляться со сложным оперным репертуаром, введенным в Россию в XVIII веке с запада. Л Б. Дмитриев "Основы вокальной методики"
Иальянцы: "Удивительно, как вы, русские, любите давать много звука". Главное искусство заключается в контрастировании силы голоса. Итальянская поговорка: "Нужно петь процентами своего голоса, не пользуясь капиталом!" В филировании2 звука, в умении равномерно усиливать и ослаблять его силу, кроется главное искусство пения. Ф Витт "Практические советы обучающимся пению"
Ндо представлять себе, что посылаешь звук в последние ряды зала, но мягко, без нажима на горло, без крика, как бы устремляя голосовую струю вдаль, как будто переговариваешься с кем-то, находящемся на большом расстоянии, не желая, однако, кричать во все горло. "Вопросы вокальной педагогики". Кевская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. Выпуск 3
Пи волнении - не напрягаться, напротив, как можно сильнее ослаблять мышцы. Артисты в минуты сильных подъемов, под влиянием излишнего страдания, еще сильнее напрягаются. Это отрицательно отзывается на творчестве. Поэтому, чтобы не свихнуться при сильных подъемах, нужно особенно заботиться о самом полном, самом предельном освобождении мышц от напряжения. Привычка к непрерывной самопроверке и к борьбе с напряжением должна стать нормальным состоянием артиста на сцене. Замеченные напряжения надо тотчас ослаблять, одно за другим, ища при этом все новые и новые. К С. Станиславский "Работа актера над собой"
См термин "хор" происходит от греческого "хорос", что значит "вместе". Это "вместе" возможно только в том случае, если в звучании есть ритмическая организованность, ритмический ансамбль. Правильное и осмысленное произношение слов - главное условие хорового пения. В Подольская "А. В. Свешников"
"Пойте с такой силой, чтобы Вы могли услышать своего соседа, прислушивайтесь к его тембру и "подражайте" ему". Этот акустический прием способствует созданию "однородности" звучания всех голосов партии и созданию единого тембра. В Подольская "А. В. Свешников"
Хр, собранный из обученных певцов, - еще не хор, по выражению П. Г. Чеснокова, "собрание поющих". Хору нужны единство и слитность. В нем все лица и все характеры должны составить как бы один характер, одно лицо. Без этого единства не может быть хора. В Подольская "А. В. Свешников"
|
назад |