свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 6Май 2002 года

ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ ЕГО ... ( ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ )

   Вначале марта дела церковные привели нас в пос.Шамары, к местному священнику отцу Михаилу. Когда мы приехали, вечерняя служба уже окончилась и прихожане неспешно расходились по домам. Отец Михаил, увидев вновь прибывших гостей, оставил свои дела и благословил нас. Его открытое и очень добродушное лицо выражало более радость, нежели удивление...

   Втречать гостей ему случается такое количество, что и более крупные приходы могли серьезно озаботиться, как разместить и накормить столько одновременно прибывших богомольцев. Вспоминается Съезд Уральской епархии, проведенный благочинным отцом Валерием Шабашовым в августе прошлого года здесь же, в Шамарах, который совместили со съездом молодежи.

   Отавив позади пятьсот километров, добрались мы, как и теперь, человек десять и также вечером, самые последние, как нам думалось. Нашли отца Михаила, доложились о своем прибытии, приняли благословение. Был он несколько уставший и озабоченный: куда же нас разместить. Приехало много молодежи со всех городов нашей Уральской епархии принять участие в съезде и в пешем походе на могилу преподобных Аркадия и Константина, испить водицы из их святого источника и облиться из него. Желающих пообщаться с между собой прилучилось не менее сотни человек, в том числе и ребятишек в возрасте от 5 до 12 лет.

   Пка мы стояли, обсуждая возникшую проблему, подошла последняя электричка из Перми. Надо было видеть то удивление, которое выразило тогда лицо о. Михаила: в наступающих сумерках с горки от вокзала спускалось еще не менее пятидесяти богомольцев! Всех их разместили и накормили. Так что десяток поздних гостей в Шамарах – дело обычное.

   Саси Христос этих простых жителей еще той, и теперь уже давней, Святой Руси. Святой не потому, что в ней не было порока или все люди были святые, а именно потому, что в ней никогда не угасала жажда праведности, величайшая бережность в почитании Бога и Его святых. И в этом стремлении к праведности человек прав и свят при всей своей обыденной греховности. Говоря словами замечательного русского философа Ивана Ильина, «так шло до тех пор, пока окаянная Нерусь не развязала наши несвятые силы, наши грешные, бурные страсти и не отстранила временно – да, конечно, временно, – Святую Русь от учения и водительства. А когда Святая Русь была мученически отстранена от водительства и окаянная Нерусь водворилась у руля, тогда Святая Русь ушла в новое, таинственное богомолье душевных и лесных пещер, вослед за уведшим ее Сергием Преподобным: там она пребывает и доныне». Пребывает она доныне и в той части Шамар, где колокола новой церкви долго выговаривают ранним утром накопленное и осмысленное в продолжение всего минувшего тысячелетия Руси Православной: понятия добра и зла, место человека и его суть, – предваряя своим распевом богослужение. Посчастливилось и нам в то воскресное утро, проходя в утренних сумерках по улице, выходящей прямо к храму и заваленной снегом (высотой не менее двух метров, что для нас уже в диковинку!), очиститься душой в этих забытых многими звуках колокольного звона. Ощущение вечности, сопричастности к ней. Как бы даже растворившись в ней, плывешь по морозному воздуху вместе с этими звуками.

   Н Руси всегда звучал голос колокола. Уже потом, в наше время, ученые стали рассуждать о частотах звука, его силе и о его влиянии на все живое. А тогда просто и без премудростей во время и радостей, и бед народ обращался к Богу, просил у него помощи и получал ее. И первым глашатаем всегда был колокол.

   Нроду в церкви набирается довольно много, позднее приходят с малышами, к причастию. Горят лампады, сияние восковых свечей отражается в строгих ликах икон, потемневших от времени.

   – Вонмем! Мир всем! – возглашает в алтаре отец Михаил

   – И духови твоему! – с глубоким поклоном отвечают ему певцы.

   Оватывает чувство чего-то большого, светлого и радостного. Впечатление праздника усиливает яркое, но по-утреннему теплое и спокойное солнце, которое вдруг появляется в окне и слепит глаза.

   Кгда-то давно, заблудившись в суете, в погоне за быстрым, мирским и отойдя от Бога, мы с женой, по беспокойству душевному, зашли в храм поставить свечу. Служба закончилась.

   – Благодать! Какая благодать! – говорили проходившие мимо пожилые женщины.

   – И в чем же они нашли благодать? – удивлялись мы тогда в своей слепоте и глухоте.

   Пошло время, и мы многое поняли. Как часто с нами бывает, что рядом большое, очень светлое, необъяснимое, несравненно более дорогое, а мы, уткнувшись в свое сиюминутное, греховное, обвалявшись в страстях, как худой пес в репьях, и сохранив не образ Божий, нет! – а только человекообразие, ушли от этого большого и светлого – от Бога!

   – Буди имя Господне благословено отныне и до века!– откликается на мои мысли хор.

   Зканчивается воскресная служба. Три часа пролетели как один миг. Лица светлые, как бы светящиеся вместе с солнцем, которое уже во все окна храма ярко и тоже очень радостно светит нам. Ребятишки, причастившиеся и тоже умиротворенные, чинно идут за руку вместе с родителями. Разговаривать не хочется, каждый бережно вслушивается в состояние покоя и радости, наполнившее душу.

   Одохнув и пообедав, рассматриваем фотографии в доме гостеприимных хозяев. Удивительно много общего у этих собравшихся за столом, примостившихся на диване, а то и просто на полу людей. Во множестве родня, дальняя и близкая, – оставаясь верными святоотеческому Православию, выбирают себе супругов в таких же глубоко верующих семьях, все более роднясь по духу и роду.

   В второй половине дня отправляемся на машинах в деревню Платоново, что в двадцати километрах от Шамар, на место упокоения преподобномучеников Аркадия и Константина. Жили они в первой половине XIX века. Братья по духу и плоти, были они беспоповцами и происходили из состоятельной семьи, имели хорошее образование. Оба приняли иночество. Будучи людьми начитанными, они понимали, что «без священства нет спасения». Встретившись со старообрядческим архиепископом Антонием Шутовым, иноки убедились в истинности старообрядческой белокриницкой иерархии и сами сподобились рукоположения в священнический сан. Народ шел к молодым отшельникам кто за благословением, кто за советом, а кто и ради нужды какой. Летом 1857 года, в Петров пост, были обнаружены их тела. Найденный преступник показал, что боголюбивые отцы сподобились мученического венца 18 января (31 января по новому стилю). За полгода тела их совершенно не подверглись тлению! Это так поразило местных жителей, до этого не признававших истинность старообрядческого священства, что они во множестве обратились к исконному Православию.

   Ощаясь с разными людьми, приходится разъяснять очень простую истину. Святые, канонизированные Церковью, это конкретные исторические личности. Их должны хорошо знать и подтверждать их богоугодное житие широкий круг людей. Признак нетления и чудеса, совершаемые на месте их упокоения и при молитвенном обращении к ним, говорят о том, что эти люди угодили своим житием Богу. По благословению высшего руководства Церкви, производится освидетельствование. Господь сохраняет нетлением их тела не для них самих, уже достигших Небесного Отечества, а для нас, чтобы дать нам зримый образ их святости.

   Пред нашим походом матушка Христина рассказывала недавнюю историю. В январе этого года местный житель, желая получить облегчение своей болезни, многократно посещал источник, а затем решил облиться. Мороз стоял под тридцать градусов. Они с приятелем приехали на мотоцикле, затем дошли до источника на лыжах. Зимой родник точится весьма слабо. Он облился той водой, которую удалось набрать. Вернулись домой тем же путем – вначале пешком, затем на мотоцикле. И не простыл! Дивен Бог во святых Его.

    Снег в лесу глубокий – не менее метра. Лыжами мы как-то не озаботились, уповая на промысел Божий, да и полагая, что тропинка где-то есть, ведь посещение святого места не прекращается ни летом ни зимой. От деревни до источника километра два, не более. Конечно же, путь вдоль реки да и по самой реке есть. Но только на лыжах. Лучше на охотничьих.

   Нст еще не успел стать, и лыжня, хоть и неплохая, но без лыж не держит. Идем по лыжне цепочкой, стараясь ступать след в след. Когда впереди идущий провалился – тебе все равно легче ступать в его след, чем провалиться самому. А проваливаешься по пояс. Вот лыжня пошла дальше, а мы поворачиваем и идем по целине последние метров сто. Радость от победы над собой и исполненного труда, благодать этого святого места, сняли усталость. Пробиваем тропинку к часовенке деревянной лопатой, которую принесли с собой. Поклонились мощам и спели величание заступникам благочестия, пострадавшим за веру и просиявшим во укрепление истинного Православия. Выпили ледяной воды из источника: она была необыкновенно вкусна. Разгоряченные таким необычным походом, мы пили не остерегаясь, умывались, набирали фляги домой. Обратный путь был много легче, хотя и тащили волоком по снегу наполненные канистру и флягу с водой.

   Жнщины (в городской одежде – пальто и сапоги) удивили нас, да и самих себя, похоже, не менее, своей твердой решимостью непременно дойти до источника. И дошли! Беспрестанно, едва ли не каждый шаг проваливаясь и призывая: «Святии преподобномученицы Константине и Аркадие, молите Бога о нас!»

   Зкончить повествование об этом путешествии хочется словами святителя Иоанна Златоуста в Похвальном слове святому Игнатию Богоносцу: «Будем вседневно притекать к сему святому для принятия от него духовных даров. Всякий, притекающий к нему с верою, приобретает великие блага. Ибо не только тела, но и самые гробы святых преисполнены даров благодати… Посему призываю всех вас: в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мирском несчастии, или в глубине греховной – притекайте сюда с верою: вы получите помощь и с великою радостью возвратитесь отсюда, приобретши одним воззрением облегчение вашей совести… Сие сокровище благопотребно для всех, сие пристанище надежно».

   А.Зенцов март 2002



назад


Яндекс.Метрика